ОСАГО: полис розовеет, выплаты краснеют?

Фото: РСА

Полис ОСАГО перенес рестайлинг: с 1 июля он стал розовым, но от действующих зеленых бланков новые отличаются еще и усиленной защитой против подделывания. Однако до 1 октября будет действовать переходный период, когда страховщики имеют право выписывать и документы старого образца. Специально менять свою страховку автомобилистам не нужно: все выписанные до 1 октября «старые» полисы сохранят силу до конца своего срока действия. На цене страховки и на ее условиях эта замена тоже не отразится: тарифы остаются прежними, а все расходы на более дорогой бланк — его себестоимость выросла на 70 копеек — должны понести страховые компании.

Замена потребовалась после повышения тарифов на автогражданку в 2014 и 2015 годах, когда в России начал расцветать рынок фальшивых полисов. Фиктивные бланки высокого качества изготовлены в типографиях стран СНГ и Восточной Европы, объем их продажи Российский союз автостраховщиков оценивает в один миллион штук ежегодно, что косвенно подтверждается спадом продаж подлинных полисов ОСАГО: за первые пять месяцев этого года было заключено 15 млн 502 тысячи договоров, то есть на 200 тысяч меньше, чем в январе—мае прошлого года.

Страховые компании уже получили почти 2,8 млн новых бланков, которые защищены измененными водяными знаками и металлизированной нитью. По оценке РСА, мошенникам потребуется один—два года на то, чтобы освоить новый формат. Наряду с повышенной защитой на бланках теперь появится QR-код, с помощью которого можно через интернет проверить подлинность полиса в базе РСА, а вдобавок должны быть указаны данные о скидке по системе бонус-малус.

Кроме новых полисов, автовладельцы этим летом познакомятся еще и с обновленными ценовыми справочниками, на основе которых страховщики обязаны рассчитывать возмещение по ОСАГО. Эти справочники, по сути, официальные прайс-листы на запчасти, материалы и нормочасы при восстановительном ремонте. РСА обновляет массив данных раз в полгода, и для всех калькуляций по ОСАГО после 1 июня в России действуют уже актуализированные справочники.

РСА официально сообщил, что, несмотря на укрепление рубля в последние шесть месяцев, запчасти продолжали дорожать, и поэтому расценки в справочниках выросли в среднем на 4—5%. Это должно быть на руку автовладельцам. Чтобы проверить реальное положение дел, независимые эксперты-техники из компании «Группа содействия Дельта» специально для Авторевю сопоставили цены запчастей, используя прежние и обновленные справочники.

Для расчета была взята условная корзина из двух десятков деталей, которые чаще всего повреждают при ударе спереди или сзади. В набор вошли рычаг и кулак передней подвески, колесо, бамперы, переднее крыло, брызговик и лонжерон, передняя и задняя светотехника, крышка багажника, капот и некоторые другие элементы. Подобный ремкомплект был сформирован для 21 автомобиля из числа распространенных легковушек разных классов — от вазовских Гранты и Приоры до внедорожников Toyota Land Cruiser и Range Rover.

Итоговые суммы мы свели в общую таблицу, но не принимайте эти цифры за размер страховых выплат, ведь мы сознательно не брали в расчет величину износа, которая определяется индивидуально для каждого автомобиля. В данном случае это лишь цена набора новых деталей, рассчитанная по справочнику РСА на май и декабрь 2015 года, в сравнении с ценой такого же набора в июне нынешнего года.

А чтобы привязать эти суммы к реальности, мы приводим еще и цену той же корзины, но сформированной уже по рыночным каталогам — с использованием предложений интернет-магазинов. Неоригинальные запчасти-заменители в данном случае в расчет не принимались, все кузовные детали — только с оригинальным каталожным номером, фары и фонари — от фирм-производителей оптики (Hella, Bosch и т.п.), а срок доставки заказа — от 6 до 20 дней.

Цены, руб. Центральный регион Поволжский регион
Справочник РСА Последнее изменение Рыночная цена на 01.06.2016 Разница с рыночной ценой Справочник РСА Последнее изменение Рыночная цена на 01.06.2016 Разница с рыночной ценой
10.12.2014 10.05.2015 10.12.2015 01.06.2016 10.12.2014 10.05.2015 10.12.2015 01.06.2016
Лада Приора ВАЗ 2170 46 499 48 284 77 827 55 989 -28,06% 57 276 -2,25% 45 595 50 708 77 827 62 146 -20,15% 63 004 -1,36%
Лада Гранта ВАЗ 2190 57 430 54 376 63 426 52 304 -17,54% 62 875 -16,81% 57 430 56 842 63 426 57 227 -9,77% 71 123 -19,54%
Kia Rio 182 714 174 529 150 348 198 401 31,96% 175 168 13,26% 189 686 183 304 150 348 220 126 46,41% 165 409 33,08%
Volkswagen Polo 142 075 152 087 162 328 137 231 -15,46% 169 346 -18,96% 148 169 159 317 162 328 152 296 -6,18% 165 696 -8,09%
Hyundai Solaris 123 623 191 050 176 567 206 138 16,75% 176 648 16,69% 129 835 200 507 176 567 228 910 29,64% 183 258 24,91%
Renault Logan 166 946 153 425 181 332 185 276 2,18% 201 681 -8,13% 173 886 159 765 181 332 203 893 12,44% 197 626 3,17%
Skoda Octavia 172 625 184 416 165 723 153 571 -7,33% 223 489 -31,28% 181 213 193 554 165 723 170 457 2,86% 237 638 -28,27%
Ford Foсus 194 075 206 990 194 564 205 210 5,47% 238 514 -13,96% 201 658 216 154 194 564 226 991 16,67% 252 373 -10,06%
Mazda 3 190 741 169 353 188 518 171 221 -9,18% 224 882 -23,86% 200 167 177 802 188 518 190 164 0,87% 220 515 -13,76%
Opel Astra 263 754 332 363 283 067 308 320 8,92% 323 348 -4,65% 277 063 348 901 283 067 342 262 20,91% 316 377 8,18%
Mitsubishi Lancer 209 665 318 659 319 481 288 080 -9,83% 293 270 -1,77% 220 070 334 374 319 481 319 761 0,09% 345 865 -7,55%
Nissan Qashqai 232 037 263 881 242 374 280 716 15,82% 295 182 -4,90% 241 702 275 064 242 374 307 544 26,89% 331 276 -7,16%
Volkswagen Passat 248 929 336 184 337 283 290 886 -13,76% 372 964 -22,01% 261 412 353 062 337 283 322 840 -4,28% 364 925 -11,53%
Toyota Corolla 291 060 401 578 312 524 387 340 23,94% 428 516 -9,61% 305 686 422 137 312 524 430 180 37,65% 418 588 2,77%
Toyota Camry 391 126 518 170 504 610 525 970 4,23% 491 175 7,08% 409 869 544 340 504 610 584 060 15,74% 480 589 21,53%
Audi A6 390 163 374 033 548 466 526 549 -4,00% 611 042 -13,83% 409 535 392 836 548 466 583 896 6,46% 597 869 -2,34%
Mercedes-Benz E класса 440 926 632 181 593 309 741 548 24,99% 624 443 18,75% 462 823 664 025 593 309 823 104 38,73% 667 959 23,23%
Toyota Land Cruiser 416 802 595 058 554 983 662 555 19,38% 707 179 -6,31% 437 508 624 914 554 983 735 117 32,46% 759 362 -3,19%
Porsche Cayenne 506 610 957 510 853 150 734 340 -13,93% 737 587 -0,44% 528 230 1 005 820 853 150 815 120 -4,46% 796 555 2,33%
Range Rover 514 707 482 275 715 943 719 141 0,45% 796 565 -9,72% 540 447 506 393 715 943 797 239 11,36% 897 487 -11,17%
BMW X5 570 455 727 183 692 250 684 422 -1,13% 834 035 -17,94% 599 345 762 107 692 250 759 709 9,74% 924 579 -17,83%
Среднее значение 273 951 346 361 348 480 357 867 2,69% 383 104 -6,59% 286 730 363 425 348 480 396 812 13,87% 402 765 -1,48%

Общей закономерности пока не прослеживается, хотя средняя цена запчастей для автомобилей в Центральном регионе России, действительно, немного выросла — на 2,7%. Однако в частных случаях результаты настораживают. Например, нельзя не заметить, что расценки на запчасти для Лады, по версии РСА, с прошлого декабря не повысились, а снизились на 20—30%! Для Приоры набор подешевел на 22 тысячи рублей, то есть почти на треть, а для Гранты — на 11 тысяч рублей.

К примеру, в декабре прошлого года левая передняя фара на Гранту по справочнику РСА в сборе стоила 6790 рублей, а теперь — только 2880. Хотя даже интернет-магазины ее предлагают за 5600 рублей. Или капот на Приору, который за то же время подешевел в справочниках с 14300 до 8450 рублей. Неприятный сюрприз! Похожим образом обесценились и детали для машин Volkswagen Polo (минус 15%), Volkswagen Passat (минус 14%), Mitsubishi Lancer и Mazda 3 (минус 9—10%) и Porsche Cayenne (минус 14%).

С другой стороны, на автомобили Toyota Land Cruiser и Toyota Corolla, Kia Rio, Hyundai Solaris, Nissan Qashqai и Mercedes E-класса запчасти в справочниках подорожали на 15—30%! Но при этом цена ремкомплекта, рассчитанного по методике ОСАГО, как правило, все равно остается заниженной по отношению к рыночному предложению. В наших расчетах «страховая» ремонтная корзина до вычета износа превысила цену «рыночной» только у четырех автомобилей: это Е-класс, Rio, Solaris и Toyota Camry.

Такова картина в центральных регионах России, но расчеты показывают, что расклад не сильно меняется и в Поволжье, хотя уровень расценок на запчасти там примерно на 10% выше центральнороссийских и наш «страховой» ремкомплект дороже «рыночного» уже для восьми автомобилей из двадцати одного.

В справочниках РСА, помимо этого, содержатся еще и ориентировочные расценки на нормочасы ремонтных работ и нормативы цен на покраску, однако проверить их и сопоставить с рыночными сложнее, чем в случае с запчастями.

Как летняя актуализация скажется на размерах выплат, мы сможем почувствовать в ближайшие полгода. И в связи с этим нелишним будет напомнить, что, согласно данным РСА, в январе—мае 2016-го рост выплат по ОСАГО почти в два раза опередил рост средней премии. В сравнении с тем же периодом прошлого года полис в среднем подорожал на 26% — с 4733 до 5955 рублей, а сумма выплаты возросла на 44% — с 42,5 тысячи до 61,3 тысячи рублей. В целом страховщики по ОСАГО за пять месяцев собрали 92,3 млрд рублей, а выплатили 61,6 млрд — и уже рассказали общественности, что тренд на опережающий рост выплат становится все более явным от месяца к месяцу. А это грозит тем, что в ближайшее время ОСАГО для страховых компаний снова может оказаться «глубоко убыточным бизнесом», оздоровить который способно только повышение тарифов.

Рекомендованные статьи