Ежегодный фестиваль «Мир автобусов»: что нового?
Что приходит на ум при упоминании подмосковной Коломны? Здесь — старинный кремль, пастила по оригинальным рецептам, слияние Оки и Москвы-реки. А для специалистов этот город ассоциируется с фестивалем «Мир автобусов», который ежегодно проходит в местной автоколонне 1417. Мы вновь побывали там.
Продажи новых полноразмерных автобусов в России сокращаются: если за прошлый год рынок «просел» на четыре процента с небольшим, то за первый квартал нынешнего года падение составило уже почти 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сократились производство и сбыт российских автобусов, уменьшился спрос на дорогущих «европейцев» и доступных «китайцев», резко упали продажи (и выпуск!) украинских автобусиков, даже поставки популярных импортных «туристов» Hyundai уменьшились почти вдвое. Зато с микроавтобусами все хорошо: один из ведущих российских «кузовщиков», переделывающих фургоны в машрутки, Нижегородец, почти не уменьшил объемы производства, его конкурент Луидор — даже увеличил.
А поскольку экспозиция фестиваля «Мир автобусов» отражает тенденции на рынке, неудивительно, что на этот раз здесь не было целого ряда участников прошлых лет: украинского ЛАЗа, экзотического автобусика Фоксбас из нижегородской Ворсмы, ульяновского БАУ на китайском шасси.
Зато прибыл — своим ходом, из Таллина, — великолепно отреставрированный ЗИС-127, выпущенный в далеком 1956 году. Всего был построен 851 такой автобус, а это единственный сохранившийся экземпляр!
Его история весьма любопытна: сначала лайнер девять лет был «прописан» в Ленинграде, работая на междугородных рейсах, а затем его отправили на «разборку» в Выборг, поскольку к тому времени пробег составил миллион километров. Тут бы жизнь автобуса и закончилась, но эстонский колхоз Куусалу купил в Выборге три старых ЗИСа, включая этот. Из них собрали два исправных — и автобус еще пятнадцать лет, до 1989 года, возил колхозников из Эстонии на крымские курорты. Затем владельцем раритета стал автобусный парк Тарту, обменяв ЗИС на обычный Ikarus. Но через пару лет владельцем автобусного парка стал датчанин, которого не интересовала советская история, и уникум перепродали в Пярну. И вновь история повторилась: небльшое частное автопредприятие Пярну купила другая компания, и ЗИС поставили «к забору»... Тут-то его и отыскал нынешний владелец Хуго Осула. На вопрос «Продается?» ему ответили: «Только вместе с самой компанией»! Так и произошло.
Реставрация длилась три года — и сейчас кажется, будто ЗИС выпущен лишь вчера. Двухтактный 180-сильный дизель ЯАЗ-М206Д работает как часы, с «реактивным» свистом разгоняя машину (этот звук издает короткий глушитель), в салоне — увы, уже неоригинальные, зато алые сиденья с белоснежной окантовкой спинок.
А поскольку Хуго Осула владеет и современными туристическими лайнерами Scania Irizar, старый ЗИС стоял на стенде Scania бок о бок с дебютантом на российском рынке, трехосным красавцем Irizar i6 премиум-класса: в его салоне — кожаные кресла и персональные видеоэкраны для каждого пассажира, а цена — 450 тысяч евро.
Новейшая Setra S515HD «пятисотой» серии (но двухосная) дешевле: около 400 тысяч евро. Признаться, мы не ожидали, что в России найдутся покупатели этой модели: она оснащена двигателем Euro 6, который требует применения очень качественной солярки. Но, к нашему удивлению, на лобовом стекле выставочной машины красовалась надпись «Продано»: лайнер приобрела компания, которая возит американских туристов по Москве и Санкт-Петербургу. Интересно, что примерно столько же, около 400 тысяч евро, стоит Setra S419GT-HD предыдущей серии и с двигателем Euro 5, стоявшая рядом.
На стенде компании MAN — не менее роскошные спортивные лайнеры: Neoplan Cityliner принадлежит столичному клубу по хоккею с мячом Динамо, а MAN Lion's Coach сразу после выставки был передан рязанскому футбольному клубу Звезда. Кстати, мановцы — традиционные поставщики автобусов для спортивных команд, среди которых Бавария и Барселона.
Но дорогие туристические лайнеры никого не удивляют — а знаете, сколько стоил выставочный городской автобус Iveco Citelis CNG? Его двигатель Cursor 8 работает на сжатом газе, заявленный запас хода на одной заправке — 550 км. Цена — 330 тысяч евро за двенадцатиметровую машину!
Зато пригородный китайский King Long с газовым двигателем Yuchai (он тоже работает на сжатом газе) стоит всего-то 5 млн рублей. Вот только расположение газовых баллонов насторожило: они находятся под полом, в багажном отсеке!
На стенде компании «Русские автобусы», которая владеет несколькими автобусными заводами, — сразу три дебютанта. Один — низкопольный ЛиАЗ-5292 с рестайлингом, «европейским» салоном и дизелем MAN Euro 5: в одном из прошлых выпусков мы уже упоминали, что подмосковный перевозчик Мострансавто заказал больше полутора тысяч ликинских автобусов (включая и такие) и часть машин уже ходит по маршрутам. Цена показанного автобуса — 7,2 млн рублей.
Бок о бок с этим ЛиАЗом — знакомый по «олимпийскому» заказу для Сочи междугородный ГолАЗ Вояж на шасси Scania. Но почему на его передке тоже написано «ЛиАЗ»? Оказалось, производство бывших ГолАЗов переносят на ЛиАЗ. А сам Голицынский автобусный завод после долгих лет мучений (а как хорошо все начиналось в девяностых, со сборки туристических лайнеров Mercedes O303!) все-таки решили перепрофилировать — говорят, в завод сельскохозяйственной техники. Не исключено, что последней каплей стало как раз изготовление автобусов для Олимпиады: их качество было таким, что сразу после сборки машины пришлось отправлять на доработку...
Еще одна интересная модель на стенде объединения «Русские автобусы» — девятиметровый и 54-местный «пазик» нового поколения по имени Вектор: среди его особенностей — двигатель Cummins 3.8, «автомат» Allison и широкая задняя дверь, куда при наличии подъемника может проехать инвалидная коляска. Выпуск таких автобусов начался в конце прошлого года, цена — от 2 млн 450 тысяч рублей.
Новинки схожей размерности на шасси Iveco Daily, предназначенные для пригородных и междугородных перевозок, выпускаются за пределами России: «носатый» Feniksbus — в Сербии, «лобастый» Неман — в Белоруссии. Сербская модель мощнее (170 л.с. против 146 л.с. у Немана), а ее салон несколько аккуратнее, но белорусы однозначно берут ценой: если за Feniksbus просят 94 тысячи евро, то Неман в два с лишним раза дешевле!
А вот и долгожданные автобусики Газель Next. В салон ведет автоматическая одностворчатая дверь, внутри просторно и можно стоять в полный рост, обзор роскошный, как из аквариума. Правда, как мы уже упоминали, городская маршрутка сертифицирована на перевозку лишь одного стоящего пассажира, не считая 18 сидящих. Иначе будет перегруз! За Next для города просят 985 тысяч рублей, для пригорода — 1 млн 15 тысяч рублей.
Маршрутчикам, привыкшим к традиционным Мерседесам, предлагается Sprinter Classic газовского производства: в салоне — 20 посадочных мест, цена — от 1 млн 591 тысячи рублей. Правда, мотор развивает всего 109 л.с.: маловато при полной загрузке.
Но если простецкий Sprinter Classic подойдет для городских перевозок «от остановки до остановки», то для «межгорода» будет предлагаться маршрутный Sprinter на базе новейшей немецкой модели. За такой 19-местный автобусик (уже со 163-сильным турбодизелем и затонированными окнами салона) просят от 2 млн 245 тысяч рублей: кстати, по заказу эти машины будут оснащать и новым для Спринтеров автоматом 7G-Tronic.
А самым неожиданным экспонатом стала древняя уазовская «буханка» с крупными надписями «Дети». Переделкой занимается ульяновская фирма «Автодом Спецавтомобили»: «буханка» получает высокую крышу, дополнительную ступень на входе и десять детских сидений с ремнями безопасности. Сойдет для сельской местности! Вот только найдется ли в этой местности миллион рублей на покупку школьной «буханки»?