Микрокары на краш-тестах Euro NCAP: дубль два
Два года назад ассоциация Euro NCAP провела первую серию краш-тестов транспортных средств европейской категории L7e (тяжелые квадроциклы), к которой формально относятся многие популярные в Старом Свете микромобильчики, не требующие наличия водительского удостоверения. Результаты оказались ожидаемо скверными: две машинки из четырех не заработали ни одной звезды в рейтинге, а лучшим тогда оказался электромобиль Renault Twizy с результатом в две звезды из пяти возможных. Теперь — вторая серия, в которой приняли участие французские машинки Chatenet CH30, Aixam Crossover GTR и Microcar M.Go Family, а также индийский Bajaj Qute, который стоит дешевле Таты Nano.
Снаряженная масса таких автомобилей не превышает 450 кг, максимальная мощность моторов — не более 15 кВт, они приравниваются к мотоциклам и по закону не обязаны проходить краш-тесты. Но на них, в отличие от транспортных средств категории L6e (легкие квадроциклы), не распространяется обязательное ограничение скорости в 45 км/ч. Даже дешевый Qute можно разогнать до 70 км/ч, а у французской троицы максималка приближается к 100 км/ч.
Однако новые краш-тесты прошли по тем же правилам, что и два года назад. Скорость фронтального удара снижена с привычных для «настоящих» машин 64 км/ч до 50 км/ч, а в качестве препятствия использован специальный барьер FWDB (Full Width Deformable Barrier) без перекрытия, разработанный для таких «стопроцентно лобовых» краш-тестов микрокаров. Он призван имитировать передок встречной машины аналогичной массы. Боковой удар — стандартный: сминаемой секцией, закрепленной на тележке-таране массой 950 кг, движущейся со скоростью 50 км/ч.
Есть прогресс! Все машинки заработали хотя бы одну звезду, включая дешевый индийский Bajaj. Но беда в том, что двухзвездный результат Renault Twizy двухгодичной давности так и остался непревзойденным.
Наименее опасным в квартете признан двухместный хэтчбек Chatenet CH30. При фронтальном ударе передок эффективно поглотил энергию удара, деформация клетки салона минимальная, а нагрузки на грудную клетку и ноги «водителя» удовлетворительные. Но лишенная подушки безопасности баранка «выстрелила» в салон аккурат навстречу голове, примерно как у вездеходов УАЗ: сильнейший удар аукнется как минимум сотрясением мозга, а скорее всего, станет фатальным. При боковом ударе в зоне максимального риска оказался торс водителя, а в итоге — 12 баллов из 32 и две звезды.
Такое же количество баллов заработал и четырехместный Aixam Crossover GTR, однако звезда лишь одна, потому как результат фронтального удара оказался гораздо хуже: в «красной зоне» риска оказалась не только голова, но и грудь водителя, которой он впечатался в рулевое колесо. Этот провал «компенсирован» более-менее неплохим результатом бокового удара: голова манекена оказалась вне опасности.
Индийский Bajaj Qute заработал только 10 баллов из 32. Прочность кузова недостаточная, ремень безопасности слабый, а усугубила и без того неважный результат теснота в салоне и дешевизна отделочных материалов: в опасности находятся не только голова и грудная клетка, но и ноги водителя. Итоги бокового удара немногим оптимистичнее, хотя водительская дверь не выдержала нагрузок и сорвалась с петель. Кстати, компания Bajaj планировала продавать Qute в том числе и в России. Все еще хотите купить экземпляр?
На последнем месте, как и два года назад, изделие именитой французской фирмы Ligier, но на этот раз под дочерней маркой Microcar. Микрокар M.Go Family даже единственный в квартете имел подушку безопасности водителя, но толку от нее не оказалось. Давление в куполе оказалось недостаточным, голова манекена пробила подушку, не встретив особого сопротивления, и с размаху ударилась о жесткий руль. А ремень не смог удержать манекена в кресле, и во время отскока он сполз под переднюю панель, что грозит серьезными травмами спины и ног. Это в случае, если водитель вообще выживет. «Защита» при боковом ударе немногим лучше, поэтому в итоге французский Microcar ценой минимум 10 тысяч евро заработал те же 10 баллов, что и индийский Bajaj Qute за 1800 евро.
Конечно, результаты этих краш-тестов нельзя напрямую сравнивать с оценками настоящих автомобилей: слишком велика разница в массе, разные условия фронтального удара и так далее. Но эта серия краш-тестов говорит в первую очередь о том, что производители подобных микрокаров смотрят на безопасность своих изделий сквозь пальцы. И если в случае с четырехдверкой Bajaj Qute это еще можно оправдать экстремально низкой ценой, то с машинками Microcar, Aixam и Chatenet этот фокус не пройдет. А за 10 тысяч евро можно купить «полноценный» автомобиль вроде хэтчбека Citroen C1 с приемлемым четырехзвездочным рейтингом безопасности.
Ну а тем, кто ездит на таких машинках, нужно быть вдвойне осторожными! И по возможности пользоваться шлемами.