Лада в Казахстане: завод полного цикла запустят в 2018 году
Президент АвтоВАЗа Николя Мор посетил строящийся завод в Казахстане и рассказал о перспективах этой производственной площадки. Строительство нового предприятия совместно с местной компанией Азия Авто началось осенью 2013 года. Первоначально запуск был запланирован на этот год, но кризис и резко упавший спрос на автомобили вынудили сдвинуть срок запуска еще на два года. На сегодняшний день работы по монтажу инженерных коммуникаций (подъездных путей, электросети, водо- и теплоснабжения) выполнены на 79%, а старт работ по строительству железнодорожных путей намечен на следующий год. Площадь предприятия — 523 гектара.
Инвестиции в базовые мощности первой очереди проекта составят 380 млн долларов (из них 58 млн уже вложила Азия Авто), а общие затраты на новое предприятие по плану превысят 500 млн долларов, хотя эта сумма в итоге наверняка заметно вырастет. Первая очередь завода предусматривает мощности для производства 60 тысяч машин в год по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов. К слову, это не первое подобное предприятие в Казахстане: еще в 2013 году на заводе Агромашхолдинг (ныне СарыаркаАвтоПром) начали производство внедорожников SsangYong Nomad по полному циклу, позже к ним добавили модель Toyota Fortuner, хотя фактический объем выпуска не превышает пару тысяч машин в год. А совместное предприятие АвтоВАЗа и Азии Авто по плану должны расширить до 120 тысяч автомобилей ежегодно! Хотя со сбытом такого количества автомобилей, мягко говоря, возникнут проблемы.
Основными рынками сбыта по плану станут сам Казахстан, другие страны Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия), а также республики Центральной Азии: Туркменистан, Таджикистан и Монголия. Но в Казахстане в прошлом году продано только 24,5 тысячи автомобилей Лада, а в других перечисленных странах (кроме России) продажи еще намного ниже. Что касается России, то здесь серьезно недозагружены сам АвтоВАЗ и завод Лада Ижевск, поэтому поставки к нам машин из Казахстана выглядят очень сомнительно.
Пока буксует и «отверточное» производство на существующих мощностях завода Азия Авто. Этим летом здесь начали сборку седанов Лада Гранта, универсалов Калина и пятидверных внедорожников Лада 4х4 (трехдверки в Усть-Каменогорске выпускают с 2003 года). Но старт производства Ларгуса перенесен с сентября на ноябрь, Веста отложена на более поздний срок, а Приора и XRAY пока и вовсе исчезли из планов завода.