Павшая Zastava: Сербский автозавод прекратил работу

Единственный сербский автозавод Zastava Automobili прекратил выпуск машин под собственной маркой: 21 ноября с конвейера сошел последний лифтбек Zastava Skala.

Предприятие в городе Крагуевац было основано в далеком 1853 году и изначально занималось производством оружия. Сборку армейских автомобилей Ford по американской лицензии здесь начали в 1939 году, а после Второй мировой войны, когда завод стал официально называться Crvena Zastava (Красное Знамя), их место заняли знаменитые внедорожники Willys. В 1954 году югославы (тогда Сербия входила в состав Югославии) подписали первый контракт с концерном FIAT — это событие стало знаковым и определило дальнейшую судьбу предприятия вплоть до наших дней. В августе того же года в Крагуеваце началась сборка легковых автомобилей Fiat, а в октябре 1955 года появился первый автомобиль под собственной маркой. Малолитражка Zastava 600 была точной копией итальянского Фиата 600 (того самого, который лег в основу «горбатого» Запорожца) и сыграла огромную роль в автомобилизации Югославии. Машинка пережила несколько модернизаций и за тридцать лет разошлась тиражом более 923 тысяч экземпляров.

Zastava 600

Следующим важным шагом в 1971 году стала покупка лицензии на производство переднеприводного седана Fiat 128, который послужил основой для лифтбека Zastava 101, позже названного Skala. Производство седана было свернуто в 2001 году, а «сто первый» лифтбек стал самой массовой моделью завода — выпущено 1 млн 273 тысячи машин. Первой самостоятельной разработкой завода Crvena Zastava в 1981 году оказался трехдверный хэтчбек Yugo (позже — Yugo Koral). Усилиями предпринимателя Малькольма Бриклина эти машинки даже поставлялись в США, где со всеми налогами продавались за смехотворные $4380. Специально для американского рынка была создана открытая версия, а всего с 1985 по 1991 год в Штатах была продана 141 тысяча югославских малолитражек. Расцвет предприятия пришелся на конец восьмидесятых, когда в год выпускалось по 230 тысяч автомобилей. В 1987 году дебютировал пятидверный хэтчбек Yugo Florida с кузовом работы ItalDesign, но в его основе лежали агрегаты от все того же Фиата-128.

В начале девяностых в связи с политической нестабильностью экспорт автомобилей из Югославии был запрещен. Выпуск Застав начал падать и в 1999 году, когда авиация НАТО уничтожила часть корпусов завода, достиг критической отметки в 3900 машин, но производство все-таки не было остановлено. Через три года автомобильное подразделение выделилось в отдельную компанию Zastava Automobili, весь модельный ряд подвергся модернизации, а в сентябре 2005-го был подписан очередной договор с концерном FIAT, который предусматривал выпуск на теперь уже сербском заводе хэтчбеков Zastava 10 (Fiat Punto образца 2003 года). Машины начали поступать в продажу по цене от 7550 евро, тогда как самый дешевый хэтчбек Zasatava Koral стоил в Сербии около 4700 евро, а пятидверка Zastava Florida оценивалась примерно в 6600 евро.

Zastava 10

За все время было выпущено более 3,5 млн автомобилей марок Zastava и Yugo. У себя на родине они пользовались заслуженной популярностью, но из-за низкого качества стали предметом многочисленных шуток и анекдотов, а лифтбек Zastava 101 даже получил созвучное с индексом прозвище Stojadin — «сто несчастий».

В 2008 году концерн FIAT купил у государства 70% акций завода, переименовав его в FIAT Automobili Serbia. После модернизации предприятия, в которую FIAT обещает вложить 700 миллионов евро (еще 200 миллионов предоставит сербское правительство), выпуск хэтчбеков Fiat Punto будет возобновлен, а в ближайшие годы компанию ему должны составить еще два компактных автомобиля. Что же касается автомобилей Zastava, то сейчас ведутся переговоры о продаже производственных мощностей для сборки этих устаревших машин в Конго и Египет.

Рекомендованные статьи