Opel уходит из России, у Chevrolet останутся Niva и американские модели
Кто бы мог подумать, что для российского офиса General Motors кризис и падение рынка обернутся крахом. Еще в 2007 и 2008 годах марка Chevrolet в рейтинге продаж занимала второе место после Лады (170—180 тысяч машин в год), а Opel входил в десятку лидеров (почти 100 тысяч машин в год). А сегодня в GM объявили о том, что до конца года марка Opel покинет российский рынок, а из гаммы Chevrolet у нас останутся только тольяттинская Niva и дорогие американские модели — Camaro, Corvette и Tahoe. Не уйдет из России и Cadillac, но его присутствие на рынке и так номинально (в 2014 году реализовано 1324 автомобиля).
В прошлом году продажи Chevrolet упали на 30% (123 тысячи машин), Опеля — на 20% (65 тысяч машин). Но в конце прошлого года цены на автомобили обеих марок взлетели более чем в полтора раза: например, Chevrolet Cruze нынче стоит от 913 тысяч рублей, а Opel Astra — от 800 тысяч рублей. Рынок отреагировал мгновенно: по итогам первых двух месяцев спрос на Chevrolet упал на 71% (6305 машин), а Opel просел аж на 82% (1985 машин). Но вместо того, чтобы искать выход, в корпорации GM решили сложить оружие: автомобили российской сборки не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение степени локализации.
У GM в России работает четыре сборочные площадки. От дальнейшего сотрудничества с калининградским Автотором концерн отказался еще в прошлом году, переведя сборку многих моделей на собственный завод в Санкт-Петербурге. Но это предприятие мощностью 98 тысяч автомобилей в год будет закрыто и законсервировано уже летом: по полному циклу здесь собирают Chevrolet Cruze и Opel Astra, но в прошлом году сделали лишь 36,7 тысячи машин. Одновременно будет прекращена контрактная сборка автомобилей Chevrolet Aveo на ГАЗе: в цехе мощностью 30 тысяч машин в прошлом году собрали и вовсе лишь 17 тысяч автомобилей.
Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ продолжит работу, ведь выпускаемые здесь внедорожники Chevrolet Niva до сих пор входят в двадцатку самых популярных автомобилей в России, а в январе-феврале спрос упал только на треть (4391 автомобиль). Но строительство завода для производства новой Шеви-Нивы заморожено.
Уход из России обойдется GM в 600 миллионов долларов, которые пойдут на «скидочную» распродажу оставшихся машин, трансформацию дилерской сети (у Опеля и Chevrolet сейчас примерно по 150 дилеров), штрафы за отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.