Свистать всех наверх! Как себя чувствуют российские горные гонки?

Свистать всех наверх! Как себя чувствуют российские горные гонки?
Автоспорт | 19 ноября 2019
Фото: vk.com/gtirk | Виктория Монина | Иван Луковников | команды-участницы

Что вам приходит в голову, когда вы слышите словосочетание «горные гонки»? Думаю, что любой из читателей Авторевю знает про Пайкс-Пик — легендарные американские соревнования, где за рекорды на 20-километровой дороге, ведущей за облака, спорят ведущие заводские команды мира. Продвинутым фанатам автоспорта почти наверняка известно об официальном чемпионате Европы в дисциплине Hill Climb («подъем на холм») — там на асфальтовых серпантинах соревнуются не только кузовные автомобили, но и спортпрототипы вперемешку с гоночными формулами. А чем в этом плане может похвастать Россия?

С 2018 года рекорд гонки Пайкс-Пик принадлежит 680-сильному электрокару Volkswagen I.D.R, преодолевшему 19,99-километровый подъем за 7 минут и 57 секунд

Конечно, до европейских и американских соревнований по скоростному подъему на холм нам еще очень далеко — как по технике, так и по обилию трасс. Однако не будем забывать, что Старый Свет начал культивировать эту дисциплину еще в конце позапрошлого века, а история отечественных горных гонок насчитывает меньше тридцати лет…

Одним из чемпионов Европы в этом году стал итальянец Кристиан Мерли, выступавший на прототипе Osella FA30 c трехлитровым двигателем Zytek V8 мощностью около 500 л.с.

Первые соревнования с раздельным стартом автомобилей на трассе, ведущей в гору, провели в 1990-м в Крыму. После распада Союза «эстафетную палочку» у полуостровитян приняли организаторы Гран При Ялос в Сочи, хозяева соревнований Гизель-Дере в Туапсе и устроители чемпионата Москвы по горным гонкам, который в конце 90-х разыгрывался на Крылатских холмах. Однако все эти мероприятия представляли собой скорее учебно-тренировочные сборы для раллистов, нежели самодостаточные явления. И только в новом тысячелетии горные гонки в России окончательно превратились в отдельную дисциплину автоспорта.

Интересно, что нынче «подъемы на холм» у нас проводятся в трех отдельных локациях. Самые «заслуженные» — близ городка Слюдянка Иркутской области: в этом году соревнования на десятикилометровой трассе на Кубок Байкала состоялись уже в 29-й раз. Возрождены горные гонки в Крыму — сегодня Кубок Республики состоит из четырех этапов на асфальтовом покрытии. Но дальше всех в развитии «холмистой» темы пошли энтузиасты из Туапсе. В этом сезоне организованный ими чемпионат Краснодарского края по горным гонкам (ЧКК) отпраздновал десятилетний юбилей, сохранив за собой неофициальное звание самого масштабного отечественного события в этой дисциплине автоспорта.

За редким исключением в Кубке Байкала участвует техника, подготовленная для соревнований по автокроссу

Судите сами. С февраля по ноябрь участников кавказского турнира ждали десять этапов на девяти разных трассах — как с асфальтовым, так и с гравийным покрытием. В соревнованиях на территории Краснодарского края и Адыгеи стартовала почти сотня участников на спортивных и серийных автомобилях, причем представляли они не только южные регионы страны, но и такие далекие от черноморского побережья города, как Москва и Ярославль. Ну а хитрая система зачета держала пилотов в напряжении вплоть до финала серии — его «прогульщики» не получали классификацию по итогам ЧКК!

Пилоты серийных машин соревнуются не столько на скорость, сколько на точность выполнения заданного организаторами норматива. Так что побороться за призы здесь можно даже на минивэне Honda Mobilio, как у Алексея Костко

Правда, экономический кризис и ужесточающиеся требования по безопасности сказались и на популярности южных гонок. Если раньше 40—50 участников на этапах ЧКК были в порядке вещей, то теперь и три десятка пилотов на старте организаторы почитают за счастье. Но низшая точка уже позади — считает «папа» краснодарской горной серии, известный в прошлом раллист Валерий Трапезников: в этом сезоне соревнующихся было больше, чем в прошлом.

Финал чемпионата Краснодарского края собрал под свои знамена 37 участников из трех регионов страны

По старой доброй традиции финал чемпионата Краснодарского края прошел на самой роскошной гравийной трассе турнира — в местечке Чинары близ Туапсе. Когда-то эта «трехмерная» дорога украшала собой решающие этапы Кубка России по ралли, а теперь она стала ареной баталий «царей горы». Правда, ныне она используется в усеченном с 12 до четырех километров варианте — не будем забывать, что в горных гонках нет штурманов, и потому трассы здесь покороче, чем раллийные спецучастки.

Дмитрий Нихаев был самым быстрым в Чинарах — в своей лучшей попытке краснодарец промчал на Лансере по трассе со средней скоростью 95,94 км/ч

Система зачета в ЧКК благоволит постоянным участникам серии: без четырех стартов по ходу сезона победителем по итогам года не стать, а всего в зачет участникам могут пойти восемь из десяти возможных результатов. Эти правила действовали как для спортсменов, так и для пилотов на серийных машинах, которые, увы, собрались в этом сезоне в приличном количестве только на одном этапе в Сочи. Так что победителями турнира в «стандартных» классах стали по большому счету те, кто нашел возможность выбраться хотя бы на несколько гонок. А именно: москвич Игорь Мальцев (Subaru Impreza), сочинцы Андрей Гладыш (Toyota Corolla Levin) и Алексей Костко, а также еще один пилот Хонды, Иван Карповец из Новороссийска.

У каждого пилота в горных гонках есть три зачетные попытки, а в итоговом протоколе учитывается сумма двух лучших из них. На снимке — Игорь Мальцев

В спортивных зачетах картина в Чинарах была куда наряднее, а конкуренция — выше: побороться за очки приехало свыше трех десятков участников. Даже самый «скромный» класс Свободный-1, где соревнуются владельцы отечественных Жигулей и Волг с пилотами на переднеприводной 1400-кубовой технике, к финалу подрос до пяти машин. Однако это никак не отразилось на результатах главного фаворита, Никиты Лебедкова. Его «пятерка» была быстрейшей в каждой из трех зачетных попыток — так что сочинец по праву стал победителем и финального этапа, и всего турнира.

Еще один ВАЗ-2105 — но уже под управлением Андрея Самотея — был в Чинарах недосягаем для конкурентов в самом массовом моноприводном классе 1600. Однако реактивный пилот из Анапы в этом сезоне выступал в горных гонках лишь от случая к случаю — и потому по итогам всей серии классифицирован не был. То же самое можно сказать и про Леонида Чернова, показавшего в Чинарах второе время, и про Дмитрия Куляса, застолбившего за собой третий результат. Ну а золото чемпионата в 1600 уверенно прибрал к рукам Владислав Гришечко из Горячего Ключа, дебютировавший в горных гонках в прошлом сезоне. Пилоту вазовской Калины не помешал даже вылет с трассы в первой квалификации — он все равно стал лучшим из всех постоянных участников турнира.

Мощный десант раллистов вполне мог изменить в Чинарах картину в двухлитровом классе Свободный-3. Дело в том, что очки в южных горных гонках начисляются по прогрессивной шкале, которая зависит от числа участников, а «разовые» спортсмены хоть и не претендуют на призы по итогам года, но отнимают очки у постоянных участников. Однако двойной успех залетных гостей, краснодарцев Николая Копырина (Honda Civic) и Владимира Харченко (Renault Clio), никак не сказался на гегемонии Вячеслава Савченко. Пилот из Туапсе, выступающий на редком купе ВАЗ-21123, в очередной раз опередил своих прямых конкурентов и спустя два года вновь примерил корону горного короля.

Плотность и ровность гравийного покрытия в Чинарах временами напоминала асфальт. На фото — ВАЗ-21123 Вячеслава Савченко

Самым «валидольным» получился финал в абсолютном зачете серии, где в схватке за титул сошлись два чемпиона прошлых лет на полноприводных Mitsubishi — краснодарец Дмитрий Нихаев и туапсинец Сергей Пиджаков. Первый был быстрее по ходу сезона, однако сход в Сочи поставил Дмитрия перед финалом в невыгодное положение — ему надо было не только побеждать в Чинарах, но и надеяться на то, что Сергей не поднимется при этом выше пятого места. Со своей частью задачи Нихаев справился на отлично: краснодарский раллист был быстрейшим во всех трех зачетных попытках. А вот лидировавший перед финалом Пиджаков на пьедестал не попал — его оттеснили еще два пилота на Лансерах, Александр Титков из Абрау-Дюрсо и ростовчанин Денис Царицинский. В итоге судьбу титула решила одна-единственная секунда — именно на нее Пиджаков сумел опередить в протоколе финальной гонки еще одного пилота с берегов Дона, Дмитрия Гончарова, чтобы застолбить за собой заветное четвертое место.

Сергей Пиджаков стал самым титулованным горным гонщиком в России — туапсинец победил в чемпионате Краснодарского края уже в пятый раз!

На будущий год Валерий Трапезников со товарищи решил руководствоваться принципом «от добра добра не ищут», сохранив в кавказской серии десятиэтапный календарь и нынешние правила игры. Хотя изменения в программе южных горных гонок все же возможны: организаторы ЧКК не теряют надежды включить в свой турнир еще один роскошный серпантин в Сочи — «олимпийскую» дорогу, ведущую на Розу Хутор!

Горная гонка Чинары
Чемпионат Краснодарского края, 10-й этап
Чинары (Краснодарский край), 16 ноября
Итоговые результаты

Место Гонщик Город Автомобиль Зачет Время
1 Дмитрий Нихаев Краснодар Mitsubishi Lancer Evo IX Свободный 5.00,9
2 Александр Титков Абрау-Дюрсо Mitsubishi Lancer Evo VIII Свободный 5.10,1
3 Денис Царицинский Ростов-на-Дону Mitsubishi Lancer Evo IX Свободный 5.12,5
4 Сергей Пиджаков Туапсе Mitsubishi Lancer Evo VIII Свободный 5.12,9
5 Дмитрий Гончаров Ростов-на-Дону Mitsubishi Lancer Evo IX Свободный 5.13,9
6 Владимир Перевозный Новороссийск Mitsubishi Lancer Evo VIII Свободный 5.15,3
7 Николай Копырин Краснодар Honda Civic Type-R Свободный-3 5.22,5
8 Андрей Самотей Анапcкая ВАЗ-2105 1600 5.32,6
9 Владимир Харченко Краснодар Renault Clio Sport Свободный-3 5.34,2
10 Евгений Бащенко Краснодар Subaru Impreza Свободный 5.35,8
         
18 Никита Лебедков Сочи ВАЗ-2105 Свободный-1 5.59,2

Итоговое положение в зачете Свободный

Место Гонщик Город Автомобиль Зачет Очки
1 Сергей Пиджаков Туапсе Mitsubishi Lancer Evo VIII Свободный 127
2 Дмитрий Нихаев Краснодар Mitsubishi Lancer Evo IX Свободный 122
3 Александр Титков Абрау-Дюрсо Mitsubishi Lancer Evo VIII Свободный 103,5
4 Владимир Перевозный Новороссийск Mitsubishi Lancer Evo VIII Свободный 80
5 Владислав Гришечко Горячий Ключ ВАЗ-11193 1600 51

Рекомендованные статьи