Последний из MANгикан: Навашино, старый автобус и граненые стаканы

Фото: wikipedia.org | компания MAN | Федор Лапшин

Этот старый рейсовый MAN я случайно встретил в Нижегородской области. Оказалось, по всему миру осталось лишь около сотни таких автобусов, и восемь из них — в России. Вымирающий вид, впору заносить в Красную книгу!

На границе Нижегородской области, между патриархально-туристическим Муромом и промышленно-металлургической Выксой расположен городок Навашино: в нем живет меньше 15 тысяч человек, и он ничем не знаменит. Но мне там пришлось задержаться: я поехал в Выксу за старой мигалкой-«люстрой» с гаишной Волги для коллекции, а потом понял, что скоро ночь и хорошо бы где-то остановиться. Гостиница в Выксе стоила 4500 рублей за сутки, но я наугад набрал еще один телефон, и — о чудо! — в соседнем Навашине запросили всего тысячу рублей. Правда, гостиница оказалась «без звезд», а также без ванны и туалета в номере, но выспался я как сурок. 

А на следующий день, купив в местном хозяйственном граненые стаканы «как в СССР» по 30 рублей штука («У нас их берут мужики, когда идут в пивную напротив», — прокомментировала продавщица), поехал в сторону дома. И вдруг... На автостанции рядом с современным автобусом КАМАЗ и пазиком — настоящий раритет, желто-красный MAN! 

Я прекрасно помню эру, когда бэушные европейские автобусы хлынули к нам лавиной. Тогда заводы ЛиАЗ и ЛАЗ, которые остались от СССР, едва сводили концы с концами, поставки Икарусов прекратились. Перевозчикам ничего не оставалось, как закупать секонд-хенд в автопарках по всей Европе, зачастую ­из-под забора, — лишь бы колеса крутились. Тогда в Германии я даже отработал смену рядом с механиками в центре подержанных автобусов Mercedes, но такие машины, подготовленные самой фирмой, россияне почти не брали: дорого! 

С годами бэушные «европейцы», прожив у нас вторую жизнь — зачастую гораздо более долгую и насыщенную, чем в Европе, — неминуемо изнашивались и шли в металлолом. В 2016 году я рассказывал про последние два Мерседеса из автоколонны №1417 подмосковной Коломны, еще в 2021-м подержанные ­МАНы и Мерседесы бегали по Владимиру. А теперь уже ни одной «бэушки» во Владимире не осталось, пассажиров ­возят только современные Волгабасы и МАЗы. Лишь кое-где в стране продолжают работать единичные старые «европейцы» — например, в Пскове, откуда прошлой весной в составе команды питерских ретроавтобусников я перегонял в музей «гармошку» Volvo-Hess. 

А встреченный мной навашинский MAN с прямоугольными фарами — что за зверь? Откуда он в нашей стране, какой модели, когда выпущен? Водитель про машину ничего не знал, только сказал, что она 1987 года выпуска и ходит по маршрутам Навашино — Муром и Навашино — Выкса. А женщина-кондуктор, увидев, что я фотографирую немецкую наклейку на перегородке кабины, попросила меня перевести еще пару надписей «из прошлой жизни» ­автобуса. Под передней ступенькой по обе стороны поручня написано «Zeitkarten» (для пассажиров с проездными картами) и «Barzahler» («для тех, кто платит наличными»). Под потолком на табло зажигается красным: Wagen hält, «автомобиль останавливается». Как говорят немцы, unglaublich, «невероятно»!

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи