Сказка о «колобке»: Лапшин, пазик и исчезающий Ленинград

Фото: архив завода ПАЗ | Федор Лапшин

Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел. А от экскурсий по Санкт-Петербургу не ушел! Я принял участие в мероприятии «Исчезающий Ленинград» на всенародно знаменитом автобусе ПАЗ-672 (точнее, 672М), который прозвали «колобком». Ну а потом сел за его баранку...

Санкт-Петербург можно по праву назвать заповедником ретроавтобусов: стараниями местной мафии под предводительством Федора Черноусова здесь собрана неслабая коллекция, объемы которой растут. Основная часть машин выставлена в ­Музее автотранспорта Ленинграда (его можно посетить по заявкам), а некоторые постоянно поддерживаются в ходовом состоянии, чтобы работать на туристических маршрутах и мероприятиях. 

Прошлой осенью я был во время ретрорейса сопровождающим, а потом водителем ЛАЗа-695Н, ну а теперь взошел на борт «колобка» — того самого, которому своими руками менял редуктор.

Подобные экскурсии — не дежурная болтовня для непуганых гостей города: «Посмотрите направо — Адмиралтейство, посмотрите налево — Исаакиевский собор. Поездка окончена». 

Во-первых, такие мероприятия проходят редко и оттого особенно ценны. Во-вторых, экскурсии авторские: их ведут по-настоящему влюбленные в свое дело люди. Тут нет заезженных достопримечательностей, только малоизвестные уголки города. И потому пассажиры — истинные ценители и фанаты, готовые не один час слушать гидов, топтать петербургские улицы и дворы... 

Более того, я приехал в Питер не только с фотоаппаратом, но и со своей семиструнной гитарой: предполагалось, что на финише у электротехнического института ЛЭТИ, из стен которого вышло немало бардов, я попою песни и почитаю стихи о городе.

Там море цвета «жженая сиена»,

А водоросли похожи на укроп,

Тот город называется Синоп, 

Обрекший на изгнанье Диогена...

Это написал замечательный бард Юрий Лорес, и под Диогеном подразумевается, естественно, ­поэт ­Иосиф Бродский, которого заставили уехать из СССР. А вот и cам хулиган Бродский, из раннего и малоизвестного:

Река у ног моих бежит, зараза.

Я говорю ей мысленно: бежи.

В глазу — слеза. Но вижу краем глаза

Литейный мост и силуэт баржи.

Однако экскурсия с увлекательнейшими рассказами затянулась настолько, что до стихов и песен дело просто не дошло. А сперва — холодный дождь и неуютные просторы у метро «Пионерская». Зато желтый пазик-«колобок» на парковке выглядит островком тепла: урчит бензиновым мотором, ждет экскурсантов. За рулем — сам Черноусов.

«Колобок» — один из многочисленных автобусов ретромафии Федора Черноусова

* * *

Выпуск «колобков» начался еще в 1958 году, только сперва это был не ПАЗ-672, а его предшественник 652 на шасси ГАЗ-51, который пришел на смену капотному автобусу ПАЗ-651. Такой пазик с апокалиптично-ржавыми бортами ждет реставрации на питерской площадке, где живут ретроавтобусы.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи