Как WRC чемпиона провожал: Петтер Сольберг провел последнее ралли в карьере

Как WRC чемпиона провожал: Петтер Сольберг провел последнее ралли в карьере
Автоспорт | 7 октября 2019
Фото: Red Bull | команды-участницы

Этого события раллийные болельщики ждали, пожалуй, больше, чем развития основного сюжета чемпионата мира. Перипетии борьбы лидеров серии — Отта Тянака, Себастьена Ожье и Тьерри Невилля — отошли на второй план в день известия о старте на ралли Великобритания первого и пока что единственного в истории норвежского победителя WRC.

16 лет назад Петтер Сольберг одержал в Уэльсе трудовую победу, завоевав, пожалуй, главный трофей в своей профессиональной карьере — титул чемпиона мира по ралли. За ним последовали несколько лет безуспешной погони за Себастьеном Лёбом, уход из WRC, два подряд титула в чемпионате мира по ралли-кроссу и короткое возвращение на ралли Испания — 2018 за рулем новорожденного хэтчбека Volkswagen Polo GTI R5. А в начале этого сезона Петтер объявил о завершении активной спортивной карьеры и прощальном гоночном туре, конечным пунктом которого стало ралли Великобритания.

В прощальной гонке Петтеру Сольбергу ассистировал его британский напарник по чемпионскому сезону-2003 Фил Миллз

В отличие от финских «пенсионеров», предпочитающих проезжать этапы чемпионата мира за рулем автомобилей WRC, Сольберг пошел другим путем, приехав в Уэльс со своей семейной командой и двумя хэтчбеками Volkswagen Polo GTI R5. Один — для себя, другой — для своего сына Оливера, сдавшего (со второго раза!) на днях экзамен на получение водительских прав. Таким образом, проводы отца прошли одновременно с дебютом наследника в чемпионате мира, и представление это обещало быть впечатляющим. Петтер действительно остался верен себе: норвежец едва не выиграл СУ1 в абсолюте, успев проехать по более-менее сухой трассе до того, как дождь превратил ее в полосу препятствий. Подвинуть именитого чемпиона удалось только Крису Мику, который возглавил гонку, и Тьерри Невиллю, обосновавшемуся на второй позиции.

Крис Мик провел в Уэльсе на удивление надежную и уверенную гонку, финишировав четвертым

С выходом на протяженные гравийные спецучастки норвежец словно бы растерял темп, пропустив вперед в своем зачете WRC 2 Пьера-Луи Лубе и Оле-Христиана Вейбю, однако быстро реабилитировался. Сперва сошел с дистанции Вейбю, что позволило Петтеру вернуться на вторую позицию, а затем начал поддаваться и Лубе: к вечеру субботы Сольберг-старший опередил соперника и вырванного у француза лидерства больше не упускал. На финише ралли Пьер-Луи отстал от Петтера на 18,8 секунды.

«Сдается мне, я поторопился с объявлением о завершении карьеры!» — прокомментировал свое последнее ралли Сольберг.

Триумф вышедшего на пенсию чемпиона мира мог бы быть еще грандиознее, поддержи сын начинание отца. Однако Оливер Сольберг отметился не только впечатляющей скоростью, но и антирекордом в виде сходов в каждый из трех дней гонки. Сначала юное дарование оторвало колесо на утреннем СУ2, спустя сутки выиграло два спецучастка и остановилось из-за поломки техники, а в заключительный день — опять же после двух побед на допах в зачете WRC 2 — угодило в аварию, перевернув автомобиль. В общем, провожать отца на финишную рампу Оливеру пришлось на своих двоих…

Выступление Оливера Сольберга оказалось коротким, но запоминающимся

Участие в проводах чемпиона мира 2003 года приняли и два человека, сыгравшие ключевые роли в его карьере: нанявший Петтера в конце 90-х босс коллектива M-Sport Малкольм Уилсон и бывший руководитель команды Subaru Дэвид Ричардс, к которому Сольберг в свое время переметнулся из Форда.

Петтер Сольберг завершил раллийную карьеру победой в зачете WRC 2. Слева от норвежца — Дэвид Ричардс, справа — Малкольм Уилсон

Главный зачет чемпионата мира ознаменовался очередным — уже шестым в этом сезоне — успехом Отта Тянака. Начало гонки у эстонца не задалось: он заглох на зрительском допе и вылетел за пределы зачетной десятки. Однако уже в пятницу прибалт уверенно примкнул к возглавляемой Миком группе лидеров, а с наступлением ночных спецучастков выиграл два допа подряд и возглавил пелотон, после этого лишь увеличивая отрыв от соперников. Вишенкой на торте стал залихватский, за гранью, проход Тянака по Power Stage, принесший ему максимальные 30 очков.

Отт Тянак выиграл шесть этапов из прошедших двенадцати

Преследовавшие эстонца Себастьен Ожье и Тьерри Невилль в какой-то момент были вынуждены сосредоточиться друг на друге и завершили гонку на равных: Себ уступил бельгийцу в основной части состязания, но заработал четыре дополнительных очка на Power Stage против одного у Невилля. В результате оба получили по 19 баллов, оставшись при своих — разве что увеличив на 11 очков отставание от эстонского лидера серии. По признанию шестикратного чемпиона мира Ожье, поначалу боровшегося за лидерство с Миком, в Уэльсе он ехал на пределе, но этого было явно недостаточно, чтобы соперничать с Тянаком и Невиллем.

На ралли Великобритания наконец-то вернулся в строй оправившийся от травмы спины Элфин Эванс. Валлиец начал гонку с уверенной победы на СУ2, однако все перечеркнула поломка подвески на следующем допе, обернувшаяся для пилота M-Sport потерей 43 секунд. Элфин быстро устранил повреждения и даже организовал себе бенефис в субботу, выиграв три спецучастка из семи (а потом добавив еще две победы в воскресенье), однако забраться выше пятого места, которое он отвоевал у Андреаса Миккельсена, не смог.

Если бы не поломка подвески в пятницу, Элфин Эванс имел все шансы побороться как минимум за подиум

Партнер Эванса по команде, Теему Сунинен, до финиша не добрался вовсе. В пятницу финн потерял несколько позиций из-за ошибки, а в субботу, маршрут которой не предполагал заезда в сервис-парк, финн вылетел с трассы и повредил свой автомобиль. Теему удалось добраться до финиша дня, однако команда, оценив повреждения, сняла экипаж с гонки.

Победа Тянака и четвертый результат Мика позволили команде Toyota сократить отставание от Hyundai в командном зачете. На гонке в Уэльсе дружина Андреа Адамо была усилена Крейгом Брином, однако ирландец, поначалу штурмовавший подступы к подиуму, перевернул свой автомобиль на СУ12 и завершил гонку восьмым. «И как я могу быть им доволен? — возмущался после финиша руководитель команды. — Он же разбил машину!»

Но если Брин хотя бы продолжил гонку, страхуя команду на случай неприятностей у остальных пилотов, то Toyota лишилась одного из своих экипажей в первый же день. На СУ7 удерживавший пятое место Яри-Матти Латвала вылетел с трассы, повредив каркас безопасности Яриса WRC и тем самым завершив гонку.

В Уэльсе стали известны имена сразу двух чемпионов мира в младших сериях. Так, титул в категории WRC 2 Pro ожидаемо завоевал Калле Рованпера — победить юному финну не помешал даже прокол. Молодежная же серия JWRC покорилась испанцу Хану Солансу — младшему брату Ниля Соланса, ставшего чемпионом мира среди юниоров в 2017 году.

Вышел на старт ралли Великобритания и Николай Грязин, ранее пропустивший ради тестов нового хэтчбека Skoda Fabia R5 evo турецкий этап. В Уэльсе москвич впервые опробовал новинку в деле, однако предпочел не заявляться в зачет WRC 2. Несмотря на непростые погодные условия, Николай Грязин и Ярослав Федоров сумели без особых проблем (не считая прокола в пятницу) проехать всю дистанцию, завершив ее на пятом месте в категории RC2. Более того, всю гонку российский экипаж принципиально использовал только мягкий состав шин, который в Уэльсе был заявлен как дополнительный, — это значит, что Николай и Ярослав проехали свыше 300 «боевых» километров всего на 16 покрышках!

Боевой дебют Николая Грязина за рулем Фабии R5 evo на валлийских спецучастках можно оценить на отлично

Через две с половиной недели российский экипаж команды SRT отправится на старт своего последнего в этом сезоне «мирового» этапа, ралли Испания. Там же в состав команды Hyundai вернется еще один чемпион прежних лет, в отличие от Сольберга пока не собирающийся на покой, — Себастьен Лёб. Ну а Отт Тянак в Каталонии получит возможность досрочно стать чемпионом мира.

Wales Rally GB
Чемпионат мира, 12-й этап
Лландидно (Великобритания), 3—6 октября
Общая длина трассы — 1625,76 км, состоялся 21 СУ — 305,02 км
Стартовало 53 экипажа, классифицировано 47
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 3:00.58,0
2 Т. Невилль/Н. Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +10,9
3 С. Ожье/Ж. Инграссиа Франция Citroen C3 WRC +23,8
4 К. Мик/С. Маршалл Великобритания Toyota Yaris WRC +35,6
5 Э. Эванс/С. Мартин Великобритания Ford Fiesta WRC +48,6
6 А. Миккельсен/А. Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +58,2
7 П. Тидеманд/О. Флоэне Швеция/Норвегия Ford Fiesta WRC +5.23,8
8 К. Брин/П. Нейгл Ирландия Hyundai i20 Coupe WRC +9.25,0
9 К. Рованпера/Й. Халттунен Финляндия Skoda Fabia R5 evo +10.51,1
10 П. Сольберг/Ф. Миллз Норвегия/Великобритания Volkswagen Polo GTI R5 +11.36,1
11 Т. Кейв/Д. Фурнисс Великобритания Hyundai i20 R5 +11.50,8
12 П.-Л. Лубе/В. Ланде Франция Skoda Fabia R5 evo +11.54,9
13 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 evo +12.00,0

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 240
2 Себастьен Ожье Франция Citroen C3 WRC 212
3 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 199
4 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 102
5 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 98
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 90
7 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 84
8 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 83
= Эсапекка Лаппи Финляндия Citroen C3 WRC 83
10 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 72

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда   Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team   340
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team   332
3 Citroen Total World Rally Team   278
4 M-Sport Ford World Rally Team   200

Положение в зачете WRC 2 среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Пьер-Луи Лубе Франция Skoda Fabia R5 evo 81
2 Бенито Герра Мексика Skoda Fabia R5 evo 75
3 Николай Грязин Россия Skoda Fabia R5 evo 73
= Каетан Каетанович Польша Volkswagen Polo GTI R5 73
5 Марко Буласия Боливия Skoda Fabia R5 60

Рекомендованные статьи