ОСАГО: полис розовеет, выплаты краснеют?
Полис ОСАГО перенес рестайлинг: с 1 июля он стал розовым, но от действующих зеленых бланков новые отличаются еще и усиленной защитой против подделывания. Однако до 1 октября будет действовать переходный период, когда страховщики имеют право выписывать и документы старого образца. Специально менять свою страховку автомобилистам не нужно: все выписанные до 1 октября «старые» полисы сохранят силу до конца своего срока действия. На цене страховки и на ее условиях эта замена тоже не отразится: тарифы остаются прежними, а все расходы на более дорогой бланк — его себестоимость выросла на 70 копеек — должны понести страховые компании.
Замена потребовалась после повышения тарифов на автогражданку в 2014 и 2015 годах, когда в России начал расцветать рынок фальшивых полисов. Фиктивные бланки высокого качества изготовлены в типографиях стран СНГ и Восточной Европы, объем их продажи Российский союз автостраховщиков оценивает в один миллион штук ежегодно, что косвенно подтверждается спадом продаж подлинных полисов ОСАГО: за первые пять месяцев этого года было заключено 15 млн 502 тысячи договоров, то есть на 200 тысяч меньше, чем в январе—мае прошлого года.
Страховые компании уже получили почти 2,8 млн новых бланков, которые защищены измененными водяными знаками и металлизированной нитью. По оценке РСА, мошенникам потребуется один—два года на то, чтобы освоить новый формат. Наряду с повышенной защитой на бланках теперь появится QR-код, с помощью которого можно через интернет проверить подлинность полиса в базе РСА, а вдобавок должны быть указаны данные о скидке по системе бонус-малус.
Кроме новых полисов, автовладельцы этим летом познакомятся еще и с обновленными ценовыми справочниками, на основе которых страховщики обязаны рассчитывать возмещение по ОСАГО. Эти справочники, по сути, официальные прайс-листы на запчасти, материалы и нормочасы при восстановительном ремонте. РСА обновляет массив данных раз в полгода, и для всех калькуляций по ОСАГО после 1 июня в России действуют уже актуализированные справочники.
РСА официально сообщил, что, несмотря на укрепление рубля в последние шесть месяцев, запчасти продолжали дорожать, и поэтому расценки в справочниках выросли в среднем на 4—5%. Это должно быть на руку автовладельцам. Чтобы проверить реальное положение дел, независимые эксперты-техники из компании «Группа содействия Дельта» специально для Авторевю сопоставили цены запчастей, используя прежние и обновленные справочники.
Для расчета была взята условная корзина из двух десятков деталей, которые чаще всего повреждают при ударе спереди или сзади. В набор вошли рычаг и кулак передней подвески, колесо, бамперы, переднее крыло, брызговик и лонжерон, передняя и задняя светотехника, крышка багажника, капот и некоторые другие элементы. Подобный ремкомплект был сформирован для 21 автомобиля из числа распространенных легковушек разных классов — от вазовских Гранты и Приоры до внедорожников Toyota Land Cruiser и Range Rover.
Итоговые суммы мы свели в общую таблицу, но не принимайте эти цифры за размер страховых выплат, ведь мы сознательно не брали в расчет величину износа, которая определяется индивидуально для каждого автомобиля. В данном случае это лишь цена набора новых деталей, рассчитанная по справочнику РСА на май и декабрь 2015 года, в сравнении с ценой такого же набора в июне нынешнего года.
А чтобы привязать эти суммы к реальности, мы приводим еще и цену той же корзины, но сформированной уже по рыночным каталогам — с использованием предложений интернет-магазинов. Неоригинальные запчасти-заменители в данном случае в расчет не принимались, все кузовные детали — только с оригинальным каталожным номером, фары и фонари — от фирм-производителей оптики (Hella, Bosch и т.п.), а срок доставки заказа — от 6 до 20 дней.
Цены, руб. | Центральный регион | Поволжский регион | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Справочник РСА | Последнее изменение | Рыночная цена на 01.06.2016 | Разница с рыночной ценой | Справочник РСА | Последнее изменение | Рыночная цена на 01.06.2016 | Разница с рыночной ценой | |||||||
10.12.2014 | 10.05.2015 | 10.12.2015 | 01.06.2016 | 10.12.2014 | 10.05.2015 | 10.12.2015 | 01.06.2016 | |||||||
Лада Приора ВАЗ 2170 | 46 499 | 48 284 | 77 827 | 55 989 | -28,06% | 57 276 | -2,25% | 45 595 | 50 708 | 77 827 | 62 146 | -20,15% | 63 004 | -1,36% |
Лада Гранта ВАЗ 2190 | 57 430 | 54 376 | 63 426 | 52 304 | -17,54% | 62 875 | -16,81% | 57 430 | 56 842 | 63 426 | 57 227 | -9,77% | 71 123 | -19,54% |
Kia Rio | 182 714 | 174 529 | 150 348 | 198 401 | 31,96% | 175 168 | 13,26% | 189 686 | 183 304 | 150 348 | 220 126 | 46,41% | 165 409 | 33,08% |
Volkswagen Polo | 142 075 | 152 087 | 162 328 | 137 231 | -15,46% | 169 346 | -18,96% | 148 169 | 159 317 | 162 328 | 152 296 | -6,18% | 165 696 | -8,09% |
Hyundai Solaris | 123 623 | 191 050 | 176 567 | 206 138 | 16,75% | 176 648 | 16,69% | 129 835 | 200 507 | 176 567 | 228 910 | 29,64% | 183 258 | 24,91% |
Renault Logan | 166 946 | 153 425 | 181 332 | 185 276 | 2,18% | 201 681 | -8,13% | 173 886 | 159 765 | 181 332 | 203 893 | 12,44% | 197 626 | 3,17% |
Skoda Octavia | 172 625 | 184 416 | 165 723 | 153 571 | -7,33% | 223 489 | -31,28% | 181 213 | 193 554 | 165 723 | 170 457 | 2,86% | 237 638 | -28,27% |
Ford Foсus | 194 075 | 206 990 | 194 564 | 205 210 | 5,47% | 238 514 | -13,96% | 201 658 | 216 154 | 194 564 | 226 991 | 16,67% | 252 373 | -10,06% |
Mazda 3 | 190 741 | 169 353 | 188 518 | 171 221 | -9,18% | 224 882 | -23,86% | 200 167 | 177 802 | 188 518 | 190 164 | 0,87% | 220 515 | -13,76% |
Opel Astra | 263 754 | 332 363 | 283 067 | 308 320 | 8,92% | 323 348 | -4,65% | 277 063 | 348 901 | 283 067 | 342 262 | 20,91% | 316 377 | 8,18% |
Mitsubishi Lancer | 209 665 | 318 659 | 319 481 | 288 080 | -9,83% | 293 270 | -1,77% | 220 070 | 334 374 | 319 481 | 319 761 | 0,09% | 345 865 | -7,55% |
Nissan Qashqai | 232 037 | 263 881 | 242 374 | 280 716 | 15,82% | 295 182 | -4,90% | 241 702 | 275 064 | 242 374 | 307 544 | 26,89% | 331 276 | -7,16% |
Volkswagen Passat | 248 929 | 336 184 | 337 283 | 290 886 | -13,76% | 372 964 | -22,01% | 261 412 | 353 062 | 337 283 | 322 840 | -4,28% | 364 925 | -11,53% |
Toyota Corolla | 291 060 | 401 578 | 312 524 | 387 340 | 23,94% | 428 516 | -9,61% | 305 686 | 422 137 | 312 524 | 430 180 | 37,65% | 418 588 | 2,77% |
Toyota Camry | 391 126 | 518 170 | 504 610 | 525 970 | 4,23% | 491 175 | 7,08% | 409 869 | 544 340 | 504 610 | 584 060 | 15,74% | 480 589 | 21,53% |
Audi A6 | 390 163 | 374 033 | 548 466 | 526 549 | -4,00% | 611 042 | -13,83% | 409 535 | 392 836 | 548 466 | 583 896 | 6,46% | 597 869 | -2,34% |
Mercedes-Benz E класса | 440 926 | 632 181 | 593 309 | 741 548 | 24,99% | 624 443 | 18,75% | 462 823 | 664 025 | 593 309 | 823 104 | 38,73% | 667 959 | 23,23% |
Toyota Land Cruiser | 416 802 | 595 058 | 554 983 | 662 555 | 19,38% | 707 179 | -6,31% | 437 508 | 624 914 | 554 983 | 735 117 | 32,46% | 759 362 | -3,19% |
Porsche Cayenne | 506 610 | 957 510 | 853 150 | 734 340 | -13,93% | 737 587 | -0,44% | 528 230 | 1 005 820 | 853 150 | 815 120 | -4,46% | 796 555 | 2,33% |
Range Rover | 514 707 | 482 275 | 715 943 | 719 141 | 0,45% | 796 565 | -9,72% | 540 447 | 506 393 | 715 943 | 797 239 | 11,36% | 897 487 | -11,17% |
BMW X5 | 570 455 | 727 183 | 692 250 | 684 422 | -1,13% | 834 035 | -17,94% | 599 345 | 762 107 | 692 250 | 759 709 | 9,74% | 924 579 | -17,83% |
Среднее значение | 273 951 | 346 361 | 348 480 | 357 867 | 2,69% | 383 104 | -6,59% | 286 730 | 363 425 | 348 480 | 396 812 | 13,87% | 402 765 | -1,48% |
Общей закономерности пока не прослеживается, хотя средняя цена запчастей для автомобилей в Центральном регионе России, действительно, немного выросла — на 2,7%. Однако в частных случаях результаты настораживают. Например, нельзя не заметить, что расценки на запчасти для Лады, по версии РСА, с прошлого декабря не повысились, а снизились на 20—30%! Для Приоры набор подешевел на 22 тысячи рублей, то есть почти на треть, а для Гранты — на 11 тысяч рублей.
К примеру, в декабре прошлого года левая передняя фара на Гранту по справочнику РСА в сборе стоила 6790 рублей, а теперь — только 2880. Хотя даже интернет-магазины ее предлагают за 5600 рублей. Или капот на Приору, который за то же время подешевел в справочниках с 14300 до 8450 рублей. Неприятный сюрприз! Похожим образом обесценились и детали для машин Volkswagen Polo (минус 15%), Volkswagen Passat (минус 14%), Mitsubishi Lancer и Mazda 3 (минус 9—10%) и Porsche Cayenne (минус 14%).
С другой стороны, на автомобили Toyota Land Cruiser и Toyota Corolla, Kia Rio, Hyundai Solaris, Nissan Qashqai и Mercedes E-класса запчасти в справочниках подорожали на 15—30%! Но при этом цена ремкомплекта, рассчитанного по методике ОСАГО, как правило, все равно остается заниженной по отношению к рыночному предложению. В наших расчетах «страховая» ремонтная корзина до вычета износа превысила цену «рыночной» только у четырех автомобилей: это Е-класс, Rio, Solaris и Toyota Camry.
Такова картина в центральных регионах России, но расчеты показывают, что расклад не сильно меняется и в Поволжье, хотя уровень расценок на запчасти там примерно на 10% выше центральнороссийских и наш «страховой» ремкомплект дороже «рыночного» уже для восьми автомобилей из двадцати одного.
В справочниках РСА, помимо этого, содержатся еще и ориентировочные расценки на нормочасы ремонтных работ и нормативы цен на покраску, однако проверить их и сопоставить с рыночными сложнее, чем в случае с запчастями.
Как летняя актуализация скажется на размерах выплат, мы сможем почувствовать в ближайшие полгода. И в связи с этим нелишним будет напомнить, что, согласно данным РСА, в январе—мае 2016-го рост выплат по ОСАГО почти в два раза опередил рост средней премии. В сравнении с тем же периодом прошлого года полис в среднем подорожал на 26% — с 4733 до 5955 рублей, а сумма выплаты возросла на 44% — с 42,5 тысячи до 61,3 тысячи рублей. В целом страховщики по ОСАГО за пять месяцев собрали 92,3 млрд рублей, а выплатили 61,6 млрд — и уже рассказали общественности, что тренд на опережающий рост выплат становится все более явным от месяца к месяцу. А это грозит тем, что в ближайшее время ОСАГО для страховых компаний снова может оказаться «глубоко убыточным бизнесом», оздоровить который способно только повышение тарифов.