Российское ралли: 4:2 в пользу прототипов, кубковый суперфинал и чемпионат без конца

Фото: Андрей Клещев | Андрей Лебедев | Антон Басанаев | Илья Федоров | команды-участницы | Марк Алексеев | Юра Коев

Минувший сезон в отечественном ралли при всем желании не назовешь позитивным. Из-за экономических трудностей почти на четверть сократилось общее количество участников чемпионата и Кубка страны, а концовка обеих серий оказалась смазанной из-за отмены сразу двух соревнований. Причем ралли Санкт-Петербург, на котором определялись последние финалисты кубкового турнира, было остановлено буквально перед стартом! Сначала экипажи, прошедшие все необходимые проверки, просто не пустили на Дворцовую площадь, где планировалось установить стартовый подиум. А чуть позже стало известно и об отмене всей гонки: местные органы МВД внезапно отозвали согласованный ранее План безопасности. Можно представить себе чувства спортсменов, некоторые из которых преодолели по пути в Петербург не одну тысячу километров…

Кубковое ралли Выборг стало в этом сезоне самым интернациональным — в этой гонке, помимо россиян, принимали участие спортсмены из Беларуси и Туркменистана

И все же Кубок России завершился на высокой ноте. Спасибо Федерации автоспорта Псковской области и ее главе Олегу Мыслевичу, которые превратили ралли Псков Ганзейский в настоящий праздник. Торжественное открытие в центре древнего города, показательные выступления мотоциклистов и грузовика легендарной команды КАМАЗ-Мастер, тысячи болельщиков, живой стеной окруживших трассу ночного супер-СУ, искусственные трамплины в зрительских зонах — все это живо напоминало этап мощной международной серии! Не забыли организаторы и о спортивной части: в основной день гонки 64 экипажа (рекорд для сезона-2019) ждало шесть длинных и сложных гравийных спецучастков.

Ночной супер-СУ в центре Пскова. На фото — Peugeot 208 R2 будущих обладателей Кубка России в зачете 2000Н Степана Кондрашова и Алексея Башмакова

Формула определения обладателя Кубка страны в этом году кардинально поменялась. Если раньше финальный этап был «бонусным» для лидеров серии (его результат просто плюсовался к четырем лучшим достижениям в предыдущих гонках), то теперь именно ралли Псков Ганзейский стало решающим для определения победителей. Ведь очки, которые начислялись призерам этой гонки, в разы превышали те баллы, которые можно было набрать на «обычных» этапах. И новые правила в корне перекроили на Псковщине турнирную таблицу!

Зачет «Наша классика» на псковских гонках набирает обороты — в этом сезоне в нем участвовало больше двадцати экипажей на Жигулях и Запорожцах. А победителями серии стали молодые петербуржцы Владимир Степанов и Елизавета Савко (на фото)

Например, лидером серии в абсолютном зачете до финального этапа числился петербуржец Денис Громов, чей седан Mitsubishi Lancer Evo IX успел «наследить» и на северо-западе, и в Центральном регионе, и на Урале. Однако тактика собирания всех очков подряд (а Денис «отметился» на 13 кубковых гонках из 14 возможных!) не принесла Громову конечного успеха. В финале петербуржец уступил более быстрым пилотам — и по итогам турнира оказался только третьим. Ну а звание сильнейшего разыграли между собой еще два гонщика на Лансерах — Павел Щербаков из города на Неве и пермяк Григорий Трегубов. Несмотря на то, что последний уже становился «полноприводным» чемпионом страны, а первый еще нет, на быстрых псковских дорогах минимальное преимущество оказалось на стороне Щербакова.

Павел Щербаков и Алексей Горюнов

Высокая плотность результатов вообще стала визитной карточкой этой гонки. Если лидеров кубкового «абсолюта» перед финальным спецучастком разделяла лишь пара секунд, то претендентов на золото в 1600-кубовом классе и того меньше — одна десятая доля секунды! В этой битве нервы и техника оказались крепче у молодого петербуржца Степана Демьянчука, который победил на своей «восьмерке» и на финальном испытании, и по итогам всей серии. А вот его земляк и визави, Дмитрий Рябов, так и не увидел «клетчатого флага» из-за поломки подвески на фордовской Фиесте…

Дополнил кубковый триумф петербуржцев Степан Кондрашов (Peugeot 208 R2), отличившийся в двухлитровом классе, и Иван Горнов (Лада Гранта), выигравший соревнования в «вазовском» зачете 1400Н. А вот в классификации фирменного монокубка Lada Rally Cup, который тоже финишировал на гостеприимной псковской земле, отличился другой спортсмен из Северной столицы — Павел Козлов, лидировавший на протяжении почти всего семиэтапного турнира. И за это петербуржцу и его штурману Юрию Куликову положен весомый приз — серийный автомобиль марки Лада.

Иван Горнов и Кирилл Ясюков запомнились зрителям ездой на грани

В следующем сезоне Lada Rally Cup, который был организован с подачи питерского дилера марки, компании Интей-Лада, получит свое продолжение и впервые выйдет за пределы Северо-Западного региона. Один этап соревнований на 160-сильных хэтчбеках Лада Гранта запланирован весной на Урале. А финал моносерии, как и решающий этап Кубка России, вновь пройдет осенью во Пскове — от добра добра не ищут! Будем надеяться, что вазовский турнир, в котором в этом году приняло участие свыше двух десятков экипажей, будет успешен и в будущем. Сегодня он стал настоящей отдушиной и для тех спортсменов, кто по финансовым причинам уже не может позволить себе содержание импортной техники, и шансом распробовать ралли для тех, кто делает свои первые шаги в автоспорте. Ведь для участия в Lada Rally Cup совсем не обязательно покупать новую спортивную Гранту за 1,3 миллиона рублей — можно взять машину и в аренду за сумму, в десять раз меньшую.

Перед тем как пересесть на Ладу, Павел Козлов побеждал за рулем куда более мощной Хонды

В отличие от Кубка России, летопись чемпионата страны так и осталась недописанной: его финальный этап, ралли Предгорья Кавказа, был отменен из-за слишком малого числа участников. Сказалась и неудачная турнирная формула, при которой в зачет спортсменам шли все семь соревнований, а многие потенциальные претенденты на призы отсеялись по ходу сезона. И перенос сроков проведения финального этапа в Адыгее на даты культового эстонского ралли Сааремаа, куда отправилось полтора десятка сильных россиян. И еще несколько негативных факторов, которые в сумме привели к тому, что при 12 полученных заявках соревнования отменили. Хотя всего через две недели этап чемпионата Краснодарского края в тех же местах собрал на старте почти три десятка экипажей!

Вот так получилось, что все победители чемпионата России определились еще летом на предпоследнем этапе, уральском ралли Эковер, — или даже еще раньше, как в 1600-кубовом зачете R2. Тут весь сезон не было равных Роману Русских — к концу июня пилот из Гатчины, выступавший на Peugeot 208, выиграл три из пяти гонок, став недосягаемым для конкурентов уже на карельском ралли Белые ночи.

Соавтором успехов Романа Русских стал один из самых опытных российских штурманов, Алексей Курносов

А вот итоговый расклад в старшем моноприводном классе R3 оказался неожиданным. Ведь отличился здесь вовсе не пилот фирменной команды Lada Sport Rosneft Юрий Аршанский, чередовавший на Гранте призовые места со сходами. И не реактивный уроженец Лодейного Поля Александр Зайцев, доминировавший на своей Фиесте зимой. Его неудачная попытка побороться за абсолют на ралли Гуково и проблемы с техникой на двух следующих гонках привели к тому, что лидерство в классе перехватил стопроцентно стабильный петербуржец Михаил Алексеев, который присоединился к пелотону класса R3 только весной. Даже победа Зайцева на Урале не изменила расклад — Алексеев так и остался во главе турнирной таблицы. А отмена Предгорий Кавказа лишь окончательно зафиксировала этот «счет».

Проиграв сражение в абсолюте Кубка России, Григорий Трегубов тем не менее не остался без высших наград. Пермяк сражался в этом сезоне сразу на нескольких фронтах — в том числе и в категории N4 чемпионата страны, где стартовали пилоты на «серийных» полноприводных Subaru и Mitsubishi. Перед ралли Эковер шансы на победу в этом зачете оставались только у трех гонщиков на Лансерах. Но на уральское рандеву явился лишь Трегубов — он и заработал в итоге золото.

Из трех возможных вершин — в чемпионате России, Кубке страны и серии Lada Rally Cup — Григорию Трегубову покорилась только одна, зато высшая

Главной интригой чемпионата России в абсолютном зачете с недавних пор стала битва пилотов на трех разных типах машин. И если еще пару лет назад бал на наших трассах правили пилоты на «серийных» Subaru и Mitsubishi, то теперь все иначе. В отечественном первенстве наконец-то появилась современная международная техника категории R5, а с прошлого года командам разрешено готовить прототипы. Это полноприводные машины с длинноходной подвеской и секвентальной коробкой передач, которые можно строить в кузове одной модели, но с «начинкой» от другой. В 2019-м на наших трассах засветилось уже пять подобных фордовских Фиест — преимущественно с двухлитровыми турбомоторами и трансмиссиями от Лансеров различных «эволюций». А самые быстрые прототипы получаются пока на базе машин с кузовами и двигателями одной марки. Да, они имеют больше ограничений по подвеске, но в то же время большую свободу по моторам: с 36-миллиметровым рестриктором на впуске их мощность можно поднять до 400 л.с.!

Под капотом Фиесты петербуржца Глеба Заволокина в этом сезоне побывало сразу два турбодвигателя — 1600-кубовый от Peugeot и двухлитровый от Subaru

Именно на таких волках в овечьей шкуре Сергей Успенский (Subaru WRX STI) и Илья Лотвинов (Mitsubishi Lancer Evo IX) выиграли половину из состоявшихся этапов чемпионата страны. Жаль только, что ни москвич, ни петербуржец не замахнулись на полную программу стартов в серии. А еще более обидно, что несколько сходов подряд досрочно вывели из игры обладателей 280-сильной «международной» техники, сибиряка Сергея Попова (Skoda Fabia R5) и москвича Игоря Буланцева (Ford Fiesta R5). Даже победа последнего на ралли Белые ночи при нынешней системе зачета не оставила ему шансов на конечный успех…

Игорь и Яна Буланцевы: не погоняем — так позагораем!

На счету у обладателей «классической» японской техники в итоге так и осталось только одно золото в абсолюте — его в жуткий снегопад на старте сезона в Карелии завоевал петербуржец Дмитрий Воронов на стареньком Лансере Evo VII. А вот у лидировавшего в чемпионате ростовчанина Евгения Суховенко до ралли Эковер на счету не было ни одной победы. Однако эту недоработку пилот прототипа Ford Fiesta, построенного в питерской команде R8, на Урале благополучно устранил. Выиграв гонку в Асбесте, Суховенко впервые стал чемпионом страны в абсолютном зачете.

В следующем году система зачета в российском первенстве, к счастью, изменится: в зачет пилотам пойдут три лучшие гонки из первых пяти плюс результат, показанный в финале. Дополнительный интерес у участников может вызвать и новый «шинный» Кубок Yokohama, который будет разыгрываться на летних этапах серии. А еще отрадно, что, несмотря на все сложности, парк современной полноприводной техники в России растет: машины международной категории R5 недавно «прописались» у москвича Артура Мурадяна и петербуржца Ильи Лотвинова. Да и прототипов, судя по всему, в сезоне-2020 должно стать больше. Например, свежеиспеченный обладатель Кубка страны Павел Щербаков задумал строить такой полноприводный автомобиль на базе… Лады Гранты!

В 2020 году в российском ралли может появиться еще один доступный монокубок — на почти что серийных BMW 3-й серии

Итоговое положение в чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет):

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Евгений Суховенко Ростов-на-Дону Ford Fiesta Proto 244
2 Григорий Трегубов Пермь Mitsubishi Lancer Evo IX/X 152
3 Дмитрий Воронов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo VII 121
4 Сергей Успенский Москва Subaru WRX STI 120
5 Александр Зайцев Лодейное Поле Ford Fiesta Mk7/Peugeot 208 R2 104
6 Александр Осипов Санкт-Петербург Ford Fiesta Proto 104

Итоговое положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет):

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Павел Щербаков Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 768
2 Григорий Трегубов Пермь Mitsubishi Lancer/Lada Granta 434
3 Денис Громов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 353
4 Артем Востряков Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo VIII 337
5 Андрей Мансуров Пермь Mitsubishi Lancer/Subaru Impreza 208
6 Константин Тарасов Уфа ВАЗ-2192/Honda Civic 189

Проект календаря чемпионата и Кубка России по ралли 2020 года

Даты Название ралли Регион проведения Статус
20—22 декабря Вятка Кировская область Кубок России
10—12 января Барда Пермский край Кубок России
17—19 января Золотые купола Ярославская область Кубок России
24—26 января Карелия Республика Карелия Чемпионат России
31 января — 2 февраля MX5 Свердловская область Кубок России
14—16 февраля Пено Тверская область Чемпионат России
21—23 февраля Малахит Челябинская область Кубок России
28 февраля — 1 марта Яккима Республика Карелия Кубок России
24—26 апреля Голубые озера Псковская область Кубок России
15—17 мая Стилобит Свердловская область Кубок России
22—24 мая Гуково Ростовская область Чемпионат России
5—7 июня Пушкинские горы Псковская область Чемпионат России
19—21 июня Белые ночи Республика Карелия Чемпионат России
3—5 июля 900 озер Псковская область Кубок России
24—26 июля Эковер Свердловская область Чемпионат России
7—9 августа Выборг Ленинградская область Кубок России
28—30 августа Южный Урал Челябинская область Кубок России
11—13 сентября Санкт-Петербург Ленинградская область Кубок России
18—20 сентября Ураласбест Свердловская область Кубок России
2—4 октября Псков Псковская область Кубок России

Рекомендованные статьи