Прощай, оружие! Как чемпионские Жигули промчали последнее ралли в Прибалтике

Прощай, оружие! Как чемпионские Жигули промчали последнее ралли в Прибалтике
Автоспорт | 20 октября 2019
Фото: rallifotod.eu | Андрей Клещев | Андрей Фомченков | Марк Алексеев | Тимо Анис | Эдгарс Леоновс

С того момента, как мы с Климом Байковым стали на Жигулях трехкратными чемпионами Эстонии по ралли в национальном 1600-кубовом классе, миновало уже почти три месяца. Казалось бы, отдыхай себе на здоровье — или осваивай новые горизонты! Но мы не такие. Еще на финише «золотой» для нас гонки в Тарту было решено: несмотря на отсутствие турнирных задач, мы планово завершаем сезон в чемпионате Эстонии. Почему? Да потому что в календаре на тот момент оставались две самые классные прибалтийские гонки! Ралли Южная Эстония было интересно своей роскошной трехмерной трассой, а ралли Сааремаа — высокой конкуренцией и совершенно потрясающей атмосферой, которая не отпускает нас вот уже много лет.

Ралли Сааремаа — единственная гонка на всем постсоветском пространстве, на которую надо не только ехать, но и плыть!

Мы ездим в октябре на остров в Балтийском море с первого для нас с Климом совместного сезона 2014 года. И при этом еще не было ни одной гонки, где бы мы не столкнулись с проблемами — начиная с крыши в дебюте и заканчивая кончиной двигателя в прошлом году. Да, именно в городке Курессааре мы выиграли в 2017-м, впервые став чемпионами Эстонии. Но та дождливая гонка до сих пор держит нашу пальму первенства по количеству разномастных приключений на километр «боевой» дистанции. А поскольку прогноз погоды обещал осадки на острове и на этот раз, то готовились мы к ралли Сааремаа с особой тщательностью. Уж больно не хотелось подпортить в концовке сезона отменную жигулевскую статистику этого года: девять гонок — и девять финишей!

В Кирове, где базируется команда Клима Байкова, наш верный механик Андрей Чупраков победил последнее слабое место в конструкции Жигулей: отечественный выжимной подшипник сцепления, который до этого приходилось менять после каждой гонки, уступил место аналогичной детали от «японки» Toyota Altezza. Таким образом, наш железный «интернационал» стал еще богаче — ведь до этого на «пятерке» прописался задний мост от Volvo, рулевая рейка от Фольксвагена и секвентальная коробка передач родом из Словакии, не говоря уже об импортных тормозах и сцеплении. При этом к отечественному двигателю у нас нет ни малейших претензий (хотя в Прибалтике жигулистам можно использовать мотор от иномарки): 180-сильный 16-клапанник от Приоры подготовки тольяттинца Дмитрия Брагина ни разу не подвел нас в этом сезоне.

Как это всегда бывает на ралли Сааремаа, соперников в нашем классе EMV5 ощутимо прибавилось: в Курессааре собрались рекордные для этого сезона 19 машин. Но если в прежние годы в роли фаворитов тут выступали финны на легких заднеприводных Тойотах мощностью хорошо за двести «лошадей», то теперь расклад изменился. С этого сезона в наш зачет, который изначально предназначался для достаточно пожилой техники, допускаются куда более свежие машины с закончившейся международной омологацией. Так что на первые роли автоматом выдвинулись быстрые эстонец Кристен Келемент на Ситроене С2 и финн Теему Кииски на фордовской Фиесте. А вот в абсолют сборная Суоми, состоявшая почти из трех десятков экипажей, быстрых пилотов в этот раз не отрядила. Так что пришлось эстонцу Георгу Гроссу, единственному на этой гонке обладателю автомобиля категории WRC, скучать во главе пелотона в гордом одиночестве. Ведь его главные конкуренты в споре за золото домашнего первенства, юный норвежец Оливер Сольберг и украинец Валерий Горбань, на остров не приехали…

Тем не менее в общей сложности на старт ралли Сааремаа вышло 156 экипажей из семи стран. Больше (174 дуэта) было только в «юбилейном» 2017 году, когда островная гонка проводилась в 50-й раз. Интересно, что сейчас российская «делегация» с ее 16 экипажами оказалась третьей по численности после эстонской и финской. «Вот где надо было проводить финал чемпионата страны», — грустно шутили соотечественники, поскольку реальный финал отечественного первенства, запланированный на те же сроки в Адыгее, был отменен из-за недостаточного количества участников.

Приятно, что сразу трое россиян пробились по итогам гонки в десятку абсолютного зачета. Денис Ростилов с Георгием Трошкиным показали пятое время, став лучшими из всех экипажей, выступавших на «серийных» Mitsubishi и Subaru. Казанский экс-чемпион Европы по автокроссу Радик Шаймиев привел свой новенький хэтчбек Ford Fiesta Mk2 к финишу восьмым. И всего 22 секунды уступил ему свежеиспеченный победитель российского первенства Евгений Суховенко, который пилотировал прототип Ford Fiesta с «начинкой» от Mitsubishi, который построила питерская команда R8.

А ведь испытаний всем пилотам и штурманам выпало на острове куда больше обычного. Первый же вечерний спецучасток встретил нас проливным дождем — таким, что свет раллийной люстры превращал его в густое молоко! Но проехали этот доп мы из рук вон плохо не только поэтому: у Клима неожиданно возникли трудности при переключениях передач вверх — и на каждом из них мы стали терять время. Победить проблему с «недовключением» в полевых условиях не удалось — так что и второй лесной доп, и зрительский спецучасток в Курессааре мы откровенно «слили». Как итог — только седьмой результат в классе по итогам дня и ночь на тягостные раздумья: что ж это за место такое для нас заколдованное?

На этом снимке хорошо видна вся прелесть вечернего дождя

За 20 минут на утреннем сервисе наш незаменимый Андрей Иванович заново отрегулировал механизм переключения передач — и проблема исчезла, как будто ее и не было. Но на смену пришли другие: металлический полик перед педальным узлом повредил шланг с тормозной жидкостью. А грязи после ночного дождя на трассе оказалось столько, что Клим перестал видеть все крутые левые повороты — зоны очистки стандартных жигулевских дворников для этого уже не хватало. Хорошо еще, что утренняя секция была очень короткая и эти проблемы не привели к большим потерям времени. Ну а после оперативного ремонта гоночная фортуна наконец-то перестала испытывать нас на прочность — и мы помчали догонять соперников.

С эстонцем Райго Вилбиксом на вазовской «восьмерке» удалось справиться достаточно быстро. Островитянин Райдо Лаулик на хэтчбеке Nissan Sunny упирался подольше — но и он в итоге оказался позади. Молодой Патрик Юхе, победивший в классе EMV5 на ралли Южная Эстония, пропустил нас сам, повредив на своей Хонде рулевое управление. В итоге перед финальной секцией мы выбрались на четвертое место — позади уже упомянутых выше Кристена Келемента, Теему Кииски и хозяина трассы Кермо Лауса на Ниссане. И хотя в Южной Эстонии нам удалось-таки догнать и перегнать островитянина в споре за серебро, на ралли Сааремаа расклад получился иной.

Самое сложное испытание гонки — 23-километровый спецучасток Куревере, часть которого проходила по самому берегу Балтийского моря

На самом закрученном и новом для всех спецучастке Кехила мы дважды показывали второе время вслед за будущим победителем гонки Кристеном Келементом. А вот на классических «приморских» допах Салме и Куревере, где дороги были более быстрыми, тройка лидеров уверенно уезжала от нас. В итоге Лаус сумел-таки переиграть гостя из Финляндии в споре за серебро, а мы с Климом так и остались четвертыми. Но ничуть не жалеем об этом — ведь мы ехали на Сааремаа не за «чашками», а за удовольствием и яркими ощущениями! Да и 50-е место в абсолютном зачете (между поляками на полноприводном Mitsubishi и эстонцами на многолитровом BMW) оказалось для нас наивысшим достижением за все шесть лет выступлений на острове. Могём!

На финишном подиуме в Курессааре Клим открыл для собравшихся зрителей маленький секрет: эта гонка стала последней для чемпионских Жигулей из Кирова. Почему, если «пятерка» довезла нас до финиша в десяти ралли подряд? С одной стороны, машина была построена почти десять лет назад, а у всякого «железа» есть свой предел прочности. С другой — некоторые изначально заложенные в «пятерку» технические решения не позволяют развивать ее дальше. Так что к новому сезону Клим твердо решил строить новый автомобиль. Что это будет? Конечно же, белые Жигули!

Saaremaa Rally
Чемпионат Эстонии, 6-й этап
Курессааре (Эстония), 11—12 октября
Стартовало 156 экипажей, классифицировано 93
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Г. Гросс/Р. Мыльдер Эстония Ford Fiesta WRC 1:01.09,4
2 Р. Поом/К. Ярвеоя Эстония Ford Fiesta R5 +2.42,7
3 Р. Йетс/А. Тоом Эстония Skoda Fabia R5 evo +2.49,6
4 П. Койк/А.-У. Хелдна Эстония Ford Fiesta R5 +3.23,0
5 Д. Ростилов/Г. Трошкин Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +4.15,1
6 Г. Ноткус/Д. Стрижанас Литва Mitsubishi Lancer Evo IХ +4.31,4
7 С. Андерванг/Р. Эрикссон Швеция Skoda Fabia R5 +4.47,1
8 Р. Шаймиев/М. Цветков Россия Ford Fiesta R5 Mk2 +5.20,5
9 Е. Суховенко/Е. Сапунов Россия Ford Fiesta Proto +5.42,5
10 Э. Бергманис/Э. Гринс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +6.02,6
       
19 П. Щербаков/А. Горюнов Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +8.25,8
32 Д. Феофанов/А. Малниекс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +11.00,5
38 А. Семенов/И. Маров Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +11.54,5
40 А. Кудрявцев/Ю. Куликов Россия Peugeot 208 R2 +12.44,7
43 Д. Громов/Ю. Шатохина Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +13.02,8
45 А. Михайлов/Н. Кокинс Россия/Латвия Ford Fiesta Proto +13.58,6
50 К. Байков/А. Клещев Россия ВАЗ-2105 +14.44,9
59 А. Гришенков/Д. Кокшаров Россия Лада Калина +18.16,2

Положение в абсолютном зачете чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Георг Гросс Эстония Ford Fiesta WRC 379
2 Оливер Сольберг Норвегия Volkswagen Polo R5 358
3 Валерий Горбань Украина Mini John Cooper Works WRC 298
4 Эдийс Бергманис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ 253
5 Роберт Вирвес Эстония Ford Fiesta R2T 243
6 Радик Шаймиев Россия Ford Fiesta R5 Mk2 230

Положение в зачете EMV5 чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Клим Байков Россия ВАЗ-2105 146
2 Патрик Юхе Эстония Honda Civic 62
3 Кристо Лаадре Эстония Toyota Starlet RWD 46
4 Лаури Пеегель Эстония Honda Civic 39
5 Кермо Лаус Эстония Nissan Sunny 38

Рекомендованные статьи