Лада а-ля Мор — Веста Кросс, экспорт, новый «автомат» и монодзукури
Московский автосалон в этом году не единственный автомобильный форум, который проходит в столице в конце августа, и, возможно, даже не самый важный. На пару дней раньше, 22 августа, в Экспоцентре на Красной Пресне открылась выставка MIMS Автомеханика, посвященная в этом году производству автокомпонентов в России, или иными словами — локализации. В рамках этой выставки 23 августа прошел Московский международный форум автомобилестроения (IMAF), который собрал главных участников российской автомобильной индустрии. Известия с этого форума даже слегка обогнали новости с автосалона.
Например, именно сюда со своим первым публичным программным спичем приехал президент АвтоВАЗа Николя Мор. Его план преобразования АвтоВАЗа содержит несколько сюрпризов. Ключевыми задачами, наряду с ростом продаж и уровня качества, Мор назвал увеличение объемов экспорта, повышение уровня локализации и снижение себестоимости автомобилей. Причем решать эти задачи АвтоВАЗ планирует весьма нетривиальными методами.
Из речи вазовского президента выходило, что новые модели вовсе не самый важный элемент этой стратегии. Николя Мор подтвердил, что в 2017 году стартует выпуск Весты с кузовом универсал, а также модификации Кросс, причем, по нашим данным, речь идет не только о приподнятом «сарае», но и о седане с «внедорожным» обвесом.
Концепт Лада Веста Кросс 2015 года
До 2025 года у Лады появятся восемь новых моделей, однако на ближайшие три года запланированы лишь три премьеры и четыре фейслифтинга. Две новинки — это как раз Веста-универсал и Веста Кросс, а на роль третьей претендуют XRAY Кросс или новый компактный кроссовер XCode, прообраз которого Лада представит завтра в рамках Московского автосалона. Кандидаты на фейслифтинг — Гранта, Калина, Ларгус и Приора.
Прогноз восстановления рынка в России по Мору скорее сдержанный: в 2017 году продажи могут подняться до 1,4 млн машин, в 2018-м — до 1,8 млн, а при самом оптимистичном сценарии к 2020-му достигнут уровня 2,2 млн машин. Что касается объемов производства самого АвтоВАЗа, то в этом году он планирует выпустить 416 тысяч автомобилей, включая и машинокомплекты, но доля машин под брендом Лада составит лишь 300 тысяч. Поэтому главной движущей силой должен стать экспорт. Тут стоит вспомнить, что Минпромторг поставил перед автоиндустрией стратегическую задачу к 2025 году отправлять на экспорт 20% произведенных в России автомобилей.
АвтоВАЗ от этого пока бесконечно далек: если в 2012 году за рубеж было отправлено 93 тысячи машин, то в 2015-м только 31 тысяча, хотя за семь месяцев этого года — уже 29 тысяч. Поэтому Мор обозначил целый набор мер, благодаря которым АвтоВАЗ мог бы преодолеть эту проблему: это усилия по созданию локальных сборочных производств, развитию дилерских сетей, улучшению имиджа Лады, работа по адаптации машин под требования зарубежных рынков, среди которых наиболее любопытные — это наличие в гамме праворульных версий, модификаций с «автоматами» и с интернациональной навигационной системой. Очень привлекательные ниши для экспансии Лады Мор видит, например, в Венгрии и в Германии (хотя это потребует затрат на подгонку автомобилей под нормы безопасности и экологичности), кроме того, идут исследования по выходу на рынок Ливана, некоторых арабских стран и Южной Америки.
Однако свой пассаж о наращивании экспорта Мор подытожил неожиданным тезисом: сложная доставка автомобилей из России обходится слишком дорого, поэтому без поддержки со стороны государства Ладе за рубежом тяжело будет оказаться конкурентоспособной.
Тизер концепта Лада XCode
Отдельное внимание теме «автомата». Мор совершенно справедливо считает, что нынешняя четырехступенчатая трансмиссия Jatco и вазовский «робот» не совсем то, что поможет Ладе завоевать новых клиентов в Европе или на других континентах: нужен более современный «автомат». А главное — локализованный. Мор пояснил, что в Тольятти рассматривают варианты применения нынешней коробки Jatco на других моделях, помимо Калины и Гранты (спекуляции о том, что этот «автомат» будут ставить и на Весту, появились в интернете сегодня утром), однако локализовывать такую трансмиссию АвтоВАЗ не будет. Речь идет о поиске и производстве в России нового, более современного, «автомата», причем Мор упомянул, что этот поиск координируется с Минпромторгом, — это может означать некий «национальный» статус этого проекта: «автомата» российской сборки ни у одного автопроизводителя пока нет.
Однако едва ли не самая важная часть программы Мора касалась снижения себестоимости компонентов, которые АвтоВАЗ получает от своих поставщиков. Задача обозначена бескомпромиссно: до конца 2017 года снизить эти издержки на 20%!
За счет чего? Тут господин Мор перешел с английского на японский и произнес слово «монодзукури», которым в автоиндустрии принято обозначать процессы оптимизации или упрощения продукта и производственных процессов. Уже в этом году инженеры и закупщики АвтоВАЗа начнут проводить для своих поставщиков «воркшопы» — то есть семинары и практические тренинги — по снижению себестоимости. «К примеру, мы будем смотреть, можно ли заменить какие-то алюминиевые детали пластиковыми, а фрезерованные — штампованными», — пояснил президент АвтоВАЗа. По его словам, поставщики эту идею восприняли позитивно, однако Мор все же оговорился, что если эти меры не дадут нужного эффекта, то АвтоВАЗ будет применять новые коммерческие условия для закупки компонентов.
Как это отразится на ценах автомобилей Лада, президент пока не уточнил. Но это как минимум поможет вернуть АвтоВАЗ к безубыточности — по плану Мора, в плюс компания должна выйти к 2018 году. К тому же теперь стало чуть более понятно, в чем заключается задача по работе и «воспитанию» российских поставщиков, которую перед Мором ставили акционеры из Ростеха.
Еще больше новостей и деталей о Ладе мы узнаем завтра, в первый день работы Московского автосалона, где АвтоВАЗ обещает показать шесть концептуальных и предсерийных автомобилей.