Ралли Виру: кто выше прыгнет — «газон» или Жигули?

Фото: janisasaris.com | rallifotod.eu | Андрей Клещев | Андрей Фомченков | Марк Алексеев | Урмо Сибул

Вам еще не наскучило читать о приключениях российских раллийных Жигулей в Европе? Если нет, то вот вам следующая глава нашего с Климом Байковым гоночного романа.

Точку в шестинедельном марафоне, который мы затеяли этой весной, должно было поставить эстонское ралли Viru. Предыдущие гонки в Финляндии, Латвии и Швеции построенные в Кирове Жигули отработали без нареканий, однако визит в городок Раквере, что на севере Эстонии, вызывал у меня некоторые опасения. Дело в том, что на соревнованиях в этой стране мы с Климом не могли финишировать уже 12 месяцев — аккурат с ралли Виру образца 2018 года. И на гоночном празднике в Тарту, и на роскошных дорогах Южной Эстонии, и на седом острове Сааремаа нас неизменно преследовали технические проблемы. Так что гонка в Раквере должна была дать ответ на вопрос, действительно ли местные раллийные боги за что-то ополчились на наши Жигули или дело было в банальном невезении. И для испытания на прочность ралли Viru из всех прибалтийских подходило лучше всего.

В Раквере есть даже улица с романтическим названием Laada. Но это слово не имеет никакого отношения к продукции АвтоВАЗа — в переводе с эстонского оно означает «ярмарочная площадь»

Дороги на севере Эстонии далеко не такие лихие и трехмерные, как на юге, однако зачинатель ралли Viru (а по совместительству — один из самых успешных бизнесменов страны) Олег Гросс нашел выход из положения. Изюминкой его соревнования стал гоночный комплекс Kehala Ring, вокруг которого проложено сразу несколько тренировочных трасс. Жесткие и закрученные, своей конфигурацией и покрытием они напоминают вовсе не Прибалтику, а скорее Грецию или Кипр! И именно благодаря этому у ралли в Раквере есть свой характер — такие спецучастки запоминаются вне зависимости от того, удалось ли их преодолеть или ты сложил голову в этих бесконечных хитросплетениях поворотов, подбросов и трамплинов…

А еще ралли Viru славится своим сервисным парком. Расположен он не где-нибудь, а в самом сердце продовольственной империи Гросса, который не только владеет сетью супермаркетов, но и поставляет мясную и молочную продукцию для них. На асфальтированной территории производственно-логистического комплекса в местечке Тобиа с легкостью разместился бы и сервис-парк WRC! К услугам гостей — мойка, кафе, магазин, туалеты и бесплатный Wi-Fi от организаторов. Да и штаб ралли переехал в этом году сюда же, в один из ангаров, где Гросс хранит свои вертолеты и коллекцию авто- и мототехники — центральное место в которой занимают, как вы уже, наверное, догадались, советские Жигули!

Ну а экипаж Жигулей российских в Раквере порадовало число соперников. Если на предыдущих гонках нашего «вокругбалтийского» турне 1600-кубовая «пятерка» Клима попадала в двухлитровый (как в Латвии) или вовсе в свободный (как в Швеции) класс, то в Эстонии мы наконец-то могли сразиться с равными по лошадиным силам конкурентами. Так вот, из 64 участников ралли Viru сразу десять было заявлено в нашу категорию EMV5 (больше машин — 12 — было только в двухлитровом национальном классе), причем среди соперников были как хорошо знакомые, так и новые лица. «Трешку» BMW в кузове универсал, которую подготовил Крис-Свен Соммер, нам на ралли видеть доселе не доводилось! Да и купе Honda CRX, что оседлал Свен Андевей, — птица по нынешним временам весьма редкая. Жаль только, что наши главные конкуренты по зимней части сезона, уроженцы острова Сааремаа Тимму Кырге и Таури Пихлас, в Раквере не приехали: после латвийского ралли Сарма оба заняты постройкой новых 1600-кубовых машин…

Впрочем, самый гоночный остров в Балтийском море (вы же помните, что лидер чемпионата мира Отт Тянак тоже родом оттуда?) командировал на ралли Viru не менее быстрого бойца — Райдо Лаулика. Его мощный и выносливый Nissan Sunny мы никак не могли одолеть за три предыдущих сезона в эстонском первенстве. Однако на этот раз Райдо сменил своего привычного штурмана на Карла Куттима, который до этого выступал только в левом кресле, — и скорость экипажа тут же заметно упала. Зато гонщик из Раквере Кристо Лаадре, выступающий на заднеприводной трехдверке Toyota Starlet, на домашней гонке резко прибавил — и «навез» за первый день этим вашим русским чемпионам Эстонии почти полминуты!

Впрочем, доброй половины этого отставания могло бы и не быть, если бы на завершавшем пятничную программу СУ3 Клим не сбросил ход, почувствовав в недрах Жигулей нездоровую вибрацию. Однако придирчивый осмотр в сервисном парке не выявил ничего подозрительного — видимо, виной всему была набившаяся в колесные диски грязь. Так что на старт субботнего дня мы выходили в полной готовности дать Лаадре бой — благо по мощности (170—180 л.с.) наши Жигули и его Toyota вполне сравнимы.

На этой гонке было сразу два городских спецучастка — в приморской Кунде и у развалин средневекового замка в Раквере

На первом утреннем спецучастке, грязном и скользком после дождя, Кристо оказался быстрее. Но моего пилота это, похоже, только раззадорило — на двух следующих допах он нашел в своей езде скрытые резервы. И немалые: несмотря на разворот в хитрой шпильке на СУ6, мы сумели отыграть у Лаадре около десяти секунд. «Пошла жара!» — дружно потирали мы с Климом руки, предвкушая горячую схватку с эстонцем до самого финиша. Ведь именно за этой борьбой при движении на грани собственных возможностей мы прежде всего и ездим на гонки! Увы, наша эйфория длилась совсем недолго — до того момента, как мы не увидели на СУ7 стоящую на обочине Тойоту Лаадре с умершим двигателем…

Что нам оставалось в этой ситуации? Получать удовольствие, беречь машину в сильно разрытых местах (были в Раквере и такие) и следить за своим отрывом от соперников. Со всеми тремя задачами мы благополучно справились — спасибо Жигулям, которые прошли за эту весну и начало лета почти пятьсот «боевых» километров без единого нарекания! А вот к штурману экипажа у машины, если бы она умела разговаривать, в этот раз почти наверняка могли быть вопросы: я читал стенограмму далеко не блестяще. Но все хорошо, что хорошо кончается, — и на финишный подиум в центре Раквере, накрутив до этого «пончиков» на трассе городского спецучастка, наш экипаж приехал первым в классе EMV5. С победой на Power Stage, за которую даются дополнительные очки, в минуте с лишним от второго призера, Лаулика, и в трех минутах от обладателя бронзы, Патрика Юхе на Хонде.

23-е место в абсолютном зачете — наше наивысшее достижение за три года выступлений в чемпионате Эстонии

А затем нас ждал сюрприз — душ из шампанского в исполнении Лаадре, который примчался на подиум поздравить российских конкурентов. Спасибо, Кристо! И за борьбу, и за приятные ощущения на пьедестале!

Чем еще запомнилось ралли Viru? Прежде всего — сумасшедшим прыжком на искусственном трамплине в Кехале. Мамой клянусь — дальше нас, по ощущениям, в этом месте летал только победитель гонки Георг Гросс (сын того самого Олега) да его закадычный украинский соперник Валерий Горбань, выступающие на технике WRC! Правда, наше достижение попытался было перекрыть один из лидеров грузового зачета Райнер Туберик, да только не хватило эстонцу пространства на площадке после приземления, и его «газон» закончил гонку переворотом…

А еще мы с Климом очень расстроились за Радика Шаймиева. Экс-чемпион Европы по автокроссу давно прикипел душой к ралли, а тут имел все шансы финишировать в первой шестерке абсолюта: перед финальным спецучастком 54-летний пилот из Казани лишь самую малость уступал одному из лидеров чемпионата Польши Томашу Касперчику на такой же Фиесте R5. Однако на городской доп в Раквере Шаймиев, похоже, слишком «зажал» подвеску, и его машина уплыла с траектории во втором же повороте. В результате — удар об основание рекламного щита и оторванное заднее колесо. Крушение Радика запечатлено на этом видео:

В результате в десятке лучших по итогам ралли Viru оказался лишь один российский пилот — петербуржец Алексей Семенов, выступавший на «серийном» Лансере и заработавший бронзу в полноприводном зачете EMV2. А ведь при благоприятном раскладе наших гонщиков там могло быть и трое — помимо Шаймиева, не закончил гонку Александр Михайлов, чей хэтчбек Ford Fiesta Proto встал с пробитым радиатором после вылета с трассы в Кехале…

Из четырех российских дуэтов, стартовавших в Раквере, клетчатый флаг увидели только мы и петербуржцы Алексей Семенов с Игорем Маровым (на фото)

Что ждет наш экипаж после майско-июньского гоночного марафона? Небольшой перерыв — и ралли Эстония, которое вновь грозит стать самым масштабным праздником автоспорта в Прибалтике. В этом году детище Урмо Аавы получило официальный статус промоивента WRC, а на старт в Тарту 12—14 июля выйдут представители всех четырех заводских команд, участвующих в чемпионате мира! Не затеряются ли наши Жигули на фоне болидов Андреаса Миккельсена, Эсапекки Лаппи, Элфина Эванса и Теему Сунинена? Посмотрим через три недели.

Grossi Toidukaubad Viru Rally
Чемпионат Эстонии, 3-й этап
Раквере (Эстония), 14—15 июня
Стартовало 64 экипажа, классифицировано 42
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Г. Гросс/Р. Мыльдер Эстония Ford Fiesta WRC 58.43,6
2 В. Горбань/С. Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC +1.13,8
3 Р. Йетс/А. Тоом Эстония Skoda Fabia R5 +2.21,7
4 Р. Муракас/К. Адлер Эстония Ford Fiesta Proto +2.34,4
5 Т. Касперчик/Д. Сыты Эстония Ford Fiesta R5 +4.20,0
6 Э. Бергманис/Э. Гринс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +5.14,2
7 С. Аас/В. Вахесаар Эстония Mitsubishi Lancer Evo IХ +5.50,2
8 К. Торн/К. Паннас Эстония Ford Fiesta R2T +6.24,8
9 А. Семенов/И. Маров Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +6.38,8
10 Р. Поом/К. Ярвеоя Эстония Ford Fiesta R2T +6.53,8
       
23 К. Байков/А. Клещев Россия ВАЗ-2105 +11.50,2

Положение в абсолютном зачете чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Оливер Сольберг Норвегия Volkswagen Polo R5 200
2 Валерий Горбань Украина Mini John Cooper Works WRC 183
3 Георг Гросс Эстония Ford Fiesta WRC 179
4 Кен Торн Эстония Ford Fiesta R2T 126
5 Эдийс Бергманис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ 126

Положение в зачете EMV5 чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Клим Байков Россия ВАЗ-2105 78
2 Кристо Лаадре Эстония Toyota Starlet RWD 36
3 Тимму Кырге Эстония ВАЗ-2105 29
4 Таури Пихлас Эстония Toyota Starlet FWD 23
5 Райдо Лаулик Эстония Nissan Sunny 22

Рекомендованные статьи