Все против Жигулей, или Золотая осень на Сааремаа
Как быстро бежит время! До сих пор кажется, что мой первый старт с вятичем Климом Байковым на раллийных Жигулях был только вчера. Но на деле за нашими плечами с 2014 года — три с лишним десятка стартов в России и Прибалтике, победы в Литве и два чемпионских титула в Эстонии. А на носу уже первый гоночный юбилей, который мы отправились праздновать на остров Сааремаа, где проходит самое крупное ралли на всем постсоветском пространстве.
Чтобы попасть на Сааремаа, нужно полчаса плыть по Балтике на пароме
Гонка на самом большом острове Эстонии (почти сотня километров в поперечнике!) стала для нас с Климом уже пятой по счету. И все это время результаты наших Жигулей неуклонно шли в гору: от схода в первый год из-за моей ошибки до валидольной победы в 2017-м, которая принесла нам чемпионский титул в 1600-кубовом зачете EMV9. Для того чтобы стать сильнейшими в соседском первенстве во второй раз, нам хватило шести из семи гонок — мы досрочно стали двукратными чемпионами Эстонии еще в августе на ралли в Выру. Однако плановый визит на Сааремаа отменять не стали, ведь эта гонка обладает не только уникальной атмосферой (осень на суровом острове какая-то особенно золотая!), но и всегда собирает на старте мощнейший состав участников. К тому же нам нужно было проверить в боевых условиях новый мотор, собранный в Тольятти после поломки предыдущего на ралли Южная Эстония.
Что случилось с прежним 16-клапанником от Приоры, служившим нам верой и правдой несколько лет? Развалившийся пополам поршень в месте крепления пальца приговорил весь «низ» — пришлось менять блок, коленвал, шатуны и поршни. Но нет худа без добра: наш моторист Дмитрий Брагин, который совсем недавно вновь стал чемпионом России по кольцевым гонкам, «залил» новую программу управления двигателем, которая повысила крутящий момент в зоне средних оборотов. А попутно Дима дал Климу пару ценных советов по конфигурации тормозной системы — и теперь 180-сильные Жигули стали не только лучше разгоняться, но и тормозить! Ну что, товарищи соперники, вы готовы нюхнуть пыли из-под колес «пятерки» двукратных чемпионов Эстонии?
Конкуренты на острове были по традиции как на подбор. Из 130 экипажей, стартовавших в старинном городке Курессааре (и это несмотря на то, что одновременно в соседней Латвии проходил финальный этап чемпионата Европы!), почти два десятка были заявлены в наш зачет EMV9. К привычным соперникам по чемпионату Эстонии добавилась пара быстрых финнов на легких и мощных заднеприводных Тойотах, по двое латышей и россиян на вазовской технике, а также весь островной «бомонд». Для полного счастья не хватало разве что Янара Тянака: двоюродный брат Отта, выступающего в WRC, решил изменить своим супер-Жигулям с переднеприводной фордовской Фиестой. Впрочем, «классике» Янара тоже нашлось занятие: его «пятерка» была выставлена на всеобщее обозрение в крупнейшем торговом центре острова — для привлечения к гонке пущего зрительского внимания.
Проведя в прошлом сезоне юбилейное, 50-е по счету ралли Сааремаа, команда его прежних устроителей ушла на заслуженный отдых. Однако на острове нашлось кому подхватить упавшее было знамя — и новые организаторы под началом Вилли Пихля провели первую гонку как минимум на четыре с плюсом! Оставив в программе ралли большинство классических спецучастков, они добавили в маршрут сразу несколько новых или хорошо забытых старых дорог. По одной из них вы можете, кстати, прокатиться с нынешним чемпионом Эстонии в зачете грузовиков ГАЗ-51/52 Таави Ниинеметсом:
Большое спасибо сказали новой команде организаторов и раллийные механики: сервисный парк переехал из островной глуши на асфальт в Курессааре, что кардинально упростило логистику и улучшило условия работы. Пожурить же новых хозяев гонки можно было разве что за неудачно расположенные на трассе ретардеры (искусственные гасители скосрости) да за менее интересный, чем прежде, городской спецучасток. Но в последнем никакой вины организаторов не было: в центре Курессааре осенью затеяли капитальный ремонт дорог — и традиционный маршрут ночного супер-СУ пришлось поневоле перекраивать. К слову, в отличие от прошлых лет, городская инфраструктура от раллистов почти не пострадала — если не считать дорожного знака после легкого вылета с трассы одного из грузовиков:
Уже в начале первого спецучастка мы быстро уперлись в «отсечку»: с короткой парой максималка Жигулей составила всего-навсего 155,4 км/ч! Подавляющее большинство машин в пелотоне могли похвастать куда более внушительными цифрами, да вот только не всем это помогло удержаться на быстрой трассе…
Несмотря на несколько помарок с обеих сторон, вечерняя секция сложились для нашего экипажа неплохо: показав на допах одно четвертое и два пятых времени в классе, мы могли уйти на ночной перерыв 51-ми в абсолюте и четвертыми в своем зачете — в 29 секундах от реактивного финна Томи Роннемаа, ожидаемо лидировавшего в EMV9, и в пяти от занимавшего третье место эстонца Райдо Лаулика на Ниссане. Но продолжения не последовало: после городского спецучастка мы сдали судьям контрольную карту...
Что произошло? Уже после первого допа под клапанной крышкой Жигулей «завелся» отчетливый стук, а облако дыма из глушителя и уходящий антифриз явно намекали на то, что жить новому мотору осталось недолго. В итоге, не имея никаких турнирных задач в чемпионате Эстонии, мы решили не добивать силовой агрегат. О том, что случилось с новым двигателем, я расскажу в конце материала, а пока — немного слов о других событиях ралли Сааремаа.
Многократный чемпион Эстонии Маргус Муракас продолжает учить ездить полноприводный прототип Audi S1, а нынешняя гонка на острове стала для ветерана уже 22-й по счету!
Прежде всего стоит сказать об уникальном достижении Валерия Горбаня. Оправившись от травмы спины, полученной на июльском ралли Эстония, украинец совершил почти невозможное: в одни выходные он стал чемпионом двух стран! Для этого киевлянину потребовалось всего ничего — сразу после финиша на ралли Сааремаа, метнуться за 600 километров в латвийскую Лиепаю, где его ждал второй «кроссовер» Mini John Cooper Works WRC. И финишировать там в воскресенье в призах на финальном этапе первенства соседней республики! В Курессааре Горбань стал четвертым (сказались проблемы с турбонаддувом Mini в концовке гонки), в Лиепае — вторым, но этого хватило Валерию и его штурману Сергею Ларенсу, чтобы стать абсолютными чемпионами и в Эстонии, и в Латвии.
Решив пропустить этот сезон в чемпионате мира, Валерий Горбань и Сергей Ларенс победили сразу в двух прибалтийских первенствах
Фаворит эстонского первенства Георг Гросс, уступивший Горбаню титул в основном из-за пропуска зимних этапов серии, тоже не бездельничал. Бизнесмен из Раквере опробовал в Курессааре новое оружие — хэтчбек Ford Fiesta WRC последнего поколения, на котором совсем недавно выступали в чемпионате мира норвежцы Мадс Остберг и Хеннинг Сольберг. Обкатка прошла успешно: уступив соперникам всего на одном из 11 спецучастков, Георг в третий раз стал победителем ралли Сааремаа.
Георг Гросс, Райго Мыльдер и их новое оружие
Однако куда большее впечатление произвел не Гросс (он и на WRC предыдущего поколения был бы главным фаворитом), а Кен Торн. 24-летний эстонец, досрочно ставший на хэтчбеке Ford Fiesta R2T чемпионом страны в переднеприводном классе EMV6, впервые стартовал на Фиесте категории R5. И в первой же своей гонке на полном приводе Торн на равных сражался с Валерием Горбанем и многоопытным Эгоном Кауром за место на подиуме, в итоге финишировав третьим. Похоже, что на небосклоне эстонского ралли появилась еще одна восходящая звездочка!
Россиян в Куресааре из-за пересечения гонки с латвийским этапом чемпионата Европы стартовало совсем немного — пять экипажей. Быстрейшим из наших дуэтов ожидаемо стали Радик Шаймиев и Максим Цветков. Казанцы в этом сезоне вернулись со своим хэтчбеком Ford Fiesta R5 с мировых на эстонские трассы — и показали в гонке восьмой результат. Дуэт двух Алексеев, Семенова и Курносова, выступавший на «серийном» Лансере десятой эволюции, закончил ралли 12-м в абсолюте и шестым в своем классе. И на этом, увы, список финишировавших россиян был исчерпан: помимо нас, гонку в EMV9 из-за технических проблем не смогли закончить два экипажа на вазовских Калинах, петербуржца Антона Гришенкова и уроженца Ижевска Константина Тарасова.
Как и наш экипаж, Радик Шаймиев (справа) с Максимом Цветковым обожают островную гонку
Не подфартило в островной гонке и другим Жигулям: большинство владельцев вазовской «классики» притормозили разномастные неполадки. А особенно обидно должно было быть уроженцу острова Сааремаа Тимму Кырге, для которого домашняя гонка была юбилейной, 15-й по счету. После схода финна Томи Роннемаа именно эстонец возглавил протокол в нашем классе, но его «пятерка» не дотянула до финиша всего один спецучасток из-за поломки рулевого управления. В результате впервые в сезоне на подиуме в EMV9 не оказалось экипажей на Жигулях!
Гонку в нашем классе выиграл 23-летний Таури Пихлас на переднеприводной Тойоте Starlet, который, к слову, уступал нам по итогам первого дня. А компанию земляку-островитянину на пьедестале составили два владельца хэтчбеков Nissan Sunny — Кермо Лаус и Райдо Лаулик. Лучший из «жигулистов», Иво Килпис, финишировал в EMV9 четвертым. Однако этого хватило латышу, чтобы опередить в споре за итоговое серебро чемпионата Эстонии хозяина трассы Райго Вилбикса на вазовской «восьмерке», который закончил гонку только восьмым.
Ну а что же мы? Не дожидаясь финиша, наша маленькая команда отправилась домой. Вернее, не совсем так: по домам поехали мы с Климом, а Жигули с нашим верным механиком Андреем Чупраковым отправились прямиком в Тольятти — к Дмитрию Брагину. Проведенное на этой неделе вскрытие показало, что причиной наших бед на острове стало масляное голодание, что привело к задирам на вкладышах и трещине в головке блока. Оргвыводы сделаны (масла из-за изменившейся недавно ориентации двигателя в моторном отсеке теперь будем наливать больше привычного максимума), все нужные детали заменены, а сам двигатель уже собран и обкатан. К чему такая спешка? Дело в том, что наш сезон еще не окончен: в первые дни ноября вятские Жигули ждут в Германии на ралли Lausitz! Что эта за гонка и с чем ее едят — обязательно расскажу вам по возвращении.
Ну и напоследок — еще одно. Как бы ни сложился следующий сезон для нашего экипажа (совсем не факт, что он пройдет в Эстонии), Клим и я твердо решили, что на ралли Сааремаа мы обязательно вернемся. У нас перед этой гонкой остался должок, да и цифра 6 — мое любимое число!
Saaremaa Rally
Курессааре (Эстония), 12—13 октября
Чемпионат Эстонии, 7-й этап
Стартовало 130 экипажей, классифицировано 73
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Г. Гросс/Р. Мыльдер | Эстония | Ford Fiesta WRC | 1:05.20,0 |
2 | Э. Каур/С. Симм | Эстония | Ford Fiesta Proto | +1.24,3 |
3 | К.Торн/К.Кауби | Эстония | Ford Fiesta R5 | +1.29,7 |
4 | В. Горбань/С. Ларенс | Украина/Эстония | Mini JCW WRC | +1.31,7 |
5 | Т. Тукиайнен/М. Похьянхарью | Финляндия | Skoda Fabia R5 | +2.50,1 |
6 | Р. Йетс/А.Тоом | Эстония | Skoda Fabia R5 | +3.02,0 |
7 | Р. Муракас/К. Адлер | Эстония | Ford Fiesta Proto | +4.18,1 |
8 | Р. Шаймиев/М. Цветков | Россия | Ford Fiesta R5 | +4.40,4 |
9 | Х.Керс/М. Капп | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo X | +5.29,0 |
10 | М.Рингенберг/А.Хейна | Эстония | BMW M3 | +5.40,1 |
11 | А. Айгро/У. Пиигли | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +5.49,2 |
12 | А.Семенов/А.Курносов | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +6.48,0 |
Итоговое положение в зачете EMV9 чемпионата Эстонии среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Клим Байков | Россия | ВАЗ-2105 | 102 |
2 | Иво Килпис | Латвия | ВАЗ-2105 | 68 |
3 | Райго Вилбикс | Эстония | ВАЗ-21083 | 56 |
4 | Лаури Пеегель | Эстония | Honda Civic | 55 |
5 | Райдо Лаулик | Эстония | Nissan Sunny | 46 |
6 | Тимму Кырге | Эстония | ВАЗ-2105 | 38 |