Чемпионат мира по ралли: курс — на гибридизацию!

Фото: команды-участницы

Казалось бы всем хорош современный чемпионат мира по ралли: быстрые пилоты, мощные и эффектные автомобили, по скорости давно переплюнувшие приснопамятных монстров эпохи группы B, разнообразие этапов и разнообразие же победителей этих самых этапов, прямые трансляции со спецучастков... Да вот беда: из года в год в серии участвует не более четырех производителей, да и те периодически напоминают о том, что могут оставить чемпионат — кто в силу вечно непростой финансовой ситуации, а кто и ввиду отсутствия значимых успехов. 

При этом новые производители в мировое раллийное первенство не спешат. Дисциплины автоспорта, опирающиеся на двигатели внутреннего сгорания, постепенно «выходят из моды», и WRC не является исключением: не один производитель за прошедшие несколько лет так или иначе озвучивал свое сожаление фактом отсутствия в классическом ралли новых технологий, дружелюбных к окружающей среде. Сожалеет об этом и президент международной автомобильной федерации FIA Жан Тодт, неоднократно высказывавшийся за внедрение в обожаемой им дисциплине «зеленых» силовых установок.

«Я постоянно приезжаю на международные автосалоны, и только и вижу там, что экологически чистые технологии, — не раз говорил в интервью самым разным изданиям француз. — Производители выставляют их напоказ, рекламируют, однако в ралли с ними не спешат. Почему это происходит? Ответ прост: в ралли им это не нужно». 

Однако ничто не вечно под луной — и вот прежде упрямые производители заговорили о необходимости перемен в техническом регламенте WRC. В ходе ралли Монте-Карло Тодт и директор FIA по ралли Ив Маттон заявили о разрабатываемых в недрах главного автоспортивного органа планеты новых технических требований. Как и было обещано, строиться они будут вокруг экологически чистых силовых установок. 

О полноценной электрификации раллийных автомобилей речи пока не идет — реализовать эту идею не позволяет сам характер дисциплины, предполагающий большие дорожные секции и достаточно протяженные спецучастки, по которым техника мчит в боевом режиме. А вот идея гибридизации WRC нашла поддержку у нынешних участников чемпионата. Дело за малым: определиться, какие конкретно требования такой регламент будет содержать. Пока что техническая группа FIA и представители производителей прорабатывают новую концепцию.

В 2014-м президент команды Toyota Акио Тойода проехал всю дистанцию японского ралли Синсинро пилотом нулевого экипажа на автомобиле FCV Concept, в котором использовались водородные топливные элементы

Предполагается, что предварительный вариант регламента (как это было с техническими требованиями к современным WRC) будет определен к середине-концу текущего года. Это позволит участникам приступить к разработке новых автомобилей уже в начале 2020-го, а через год вывести технику на испытания. Дебютным сезоном для новинок должен стать сезон-2022 — сразу после завершения нынешнего пятилетнего омологационного цикла. 

Похоже, что этот план позволит не только удержать уже участвующих в чемпионате производителей, но и привлечь новых. Недаром же руководство команды Volkswagen Motorsport, оставившей серию на волне пресловутого «дизельгейта», призывало организаторов WRC как можно скорее взяться за проработку нового технического регламента. Интерес к «гибридному» раллийному чемпионату ранее высказывали и другие производители, включая некогда участвовавших в «высшем дивизионе» марки Skoda, Mitsubishi и Subaru. И почти каждая из ныне присутствующих в серии команд уже может похвастать своими наработками в части создания экологически чистых раллийных автомобилей: тут тебе и гибридный Citroen C4 WRC, и эксперименты Тойоты, и разработка M-Sport раллийного электромобиля для участников однодневных соревнований национального уровня.

Выиграв с Себастьеном Ожье четыре мировых титула подряд в WRC, Volkswagen переключился на электросостязания. На фото — болид I.D.R, на котором Ромен Дюма в 2018 году установил новый рекорд в легендарной американской горной гонке Пайкс-Пик

Что принесет нам новый технический регламент WRC, и как будет выглядеть следующая инкарнация «уорлд-ралли-каров»? Ответ на этот вопрос мы должны узнать через несколько месяцев.