Горная гонка Пайкс-Пик: есть новый рекорд на дороге в облака!

Фото: команды-участницы | организаторы

Легендарные американские соревнования на горе Пайкс-Пик вернули должок Фольксвагену. В конце 80-х немцы вполне могли переиграть своих побратимов из Audi благодаря своему невероятному двухмоторному Гольфу. Тогда идея заключалась в том, что машина, выглядевшая почти что серийной, должна была обставить ощетинившееся антикрыльями раллийное купе. И эта задача была бы выполнена, если бы за несколько поворотов до финиша не сломалась копеечная деталь в подвеске. Но теперь все было по-другому — электрический прототип Volkswagen I.D.R установил новый рекорд 20-километровой трассы, пройдя ее меньше, чем за восемь минут!

Предыдущим рекордсменом гонки был легендарный раллист Себастьен Леб: в 2013 году француз на машине Peugeot 208 T16 PP с бензиновым турбомотором ES9 JS4 от ле-мановского прототипа показал феноменальное для той поры время 8.13,878

Единственное, что роднило два «горных» проекта от Фольксвагена — это двухмоторность. В 80-е немцы использовали 1,8-литровые турбочетверки, а прототип I.D.R, помимо изощренной аэродинамики, козырял двумя электродвигателями. При этом сама идея вновь заявить Volkswagen на Пайкс-Пик появилась чуть более года назад, когда немецкий концерн отказался от участия в ралли и решил связать свою гоночную судьбу с экологически чистыми технологиями.

На компьютерных картинках кузов прототипа Volkswagen I.D.R выглядел еще более изощренным

Ясно, что при таких сжатых сроках компания не успевала самостоятельно разработать машину с нуля, поэтому к проекту были привлечены специалисты из разных команд. Так, монокок и общая схема шасси достались электромобилю от прототипа Norma М20 — эта французская фирма еще в 80-х начинала как раз с горных гонок. Более того, Norma уже участвовала в соревнованиях на Пайкс-Пик и трижды становилась их победителем с легендарным Роменом Дюма. Француз из города Алес насобирал за свою карьеру трофеев во всех возможных видах гонок — за исключением, разве что, Формулы-1. Теперь у него есть своя команда RD Limited, которая готовит технику для ралли (в основном это Porsche) и горных гонок (прототип Norma Дюма для Пайкс-Пика каждый раз дорабатывал сам). В результате Volkswagen и Ромен ударили по рукам, а часть испытаний электромобиля проходила как раз на испытательном полигоне в Алесе, где француз ранее обкатывал бензиновые Нормы.

Король европейских горных гонок Симоне Фаджиоли вывел на старт «стандартную» Норму с 800-сильным турбодвигателем. Но против Дюма и его 500-киловаттного прототипа с аэродинамикой от Porsche шансов у итальянца не было

Разумеется, шасси Volkswagen I.D.R отличалось от французского не только местом под аккумуляторные батареи. Из-за серьезно возросших аэродинамических нагрузок переделывать пришлось и точки крепления подвески. И все это, что интересно, благодаря специалистам Porsche: новый рекордсмен Пайкс-Пика не зря так похож на «сорвавшуюся с ошейника» версию 919 Tribute, с которой Вайсзах замахнулся на вечное достижение Штефана Беллофа на Северной петле Нюрбургринга.

На месте пассажира — литий-ионная аккумуляторная батарея, состоящая из 3500 ячеек.

Однако вся эта прижимная сила и крутящий момент были бы ни к чему без возможности эффективно передать вращательное движение колес в поступательное. Шинники из компании Michelin, разрабатывавшие для Фольксвагена обувку, при разработке протектора учли опыт LMP1 и GT500 (японский Super GT — последний чемпионат, в котором бушуют «шинные войны»). В результате покрышки одинаково хорошо держали дорогу при перепаде температур в 15 градусов — именно на столько падала стрелка термометра на вершине 19,99-километрового подъема, насчитывающего 156 поворотов.

Американец Питер Каннингем на полноприводном автомобиле Acura TLX GT, оснащенном турбомотором V6 от версии GT3, победил в зачете Pikes Peak Open

Вообще, когда была объявлена мощность и крутящий момент электромоторов (в сумме — 680 л.с. и 650 Нм), то возникли сомнения на счет того, сможет ли немецкий прототип побить хотя бы «электрический» рекорд латвийской машины eO PP100. У нее было аж 1600 л.с. и 2500 Нм на 1200 кг массы! Рис Миллен на таком монстре в 2016 году прошел трассу за 8.57,118. Остается только догадываться, каков был уровень прижимной силы Фольксвагена, гарантировавший прототипу при куда более скромных мощностных показателях выигрыш аж в минуту! Все-таки, с 2012 года, когда Пайкс-Пик превратился в чисто асфальтовую гонку, влияние аэродинамики возросло здесь просто невероятно. Кроме всего прочего, для экономии веса фольксвагеновцам пришлось делать пакет батарей (40 кВт•ч) как можно меньше — чуть ли не 20% заряда генерировалось прямо на борту машины во время заезда за счет системы рекуперации.

Бельгийское купе Gillet Vertigo пилотировала Ванина Икс, а машину готовила команда все того же Ромена Дюма. Итог — 34-е место, позади Риса Миллена, который в этот раз ехал на внедорожнике Bentley Bentayga

Интересно, что для ознакомления с работой этих узлов Дюма пришлось для начала поездить на кольцевом хэтчбеке Volkswagen Golf TCR с приводом от I.D.R. Особенности зарядки батарей, судя по данным компьютерного моделирования, требовали изменить стиль пилотирования и пожертвовать «правильным» прохождением некоторых поворотов в угоду накоплению энергии с последующим ее высвобождением на разгоне. А это, на всякий случай, 2,25 секунды до 100 км/ч!

Завсегдатай австралийских гонок GT и владелец нескольких трасс Тони Куинн готовится к старту за рулем прототипа, стилизованного под Ford Focus и оборудованного мотором Nissan RB35

Умело раскрученная шумиха вокруг электромобилей, совсем как во времена «дизелизации» (тяжелое топливо, как и электротяга, вовсе не панацея, но крайне уместно на конкретных типах транспорта), требует сегодня и спортивной составляющей. Скоротечные горные гонки или тот же ралли-кросс, переходящий на «батарейки» с 2020 года, словно бы придуманы для электромобилей. При всем при этом в Фольксвагене обмолвились, что Пайкс-Пик может стать не единственной гонкой для их электрического прототипа. Неужто немцы надеются обновить и другие рекорды?

96-я горная гонка Pikes Peak
Общая итоговая классификация

Место Гонщик Страна Автомобиль Класс Результат
1 Ромен Дюма Франция Volkswagen I.D. R Pikes Peak Unlimited 7.57,148
2 Симоне Фаджиоли Италия Norma M20 SF PKP Unlimited 8.37,230
3 Питер Каннингем США Acura TLX GT Pikes Peak Open 9.27,352
4 Фабьен Будюбэн Швейцария Norma M20 SF PKP Unlimited 9.28,254
5 Пол Далленбах США PVA Dallenbach Special Open Wheel 9.37,135
6 Дэвид Донохью США Porsche 911 GT3 R Time Attack 1 9.37,152
7 Тони Куинн Австралия Ford Focus V6 Unlimited 9.52,720
8 Клинт Вахшольтц США McLaren 12C Time Attack 1 9.52,748

Рекомендованные статьи