Как Себастьен Ожье отметил возвращение в Citroen боевой победой в ралли Монте-Карло

Фото: Red Bull | команды-участницы

Семь лет назад ему указали на дверь, вынудив продолжать карьеру в другой команде. Семь лет спустя он вернулся в коллектив, с которого начал восхождение на вершину. Вернулся с багажом из шести чемпионских титулов... и победой в качестве подарка на «новоселье».

Первого этапа нынешнего сезона в чемпионате мира по ралли ждали как никогда. И как не ждать? Впервые с 2015 года на спецучастках сложнейшего и престижнейшего этапа WRC должны были сойтись два самых титулованных раллиста современности. Мало того, в этот раз оба они выступали за рулем едва знакомых им 380-сильных автомобилей: Себастьен Ожье только начал осваиваться с неоднозначным Ситроеном C3 WRC, а Себастьену Лёбу на знакомство с Hyundai i20 Coupe WRC и вовсе досталось чуть более одного дня. Как если бы одного этого было мало, эльзасец взял на себя смелость выйти на старт ралли Монте-Карло спустя неделю после завершения Дакара — где Лёб, к слову, финишировал третьим. Конечно, ни для кого не секрет, что гонка между Гапом и Монако предъявляет высокие требования в первую очередь к индивидуальному мастерству пилота, а не к характеристикам его автомобиля, однако продемонстрировать все свое искусство, полагаясь на непривычную технику, удавалось немногим. Тем интереснее было понаблюдать за противостоянием двух Себастьенов.

В отличие от партнеров по команде Яри-Матти Латвала не сумел навязать борьбу Себастьену Лёбу: финну определенно не хватило скорости

Немалый интерес вызывали и другие участники первого акта пьесы под названием WRC 2019. Как справится в новой команде Эсапекка Лаппи? Что покажет новобранец Тойоты Крис Мик? Чем порадует молодежь из «фордовской» команды M-Sport — перешедший в высшую лигу Понтус Тидеманд и впервые едущий ралли Монте-Карло за рулем Фиесты WRC Теему Сунинен? Сумеет ли Тьерри Невилль провести гонку, удержав автомобиль в пределах трассы? Вопросов было много — и ответы не заставили себя ждать...

Впервые проехавший ралли Монте-Карло за рулем WRC, Теему Сунинен стал единственным пилотом команды M-Sport, сумевшим заработать очки: финн стал пятым на Power Stage

Первым делом заставил заговорить о себе Крис Мик: выходец из Северной Ирландии стал быстрейшим на шейкдауне. При этом второй и третий результаты показали пилоты Ситроена Себастьен Ожье и Эсапекка Лаппи. Правда, уже на вечерних спецучастках, с которых и началась гонка, от прежнего задора Криса не осталось и следа: сперва при виде «уплывшего» со скользкой трассы в придорожную канаву Сунинена, а затем и из-за прокола на СУ2. Лидерство же в гонке захватил Отт Тянак: эстонец завершил четверг в девяти секундах впереди Ожье, — а на третьей позиции обосновался Невилль. 

Утро пятницы обернулось жестоким разочарованием для экипажей Ситроена и Тойоты: выбирая покрышки на первую секцию, оба коллектива сделали ставку на первый доп, трасса которого была покрыта льдом, и взяли с собой по четыре шипованных колеса. Однако именно этот спецучасток пришлось отменить из-за чрезмерного количества болельщиков, расположившихся за пределами отведенных зрительских зон.

С Hyundai в Монте-Карло Себастьен Лёб выглядел бледной тенью самого себя: сказались ошибки в выборе шин и, вероятно, сложный процесс адаптации к новой машине. Да и усталость после Дакара никто не отменял!

«Пострадавшие» команды, разумеется, призвали отменить всю секцию целиком, мотивировав свое требование принципами справедливой и равной борьбы, однако получили от организаторов резонный отказ. Наибольшую же выгоду из отмены третьего допа извлекли экипажи Hyundai: Лёб одержал первую победу на спецучастках в составе новой команды (несмотря на грязную в силу невысокой стартовой позиции дорогу и прокол на заключительных километрах дистанции!) и выбрался на четвертое место, а Невилль перехватил лидерство в гонке. Подтянулся и Андреас Миккельсен: после конфуза на СУ1 — там норвежец замедлился за километр раньше необходимого, увидев знак, похожий на обозначение финиша, — он разменял несколько позиций и обосновался на пятой строчке. 

Дневная секция тоже могла бы сложиться в пользу пилотов Hyundai, если бы не досадный промах Невилля. На СУ6 бельгиец, ехавший в этот момент на шипованных колесах по сухому асфальту, не сумел заправить машину в левый поворот, был вынужден съехать на развилке направо и потратить время на разворот. На следующем допе, где шинное преимущество было уже на стороне Ожье, Себ привез Тьерри почти 16 секунд. И лишь изношенные покрышки не позволили ситроеновцу побороться за этот отрыв на финальном отрезке дня: Невилль завершил пятницу вторым, всего в двух секундах отставания от лидера. 

Первый блин Эсапекки Лаппи в новой команде вышел комом. Вернувшись в субботу в гонку после поломки подвески на СУ6, финн остановился с отказавшим мотором...

Там же, на дневной секции, команда Citroen лишилась своего второго пилота: Эсапекка Лаппи повредил переднюю подвеску своего C3 WRC и сошел с дистанции. Там же выбыли из борьбы за золото и два пилота Тойоты: и Отт Тянак, и Крис Мик получили по проколу и откатились во вторую половину зачетной десятки. Ну а Лёб тем временем отметился еще одной победой на СУ7 (этот же доп он выиграл утром) и вступил в борьбу за третье место с Миккельсеном и Латвалой.

Завершив аварией прежний сезон, Андреас Миккельсен начал аварией новый. Но если бы не сход на СУ9, то норвежец мог бы побороться за подиум

Суббота стала настоящим бенефисом пилотов Тойоты во главе с Тянаком. Эстонец выиграл все четыре спецучастка, без видимых усилий разменяв две позиции и поднявшись с седьмого места на пятое. А помогли ему в этом соперники! Сперва разворотил в финишном створе СУ9 заднюю подвеску своего i20 Coupe WRC Миккельсен — норвежец попытался промчать полным ходом там, где этого делать не стоило. А уже на следующем спецучастке поскользнулся на «черном льду», вылетел с трассы и разбил машину быстрейший из пилотов M-Sport Элфин Эванс, занимавший на тот момент пятое место.

Все эти обстоятельства и впечатляющая скорость Тянака позволили эстонцу вернуться к борьбе за подиум — с Латвалой и Лёбом. Что же до лидеров ралли, то Ожье за четыре спецучастка субботы смог удвоить свое преимущество, доведя его с двух секунд до четырех. Невилль никак не желал уступать действующему чемпиону мира и готовился дать ему решительный бой в заключительный день, на который синоптики пообещали хорошую и теплую погоду. «Если дорога будет сухой, то у него будет преимущество, — признал бельгиец. — Во всяком случае, Лёб говорит, что C3 WRC в таких условиях быстрее нашей машины».

Впрочем, говорить так можно было бы в случае наличия у соперника исправного автомобиля — а именно с этим у Себастьена Ожье неожиданно возникли проблемы. Уже после вечернего сервиса в Гапе, во время ночного перегона в Монако, на C3 WRC лидера закапризничал датчик положения дроссельной заслонки. Ввиду отсутствия сервисной зоны до самого финиша гонки экипажу пришлось решать проблему самостоятельно, постоянно консультируясь с инженерами по телефону: реакции машины на работу педалью газа были непредсказуемыми, и Себ мысленно готовился к худшему.

Не считая прокола в пятницу, Отт Тянак выступил выше всяких похвал, а его прорыв на подиум стал украшением гонки

Первые же спецучастки финального дня подтвердили опасения француза: Невилль с ходу взял высокий темп и за три допа сократил свое отставание от Ожье до 0,4 секунды. Казалось, что Себ, вынужденный бороться с машиной, уступит настырному сопернику. Однако на заключительном Power Stage уроженец Гапа все же нашел драгоценные мгновения, которые не позволили Тьерри завершить успехом попытку повторения прошлогоднего финишного спурта на ралли Италия. Тут Ожье отыграл у соперника 1,8 секунды, в конечном итоге оторвавшись от Невилля на 2,2 секунды. Интересно, что француз повторил достижение Вальтера Рёрля, выиграв эту гонку за рулем автомобилей четырех разных марок (Peugeot, Volkswagen, Ford, Citroen).

Для Себастьена Ожье эта победа стала седьмой в карьере на ралли Монте-Карло (с учетом этапа IRC), а для команды Citroen — сотой за всю ее раллийную историю

«Нам очень хотелось выиграть, — чуть позже признается штурман Жюльен Инграссиа. — Я даже написал нашему инженеру, чтобы он заготовил свечи: дескать, живыми мы не вернемся. Мы и правда были готовы разбить машину!»

Ралли Монте-Карло никак не желает поддаваться Тьерри Невиллю. Но радует хотя бы то, что в этот раз бельгиец хотя бы обошелся без вылетов с трассы...

Третье место по итогам ралли занял Отт Тянак: старания эстонца не прошли даром, и ко второму воскресному допу он окончательно дожал и Латвалу, и Лёба, вернувшись на подиум. Девятикратному чемпиону мира оставалось лишь сдерживать атаки Яри-Матти. А третий пилот Тойоты, Крис Мик, выиграл Power Stage, заработав пять дополнительных баллов вдобавок к очкам, заработанным за шестое место.

Крис Мик выиграл всего один спецучасток, но именно тот, который и следовало выиграть. Результат — шестое место по итогам гонки и четвертое в личном зачете серии

Ралли Монте-Карло 2019 года стало первым этапом для разделенных ныне «заводской» WRC 2 Pro и «частной» WRC 2. В первой категории было всего два участника — пилот M-Sport Гас Гринсмит и Калле Рованпера из Skoda, — и это противостояние закончилось на первом же спецучастке. На СУ1 сын Харри Рованперы вылетел с трассы в том же месте, где и Сунинен, врезавшись в неподвижную Фиесту WRC соотечественника. Потеряв в общей сложности более десяти минут, оставшуюся часть гонки Калле просто добирался до финиша.

Схожим образом сложился сюжет и «частной» ветки. Разве что здесь чемпион Франции Йоанн Бонато на Ситроене C3 R5 попросту уехал от земляков-соперников в лице Стефана Сарразена и Адриена Формо. Какое-то время на третью позицию в категории претендовал бельгиец Гийом де Мевиус, однако он сошел с дистанции на СУ14.

 

Гас Гринсмит начал сезон с победы в WRC 2 Pro, а на ралли Португалия британца ожидает старт за рулем Фиесты WRC!

Следующим этапом в расписании чемпионата мира значится ралли Швеция, и там обладателю первой стартовой позиции может прийтись нелегко — особенно если пойдет снег. Единственная полноценная зимняя гонка WRC станет еще одним ностальгическим этапом, в рамках которого компанию Себастьену Лёбу составит другой герой прежних лет — двукратный чемпион мира Маркус Гронхольм, стартующий за рулем Яриса WRC. Ну а отечественных болельщиков наверняка заинтересует дебютный старт в чемпионате мира по ралли Николая Грязина, который продолжает ударную подготовку к шведскому этапу, выиграв в минувшие выходные на своей Фабии R5 норвежское ралли Finnskog.

Rallye Monte-Carlo
Чемпионат мира, 1-й этап
Гап (Франция) — Монте-Карло (Монако), 24—27 января
Общая длина трассы — 1042,60 км, состоялось 15 СУ — 303,43 км
Стартовало 84 экипажа, классифицировано 67
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Citroën C3 WRC 3:21.15,9
2 Т. Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +2,2
3 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC +2.15,2
4 С.Лёб/Д.Элена Франция/Монако Hyundai i20 Coupe WRC +2.28,2
5 Я.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +2.29,9
6 К.Мик/С.Маршалл Великобритания Toyota Yaris WRC +5.36,2
7 Г.Гринсмит/Э.Эдмондсон Великобритания Ford Fiesta R5 +13.04,6
8 Й.Бонато/Б.Булу Франция Citroën C3 R5 +13.56,5
9 С.Сарразен/Ж.-Ж.Ренуччи Франция Hyundai i20 R5 +14.06,8
10 А.Формо/Р.Жамуй Франция/Бельгия Ford Fiesta R5 +16.03,4

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Citroën C3 WRC 29
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 21
3 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 17
4 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 13
5 Себастьен Лёб Франция Hyundai i20 Coupe WRC 12
6 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 10
7 Гас Гринсмит Великобритания Ford Fiesta R5 6
8 Йоанн Бонато Франция Citroën C3 R5 4
9 Стефан Сарразен Франция Hyundai i20 R5 2
10 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 1

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 30
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 25
= Citroën Total World Rally Team 25
4 M-Sport Ford World Rally Team 14

Рекомендованные статьи