Первый эстонский. Как Отт Тянак прервал гегемонию французов в WRC

Первый эстонский. Как Отт Тянак прервал гегемонию французов в WRC
Автоспорт | 28 октября 2019
Фото: Red Bull | команды-участницы

Чемпионат мира по ралли 15 лет подряд не знал другого имени чемпиона, кроме как Себастьен. Девять сезонов кряду в серии доминировал Себастьен Лёб, а после того как эльзасец завершил выступления в WRC с полноценной программой, честь Франции уверенно отстаивал Себастьен Ожье, заработавший еще шесть титулов. И только в минувшие выходные эта впечатляющая серия была наконец-то прервана Оттом Тянаком.

Победы в чемпионате от эстонца ждали еще в прошлом году, когда он перебрался из частной британской команды M-Sport в заводскую Тойоту и немедленно начал штамповать победы на спецучастках и этапах мирового первенства. И если в 2018-м казавшегося недосягаемым Тянака остановили скорее проблемы с надежностью, чем соперники, то в этом сезоне остановить протеже Маркко Мяртина (к слову, одной из первых «жертв» Себастьена Лёба в середине нулевых) не смог никто.

В Испании провел свой второй старт за рулем Яриса WRC в чемпионате мира Такамото Кацута. Гонку для японского воспитанника Тойоты испортил отказ техники в субботу

Перед стартом испанского этапа положение Отта Тянака выглядело более чем комфортным. Эстонец на 28 очков опережал ближайшего из своих преследователей, Себастьена Ожье, а располагавшийся на третьей строчке личного зачета Тьерри Невилль уступал лидеру 41 очко. Отдавать заветный титул без боя никому не хотелось — и на старте ралли Испания «выстрелил» Ожье. Пилот Ситроена выиграл первый спецучасток гравийной пятницы, захватив лидерство в гонке, покуда открывавший трассу Тянак терял время на расчистке дорог. Увы, француза — а точнее, его автомобиля — хватило ровно на один доп. Затем на C3 WRC Ожье отказал усилитель рулевого управления, и за два оставшихся спецучастка секции шестикратный чемпион мира потерял три с половиной минуты, что отбросило его далеко за пределы зачетной десятки и фактически поставило крест на «золотых» амбициях. Оставшуюся часть ралли Себ провел в тестовом режиме, ни на что не рассчитывая.

Отказ усилителя руля на СУ2 лишил Себастьена Ожье последней надежды в борьбе за чемпионский титул

Лидерство в гонке после неприятностей Ожье перехватил Невилль, которого, впрочем, тут же опередил Дани Сордо: любимец местной публики отличился на первом прохождении по самому протяженному спецучастку гонки, 39-километровому La Fatarella — Vilalba. Здесь испанец ухитрился показать второй результат, несмотря на прокол заднего левого колеса за пять километров до финиша! Продержаться во главе пелотона Сордо довелось всего четыре спецучастка. На повторном прохождении по упомянутому марафонскому допу лидерство перехватил резко взвинтивший темп Себастьен Лёб, для которого это выступление было последним в нынешнем году в составе команды Hyundai. Тянак же завершил первый день пятым, уступив не только трио пилотов на трехдверках i20 Coupe WRC, но и своему партнеру по Тойоте Крису Мику.

При виде Лёба во главе таблицы общего зачета можно было ожидать, что прошлогодний победитель ралли Испания не подкачает и в этот раз. Однако с выходом на асфальтовые спецучастки девятикратного чемпиона мира словно подменили: от его вчерашней прыти не осталось и следа. На первом же допе субботы Себ пропустил вперед Невилля и начал стремительно терять время, никак не объясняя свое отставание. Более того, эльзасца начал нагонять и Дани Сордо, за шесть спецучастков оттеснивший партнера по команде со второй позиции. Невилль при этом успел оторваться от преследователей на 20 с лишним секунд.

Дани Сордо мог обеспечить своей команде дубль, но уступил вторую позицию на финальном допе

Все это время в спину пилотам лидирующей группы дышал Тянак. На СУ8 Toyota лишилась быстрейшего к тому моменту своего пилота — Криса Мика. Перед североирландцем стояла задача прорваться на второе место, чтобы разбить пару Невилль/Лёб и обеспечить команде более выгодное положение в зачете производителей. Как нередко случается с Крисом в подобных ситуациях, дело закончилось аварией и сходом. После этого в дело вступил Тянак, который выиграл четыре спецучастка подряд и вплотную подобрался к подиуму, а на городском допе в Салоу дожал Лёба, отобрав у него третье место.

В Испании Крис Мик отметился очередным лучшим временем на шейкдауне и пополнил коллекцию своих аварий на этапах WRC

При таком положении дел для досрочного завоевания титула чемпиона мира Отту оставалось удержать за собой третью позицию, а на заключительном Power Stage уступить Невиллю не более одного очка. Эту задачу эстонец даже перевыполнил: дотерпев до заключительного спецучастка, он провел фирменную атаку, не оставив соперникам ни единого шанса: на финише СУ17 Тьерри отстал от эстонца на 3,8 секунды, упустив последнюю возможность отложить коронацию Отта до ралли Австралия. А самому Тянаку финишный спурт принес второе итоговое место и долгожданный титул! Причем одним из первых нового чемпиона с этим достижением поздравил его друг — Себастьен Ожье.

Несмотря на победу в Испании, Тьерри Невиллю не удалось отложить решение «золотого» вопроса в личном зачете WRC до австралийского этапа

«В этом сезоне Тянак был быстрее и надежнее всех нас; если кто-то и заслужил право быть чемпионом 2019 года, то это именно он, — резюмировал француз. — И тем более приятно, что Отт взял титул в такой манере, одержав победу на заключительном допе!»

Себастьен Лёб довольствовался четвертым местом, а пятый результат достался пилоту Тойоты Яри-Матти Латвале. Дружной парой, на шестой и седьмой позициях соответственно, завершили ралли Испания пилоты «фордовской» команды M-Sport Элфин Эванс и Теему Сунинен. Оба провели достаточно ровную гонку, а Эванс даже вмешался в противостояние Тянака и Невилля, показав второй результат на Power Stage, где Невилль оказался только третьим. Что же до свергнутого с трона Себастьена Ожье, то он прибыл на финиш восьмым — в четырех с лишним минутах отставания от лидера. Любопытно, что оба асфальтовых дня Себ отстаивал честь команды в одиночку: еще в пятницу на СУ5 из-за неразрешимых проблем с двигателем C3 WRC из соревнований выбыл Эсапекка Лаппи... 

Прошлогодний победитель ралли Испания Себастьен Лёб на этот раз не смог побороться с соперниками на асфальте

Ралли Испания стало финальной гонкой в программе WRC 2 этого года для Николая Грязина и Ярослава Федорова. К сожалению, российский экипаж, боровшийся за четвертое место в своем классе (сказались неудачные настройки Шкоды под гравий в первый день), отметился вторым сходом в чемпионате мира. После преодоления лужи на зрительском допе в Салоу, Николай заблокировал колеса на торможении и по прямой въехал в бетонные блоки, разбив машину. Вернувшись в гонку по системе Rally 2, Грязин завершил ее на 11-м месте. Победителем же стал экс-заводчанин Эрик Камилли, дебютировавший за рулем хэтчбека Citroen C3 R5. Второе место занял финн Эмиль Линдхольм (именно с ним в асфальтовой части гонки и боролся Грязин), а третья позиция ушла поляку Каетану Каетановичу.

После ралли Испания Николай Грязин опустился с третьей на четвертую строчку в общей классификации WRC 2. Но и место в топ-5 для дебютного сезона россиянина в чемпионате мира — весьма достойный результат!

В «заводском» зачете WRC 2 Pro первенствовал Мадс Остберг на еще одном Ситроене C3 R5. При этом решающим в определении победителя, по большому счету, оказался все тот же «пляжный» спецучасток в Салоу. Там ближайший преследователь норвежца, финн Калле Рованпера, повредил подвеску и откатился на третье место в классе. На второй позиции в WRC 2 Pro финишировал чех Ян Копецки, который помог коллективу Skoda Motorsport наконец-то оформить титул в командном зачете.

Всего через две с небольшим недели нас ожидает финал чемпионата в Австралии. Там станет известно имя победителя в зачете WRC 2, в котором спор за золото ведут француз Пьер-Луи Лубе и мексиканец Бенито Герра, выступающие на Шкодах. А самое главное — решится судьба титула в зачете производителей WRC, где Hyundai пока что на 18 очков опережает Тойоту. Гонка в окрестностях Кофс-Харбора пройдет с 14 по 17 ноября.

RallyRACC Catalunya — Costa Daurada
Чемпионат мира, 13-й этап
Салоу (Испания), 24—27 октября
Общая длина трассы — 1288,85 км, в том числе 17 СУ — 325,56 км
Стартовало 55 экипажей, классифицировано 42
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Т. Невилль/Н. Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 3:07.39,6
2 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC +17,2
3 Д. Сордо/К. дель Баррио Испания Hyundai i20 Coupe WRC +17,8
4 С. Лёб/Д. Элена Франция/Монако Hyundai i20 Coupe WRC +53,9
5 Я.-М. Латвала/М. Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +1.00,2
6 Э. Эванс/С. Мартин Великобритания Ford Fiesta WRC +1.14,2
7 Т. Сунинен/Я. Лехтинен Финляндия Ford Fiesta WRC +1.47,6
8 С. Ожье/Ж. Инграссиа Франция Citroеn C3 WRC +4.20,5
9 М. Остберг/Т. Эриксен Норвегия Citroеn C3 R5 +8.24,6
10 Э. Камилли/Б. Вейя Франция Citroеn C3 R5 +8.47,2
       
23 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 +20.27,5

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 263
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 227
3 Себастьен Ожье Франция Citroеn C3 WRC 217
4 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 102
5 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 102
6 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 98
7 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 94
8 Даниэль Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 89
9 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 89
10 Эсапекка Лаппи Финляндия Citroеn C3 WRC 83

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 380
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 362
3 Citroеn Total World Rally Team 284
4 M-Sport Ford World Rally Team 218

Положение в зачете WRC 2 среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Пьер-Ив Лубе Франция Skoda Fabia R5 evo 91
2 Каетан Каетанович Польша Volkswagen Polo GTI R5 88
3 Бенито Герра Мексика Skoda Fabia R5 evo 75
4 Николай Грязин Россия Skoda Fabia R5 evo 73
5 Фабио Андольфи Италия Skoda Fabia R5 64

Рекомендованные статьи