Аэрокосмические инженеры создали трицикл TerraCraft с хитрой подвеской

Фото: Hayley Haaland

Наклоняющийся в поворотах трицикл? Кинематика подвески для подобных транспортных средств была разработана полвека назад англичанином Джорджем Уоллисом, а трехколесные мотоциклы с «параллелограммными» механизмами сейчас есть в программе многих мотофирм, например Piaggio, Gilera и Peugeot. Их плюсы — устойчивость и высокая скорость прохождения поворотов, ведь из-за наклона центробежная сила уравновешивается силой тяжести.

Однако с наклоняющимися трехколесными автомобилями история другая. Можно вспомнить концепты General Motors Lean Machine, Mercedes-Benz F300 Life Jet, BMW Clever и, конечно же, мелкосерийный Carver One от голландской компании Vandenbrink. Но дороговизна, связанная с использованием сложной электроники, не позволила немцам запустить трехколески в серию и похоронила голландский проект: всего было сделано лишь около двух сотен Карверов.

Тем не менее вновь войти в эту реку решили американцы из техасской компании TerraCraft, организованной инженерами из аэрокосмической отрасли. На их счету стыковочные модули для орбитальных станций, координация американской и российской космических программ, оборудование для разведывательного самолета U-2 и целый ряд других проектов для NASA и авиационных компаний. Интересно, что основные сотрудники фирмы не получают зарплату: они, наоборот, вкладывают в развитие собственные деньги, получая процент дивидендов.

Проект трехколески SuperTrike родился два года назад как факультативная задача: глава компании Джеймс Эбботт решил сделать свою машину для поездок на работу. Но в процессе одержимые инженеры загорелись идеей создать нечто совершенно небывалое: трехколесник, не только наклоняющийся в поворотах, но и компенсирующий дорожные неровности, к которым автомобили с тройной колеей особенно чувствительны.

Для решения проблемы пришлось разнести системы рулевого управления и наклона кузова. Существующий пока что в единственном экземпляре TerraCraft SuperTrike TC1 выполнен, как и Mercedes F300 Life Jet, по схеме «обратного трайка»: с двумя передними колесами и одним задним (противоположную схему «дельта» с одним передним колесом, как у Карвера, американцы сочли бесперспективной). Рулевая трапеция управляется мотоциклетным штурвалом — с привычными рукоятками сцепления и тормоза. А подвеска контролируется патентованной «Интерактивной системой контроля наклона» CoPilot. С помощью акселерометров, датчиков, гироскопов и потенциометров она оценивает скорость, наклон дороги, положение машины и даже распределение массы (водитель и пассажир сидят друг за другом) — и подает корректирующие сигналы гидроцилиндрам наклона передней подвески. В результате обещаны «беспрецедентная» плавность хода и максимально динамичное прохождение поворотов.

Интересно, что наклонить машину можно и без компьютерной системы, — например, на стоянке: для этого предусмотрены отдельные кнопки. Максимальный наклон кузова сейчас составляет 30 градусов, хотя в городских условиях и такая величина достигается редко. А для желающих испытать трехколеску на треке предусмотрено увеличение угла до 45 градусов. Кузов Терракрафта построен на пространственном трубчатом каркасе, сиденья снабжены ремнями безопасности, хотя по законодательству необходимости в них нет: в США трехколесник классифицируется как мотоцикл.

Закончив дорожные испытания, фирма TerraCraft Motors объявила о начале приема заказов. О серийном производстве речи пока не идет: каждая машина будет строиться по индивидуальным спецификациям, а в первый год техасцы планируют сделать не более двенадцати трайков. На прототипе TC1 установлен шестицилиндровый оппозитный мотор от мотоцикла Honda Gold Wing, выдающий около 100 л.с., однако американцы обещают приспособить шасси практически к любому двигателю по выбору заказчика. Кроме того, в списке опций есть закрывающийся «колпак» салона и активные аэродинамические элементы: сейчас TerraCraft проводит их финальную доводку.

Прайс-лист на SuperTrike начинается с 80 тысяч долларов: не так много, если вспомнить, что обходящийся без «умной» электроники Morgan 3 Wheeler стоит в Европе как минимум 56 тысяч долларов. А попутно компания TerraCraft Motors предлагает всем желающим технологии системы CoPilot. Цена договорная.

Рекомендованные статьи