Летают все, или Российские Жигули в эпицентре мирового ралли

Летают все, или Российские Жигули в эпицентре мирового ралли
Автоспорт | 21 июля 2019
Фото: Андрей Клещев | Андрей Фомченков | Кристс Андерсонс | Марк Алексеев | Марлеен Мааск | Тимо Анис | Эдгарс Леоновс

Нет-нет, не радуйтесь раньше времени: наш с Климом Байковым жигулевский экипаж пока еще не отправился покорять трассы WRC. Все гораздо проще: сегодня мировое ралли само приближается к российским границам! А чтобы ощутить себя частицей праздника автоспорта планетарного масштаба, достаточно приехать на ралли Эстония, которое проходит в каких-то полутора сотнях километров от нашего Пскова.

Готовность всех служб на трассе перед участниками проверял литовский герой Дакара Бенедиктас Ванагас, который привез в Тарту прототип Toyota Hilux

Роскошная церемония открытия в центре древнего Тарту, спецучастки, не уступающие по своей «крутизне» финским допам, прямые телетрансляции, звезды WRC на старте и пробки на дорогах от заполонивших окрестности болельщиков — честное слово, здесь реально чувствуешь себя в эпицентре мирового ралли! Мне есть с чем сравнивать, ведь за годы журналистской работы я побывал на десятках самых мощных международных гонок. Так вот, заявляю вам со всей ответственностью: сегодня ралли Эстония почти не уступает крупнейшим мировым соревнованиям. А по количеству и «качеству» болельщиков оно даже превосходит некоторые этапы WRC!

Самые дальние гости соревнований приехали в Тарту из Чили и Аргентины! К сожалению, дуэт Хосе Фернандеса и Карлоса Гаррафы перевернулся за доп до финиша

Июльскую гонку в Тарту, не так давно входившую в программу чемпионата Европы и признанную в 2014 году его лучшим этапом, перезапустили в прошлом сезоне. Команда организаторов, которую возглавляет бывший участник чемпионата мира Урмо Аава, поставила перед собой новую амбициозную цель — провести в Эстонии этап WRC. И момент для этого был выбран очень удачный. Во-первых, из календаря чемпионата мира из-за проблем с безопасностью выпало ралли Польша — хотя самим пилотам и командам очень хочется иметь в программе серии не только жесткий гравий, но и быстрые гонки «а-ля Финляндия». А сейчас, когда Отт Тянак лидирует в чемпионате мира, ралли в этой маленькой (каких-то 1,3 миллиона человек) стране стало спортом номер один. А еще команда Аавы, прежде чем ввязаться в эту затею, заручилась поддержкой органов государственной власти. И теперь ралли Эстония — это национальный проект, направленный на привлечение в страну туристов и инвестиций.

Уже год назад усилия организаторов эстонской гонки впечатляли: Урмо со товарищи не только творчески переработали классические спецучастки в окрестностях курортного городка Отепя, но и построили на них свыше десятка новых трамплинов! Тогда эти «прыгучие» допы опробовали пилоты из трех заводских команд — Тойоты, Ситроена и Hyundai. Ну а в этом сезоне эстонская гонка первой на планете получила официальную приставку WRC Promotional Event и проводилась по всем стандартам этапа чемпионата мира, за исключением длины дистанции: вместо трехсот привычных «боевых» километров участникам пока предложили в два раза меньше.

В итоге в Тарту мы увидели не только промоутера WRC Оливера Цислу и легендарную Мишель Мутон, отвечающую в FIA на этапах чемпионата мира за безопасность, но и представителей всех четырех заводских команд! Ведь даты проведения эстонской гонки тоже были выбраны с умыслом: она стоит в календаре ровно за две недели до финского этапа чемпионата мира, позволяя заводским пилотам получше подготовиться к самой быстрой гонке сезона. Поэтому, кстати, у ралли Эстония оказалось необычное расписание: после одного—двух спецучастков был запланирован обязательный визит в сервис, чтобы фирменные команды могли полноценно «поиграться» с настройками техники.

Маркко Мяртин и Кристо Крааг не выступали до этого три года, но ради ралли Эстония-2019 они решили снять свои шлемы с гвоздей

В этот раз Citroen привез в Тарту C3 WRC для Эсапекки Лаппи, Hyundai — хэтчбеки i20 WRC для Андреаса Миккельсена и новобранца команды Крейга Брина, M-Sport командировал в Эстонию Элфина Эванса на Фиесте, а Toyota, естественно, сделала ставку на местного героя Отта Тянака. Приплюсуем сюда Форды легендарного эстонского раллиста Маркко Мяртина (на счету которого пять побед в мировом первенстве) и многократного чемпиона страны Георга Гросса — и в итоге общее число современных 380-сильных болидов WRC на старте достигло семи. Какая еще «традиционная» гонка в мире может похвастать таким количеством? Правильно, никакая!

Отт Тянак на сегодняшний день в Эстонии спортсмен номер один

Помимо интриги в общем зачете, было интересно посмотреть, как пройдет мировой дебют для новой Фиесты R5 второго поколения, которую вывел на старт фирменный пилот команды M-Sport Теему Сунинен. Как выяснилось, быстрая езда с листа на незнакомой машине и по незнакомой трассе не входит в число достоинств финского гонщика: Сунинен закончил ралли Эстония в зачете RC2 только пятым. Ну а первенствовал среди пилотов на 280-сильной полноприводной технике 17-летний норвежец Оливер Сольберг (Volkswagen Polo R5) — сын чемпиона мира 2003 года Петтера Сольберга.

Прошлое и будущее мирового ралли на одном снимке: Маркко Мяртин (слева) и Оливер Сольберг, который в этом году досрочно стал чемпионом Латвии и в конце сезона может дебютировать в WRC

Зато наибольшее число побед на допах в категории R5 (девять из 15) записал на свой счет россиянин Николай Грязин. Жаль только, что 21-летнему москвичу так и не довелось толком поспорить с Сольбергом за золото: после вылета с трассы на СУ1 из-за слишком жесткого приземления с трамплина Грязину пришлось менять на своей Шкоде пробитое колесо. Потеря двух минут превратила всю остальную гонку для Николая и его штурмана Ярослава Федорова в большую тренировку перед финским этапом WRC. Ну а попутно в концовке ралли Грязин попытался догнать и перегнать Сунинена — в чем россиянин и преуспел, выиграв финальный городской спецучасток в Тарту.

А вот в абсолютном зачете к тому времени все уже было решено. Андреас Миккельсен и Эсапекка Лаппи гарантировали себе серебро и бронзу, а впереди всех на лихом коне марки Toyota красовался Отт Тянак. Любимец публики, выигравший 13 спецучастков из пятнадцати, вновь был неудержим на домашней трассе. И все же интересно, как выглядела бы итоговая таблица результатов ралли Эстония, стартуй в Тарту другие лидеры чемпионата мира, Себастьен Ожье и Тьерри Невилль? Возможно, этот ответ мы сможем получить в 2022 году, когда организаторы эстонской гонки рассчитывают впервые принять у себя этап WRC.

Сегодня же общее число участников ралли, которое входило в программу чемпионатов Эстонии и Латвии, перевалило за сотню. А в нашем с Климом 1600-кубовом национальном зачете EMV5 стартовало восемь экипажей. К привычным по прошлым этапам соперникам в этот раз присоединился Райнер Меус — первый чемпион Эстонии в нашем классе после его «реинкарнации» в 2014 году. Но двухлетний простой боевых Жигулей тут же вышел нашему старому знакомому боком: уже на третьем спецучастке на машине порвался тросик газа! Добраться до финиша допа Райнеру помог старый дедовский метод — пропустить обрывок троса через капот в окно и управлять дроссельной заслонкой «вручную», — но потерянные при этом минуты было уже не отыграть…

Перед стартом капот наших Жигулей пополнился автографами нынешних прим WRC, а также звезд будущего — норвежца Оливера Сольберга и японца Такамото Кацуты (слева)

Еще раньше выбыл из борьбы наш основной конкурент Кристо Лаадре: эстонец не сумел поймать свою заднеприводную Тойоту Starlet на приземлении после одного из трамплинов, после чего его машина вылетела с трассы в деревья. К слову, этот и другие острые моменты гонки можно посмотреть на видео моих казанских коллег из студии Баер:

Первые спецучастки вообще вывели из строя немало машин: организаторы не стали долго запрягать, включив в утреннюю программу субботы самые сложные и «прыгучие» допы. Рассчитать разумную скорость входа на острые трамплины, которых в этом году стало еще больше, не оказалось под силу даже некоторым пилотам на WRC. Например, Георг Гросс пробил на своей Фиесте радиатор, а Элфин Эванс хоть и закончил эстонскую гонку четвертым, но повредил при этом спину и был вынужден отказаться от старта на финском этапе чемпионата мира…

Нам с Климом тоже в субботу приходилось сдерживать себя — чтобы не сломать Жигули на приземлениях с трамплинов или в глубокой колее, которая возникла в узких местах. Не удалось как следует порадовать публику и на завершавшем программу дня городском допе в Элве — на родине штурмана Тянака, Мартина Ярвеои. После июньской гонки в Раквере мы по совету старших товарищей из дружественной команды SRT уменьшили преднатяг блокировки в заднем мосту — это помогло улучшить поведение машины на торможениях, но начисто лишило Клима возможности дрифтить на асфальте! Так что приношу зрителям свои извинения — дыма из-под колес Жигулей в этот раз было маловато…

Глубину колеи на спецучастках первого дня легко оценить по этому снимку

Тем не менее субботу мы закончили, уверенно лидируя в своем классе. А в воскресенье наконец-то начали получать удовольствие и от трассы: допы стали более плотными по покрытию и менее «прыгучими». На второй день, к слову, Лаадре вернулся в гонку по системе Rally 2, однако полностью восстановить машину ему не удалось — в отличие от предыдущего ралли Виру, в этот раз Кристо проигрывал нам по всем статьям. Зато под конец гонки активизировался молодой Патрик Юхе: пилот Хонды привез нам с Климом на двух предпоследних гравийных спецучастках по несколько секунд — при том что мы отнюдь не расслаблялись. Пришлось ставить на Power Stage комплект новых шин (до этого мы практически всю гонку ехали на б/у покрышках) — ведь, заработав на этом допе максимум бонусных очков, мы могли стать чемпионами Эстонии досрочно.

Увы, могу поставить себе за финальный доп только троечку: спецучасток кардинально отличался от предыдущих в быструю сторону (средняя скорость Тянака — 141 км/ч!), и я почти всю дорогу немного запаздывал с чтением стенограммы. Зато Клим все сделал как надо — в отличие от пары пилотов, разбивших свои машины на этом непростом девятикилометровом допе, впервые включенном в программу ралли. В результате мы все равно показали лучшее время в классе EMV5. А поскольку Кристо Лаадре завершил Power Stage только четвертым, набранных в Тарту очков нам хватало, чтобы за две гонки до окончания сезона стать чемпионами Эстонии!

С шинами на ралли Эстония все было строго: после каждого сервиса их маркировали специальными разноцветными наклейками, как это принято в WRC

Правда, для этого нужно было еще доехать до финиша и не разбить Жигули под проливным дождем на брусчатке городского супер-СУ в Тарту. Мы доехали и не разбили, а попутно порадовали промокших зрителей победным дрифтом: на скользком покрытии машина куда охотнее уходила в занос, чем на сухом.

Жигули вновь показали себя молодцом: за всю 150-километровую гонку к машине не было абсолютно никаких вопросов!

Итак, главная задача на сезон выполнена: мы третий год подряд стали чемпионами Эстонии в национальном 1600-кубовом классе. И пусть нынешняя победа далась куда легче, чем золото в памятном для нас 2017-м, от дальнейших стартов в Прибалтике мы отказываться не намерены. В конце августа нас ждет ралли Южная Эстония, где есть шанс побороться за бронзу в двухлитровом зачете LRC5 чемпионата Латвии. Ну а в октябре в календаре значится ралли Сааремаа — легендарная гонка на острове в Балтийском море, которую мы с Климом не пропускаем с 2014 года…

Shell Helix Rally Estonia
Чемпионат Эстонии, 4-й этап
Чемпионат Латвии, 5-й этап
Тарту (Эстония), 12—14 июля
Стартовало 102 экипажа, классифицировано 67
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 1:15.38,4
2 А. Миккельсен/А. Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +1.03,5
3 Э. Лаппи/Я. Ферм Финляндия Citroen C3 WRC +1.27,1
4 Э. Эванс/С. Мартин Великобритания Ford Fiesta WRC +1.47,7
5 К. Брин/П. Нейгл Ирландия Hyundai i20 Coupe WRC +1.56,4
6 М. Мяртин/К. Крааг Эстония Ford Fiesta WRC +3.55,1
7 О. Сольберг/А. Джонстон Норвегия/Великобритания Volkswagen Polo GTI R5 +4.19,4
8 Р. Аус/С. Коскинен Эстония Skoda Fabia R5 +5.47,9
9 Э. Пиетаринен/Ю. Райтанен Финляндия Skoda Fabia R5 +5.49,0
10 В. Горбань/С. Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC +6.19,0
11 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 +6.24,6
12 Т. Сунинен/Я. Лехтинен Финляндия Ford Fiesta R5 Mk2 +6.26,6
13 Р. Йетс/А. Тоом Эстония Skoda Fabia R5 +7.11,9
14 П. Койк/К. Тамм Эстония Ford Fiesta R5 +8.49,7
15 Р. Сирмацис/Р. Игавеньш Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +9.42,6
16 Р. Шаймиев/М. Цветков Россия Ford Fiesta R5 +10.37,6
       
39 К. Байков/А. Клещев Россия ВАЗ-2105 +24.28,1
58 Д. Ростилов/Г. Трошкин Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +1:09.47,6
62 А. Кудрявцев/Ю. Куликов Россия Peugeot 208 R2 +1:18.57,4

Положение в абсолютном зачете чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Оливер Сольберг Норвегия Volkswagen Polo R5 248
2 Валерий Горбань Украина Mini John Cooper Works WRC 227
3 Георг Гросс Эстония Ford Fiesta WRC 179
4 Эдийс Бергманис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ 163
5 Кен Торн Эстония Ford Fiesta R2T 162

Положение в зачете EMV5 чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Клим Байков Россия ВАЗ-2105 108
2 Кристо Лаадре Эстония Toyota Starlet RWD 46
3 Патрик Юхе Эстония Honda Civic 32
4 Тимму Кырге Эстония ВАЗ-2105 29
5 Вайдо Тали Эстония ВАЗ-2105 29

Положение в зачете LRC5 чемпионата Латвии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Карел Толп Эстония Honda Civic Type-R 64
2 Улдис Лепиксонс Латвия Ford Puma 43
3 Клим Байков Россия ВАЗ-2105 41
4 Кристо Суби Эстония Honda Civic Type-R 40
5 Агрис Упитис Латвия Renault Clio 24

Рекомендованные статьи