Почему Ожье ушел в Тойоту, а Citroеn — из WRC?
Уходящий год явно запомнится поклонникам чемпионата мира по ралли. И дело не только в долгожданном триумфе Отта Тянака, которому наконец-то удалось прервать затянувшееся доминирование в WRC французских раллистов. Оформив свой первый чемпионский титул, эстонец тут же подписал контракт с командой Hyundai, предпочтя компанию своего принципиального соперника по турниру Тьерри Невилля перспективе и дальше работать с Томми Мякиненом. Этот шаг немедленно породил волну пересудов о том, что освободившееся место в Тойоте займет Себастьен Ожье, ранее заключивший двухлетний контракт с Ситроеном. Сегодня эти слухи нашли свое подтверждение: команда Томми Мякинена назвала имена пилотов, которые в 2020 году будут представлять японского производителя. Главной ударной силой нового состава станет именно Ожье.
В межсезонье команда Томми Мякинена (второй справа) полностью обновила свой состав. Но станут ли Элфин Эванс (слева) и Калле Рованпера (справа) «подносчиками снарядов» для Себастьена Ожье в погоне за седьмым чемпионским титулом?
Вернувшись в конце прошлого года в команду Citroen, некогда его воспитавшую, шестикратный чемпион мира отдавал себе отчет в том, что ситуация в стане «шевронов» оставляет желать лучшего. Однако реальное положение дел Ожье смог оценить лишь по ходу сезона. После воодушевляющих побед в ралли Монте-Карло и Мексика Себ оказался совершенно беспомощен на считавшемся идеальным для хэтчбека C3 WRC корсиканском асфальте, а после стабильно проигрывал соперникам и на классических гравийных ралли. Ситуация усугублялась еще и тем, что в преддверии сезона-2019 команда омолодила состав гоночных инженеров, с которыми и Ожье, и финну Эсапекке Лаппи пришлось искать общий язык по ходу сезона. Работа над модернизацией автомобиля шла слишком медленно и не приносила очевидных результатов: ключевые обновления, на которые рассчитывали в коллективе Пьера Бюдара (подвеска, трансмиссия, двигатель и разрабатываемое компанией Oreca аэродинамическое оперение), должны были быть готовы лишь к следующему году.
Последней каплей в чаше терпения Ожье стал отказ техники на ралли Испания, где француз потерял последние шансы на титул. Дело дошло до прямого оскорбления команды со стороны супруги Себастьена — немецкой телеведущей Андреа Кайзер, которая в своем твиттере (на 220 тысяч читателей!) пристыдила ситроеновцев за неспособность обеспечить чемпиона достойным его автомобилем. Сам Ожье предпочел отмолчаться, скандальный твит был удален, но отношения с командой подпорчены.
А за несколько дней до старта так и не состоявшегося ралли Австралия стало известно о возвращении концерна PSA в гонки на выносливость в 2022 году с маркой Peugeot. Вслед за этим поползли слухи о том, что Citroen немедленно свернет программу WRC, чтобы высвободить ресурсы под новую задачу. Еще через несколько дней эти сведения, увы, подтвердились. Французский производитель опубликовал пространный пресс-релиз, в котором фактически возложил вину за остановку проекта на Ожье с ошеломляющей формулировкой «...без Себастьена и другого пилота экстра-класса, способного бороться за титул, Citroen решил досрочно закрыть программу в WRC». Куда при этом ушел сам Ожье, в релизе, конечно же, не сообщалось.
За свою карьеру Себастьен Ожье уходил из Ситроена дважды: в 2011 году он перебрался в Volkswagen, а в 2019-м — в Тойоту
Спустя неделю Себастьен ожидаемо «всплыл» в составе Тойоты: свой последний сезон в качестве профессионального раллиста уроженец Гапа проведет в попытке выиграть-таки титул с третьим производителем — сделать подобное до сих пор удавалось только легендарному Юхе Канккунену. Компанию шестикратному чемпиону мира составят британец Элфин Эванс и финн Калле Рованпера. Валлиец посетил расположение команды Toyota Gazoo Racing в Пуупполе еще в октябре, обговорив условия контракта — по слухам, именно его в качестве наиболее предпочтительного партнера по команде назвал Ожье, — и проведет с японцами ближайшие пару лет.
Пока на счету Элфина Эванса только один триумф на этапах чемпионата мира. В Тойоте валлиец получит шанс пополнить копилку побед
Двухлетний контракт получил и 19-летний Рованпера, для которого следующий год станет первым полноценным сезоном с заводской командой WRC. Выступавшие за Тойоту ранее Яри-Матти Латвала и Крис Мик остались не у дел, получив на прощание немало теплых слов (какой контраст с тоном ситроеновского релиза!) от Акио Тойоды. Особое внимание президент Toyota Motor Corporation уделил Яри-Матти: по его словам, именно случайная встреча в гостинице с тогда еще пилотом Фольксвагена (дело происходило во время ралли Финляндия-2014) и завязавшийся разговор о Тойотах, на которых начинал свою карьеру финн, убедили главу компании в необходимости возвращения в ралли.
Уход Ситроена и сформированные составы двух из трех оставшихся команд (за Hyundai в 2020-м будут выступать Отт Тянак, Тьерри Невилль, Себастьен Лёб и Даниэль Сордо) оставляют открытым лишь один кадровый вопрос: кого выставит «фордовская» дружина M-Sport? Известно, что в 2020 году в британском коллективе остается финн Теему Сунинен. По слухам, в очередь претендентов на второе место уже встал оставшийся без работы в Ситроене Эсапекка Лаппи. Кроме того, на скамейке запасных у Ричарда Милленера отсиживаются британец Гас Гринсмит и швед Понтус Тидеманд. Наверняка может обратиться к своим бывшим работодателям отставник Тойоты Латвала, свою национальную команду в чемпионате мира пытается создать новозеландец Хейден Пэддон, да и француз Эрик Камилли не оставляет надежд вернуться за руль WRC. В общем, выбор у Милленера чрезвычайно богатый. А вот ирландец Крейг Брин и норвежец Андреас Миккельсен, скорее всего, сохранят работу в Hyundai — правда, лишь в программе развития нового хэтчбека i20 R5 и гибридного автомобиля WRC образца 2022 года.