100 лет Пайкс-Пику: победа Ромена Дюма и новый рекорд у латвийского электромобиля (+ВИДЕО)
В этом году легендарной горной гонке Пайкс-Пик, проводящейся в США, исполнилось 100 лет.
Ровно век назад промышленник Спенсер Пенроуз, владелец золотых шахт из Колорадо Спрингс, решил привлечь внимание туристов к только построенной платной дороге, которая вела на вершину заповедной горы Пайкс-Пик.
Вот так и вышло, что с 1916 года участники «Гонки к облакам» штурмуют 20-километровый серпантин. Старт на высоте 2860 метров над уровнем моря, 156 поворотов и финиш на высоте 4300 метров!
Словно по недоразумению называется эта дорога громко — Pikes Peak Highway, но на деле этот «хайвей» — просто извилистая двухполоска, даже не везде огороженная отбойниками. Даже асфальтовое покрытие «хайвей» получил совсем недавно: по настоянию экологов его начали асфальтировать в нулевые, и к 2012-му заасфальтировали полностью.
Но именно ту, грунтовую трассу так любят вспоминать фанаты, и от нее сжимается сердце у тех, кто успел по ней проехать. За десятилетия в этой гонке успел поучаствовать целый ряд звезд первой величины — как знаменитые американцы Эдди Рикенбакер (летчик-ас времен Первой мировой войны), Бобби Ансер (трехкратный победитель Indy 500) и Марио Андретти (чемпион Формулы-1), или зарубежные гонщики — легенды ралли Мишель Мутон, Вальтер Рёрль, Ари Ватанен, Пер Эклунд и Стиг Бломквист.
Победитель той, самой первой гонки — Ри Лентц — проехал 20 километров на своем гоночном Romano Demon Special за 20 минут и 55 секунд. В 1994-м новозеландец Род Миллен за рулем 900-сильного полноприводного прототипа Toyota Celica поставил рекорд — 10 минут и 4.060 секунды. И это время останется с нами навеки: ведь той грунтовой трассы больше нет.
Рекорд, который в 2013-м году на полностью асфальтовой трассе установил девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, тоже кажется недостижимым — 8 минут и 13,878 секунды. Во всяком случае, в этом году даже победитель проехал дистанцию лишь немногим быстрее девяти минут.
Им стал гонщик Ромен Дюма, уже побеждавший в 2014-м году. Причем француз только-только одержал вместе с коллегами по команде Porsche победу в «24 часах Ле-Мана», после чего немедленно отправился на другой конец Земли, готовиться к старту «Пайкс-Пика»!
Специально для этой гонки фирма Norma под прежним индексом M20 RD подготовила совершенно новый прототип. Машина образца 2016 года получила полноприводную трансмиссию, полностью переработанное аэродинамическое оперение (прежним осталось лишь заднее антикрыло), и была облегчена до 610 кг. Новый, более мощный двухлитровый турбомотор Honda был подготовлен американским отделением Honda Performance Development. «Нашей задачей было добиться соотношения мощности к массе 1:1» — говорит Дюма. На 20-километровой дистанции Norma Ромена Дюма разгонялась до 258 км/ч! Показанное в итоге время — 8 минут и 51,445 секунды.
Менее шести секунд уступил французу прошлогодний победитель «Пайкс-Пика», новозеландец Рис Миллен. Но и этот результат — историческое достижение: впервые девятиминутную отметку преодолел электромобиль! Да-да, Миллен вновь выступал на электромобиле, разработанном латышскими конструкторами, отцом и сыном Дамбисами. Полноприводный прототип eO PP100 получил семь электромоторов YASA-400 суммарной мощностью 1190 кВт (почти 1600 л.с.) против шести моторов отдачей 1020 кВт в прошлом году. При этом машина потяжелела с 1150 до 1200 кг. Ниже можно просмотреть полную запись рекордного заезда.
Около десяти секунд уступил Миллену японский пилот Тецуя Ямано на купе Acura 4-motor EV — под этим названием скрывался новый спорткар NSX, гибридную «начинку» которого заменили четырьмя электромоторами и батареей высокой емкости. Десять секунд — отставание заметное, но стоило Миллену хоть немного ошибиться... и исход мог быть совсем другим. В этот раз удалось финишировать и живой легенде Пайкс-Пика, японцу Нобухиро Таджиме — он привел свой электрокар Tajima Rimac E-Runner Concept_One с минутным отставанием от лидера, на третьей позиции в классе доработанных электромобилей.
Кстати, был на Пайкс-Пике и отдельный класс для серийных электромобилей, а не специально построенных монстров. Единственный его участник, Блейк Фуллер на «топовой» двухмоторной Тесле Model S P90D, которую просто снабдили каркасом безопасности и гоночными шинами, проехал дистанцию за 11 минут и 48,264 секунды. Тем самым он превзошел предыдыущий рекорд этого класса почти на минуту.
Ветеран гонок на Пайкс-Пике Пол Далленбах, не раз боровшийся за победу в «абсолюте», по собственному признанию, в этом году особых шансов не имел — его заднеприводный багги с атмосферным мотором был заметно медленнее полноприводников на выходе из поворотов. Да и кислородное голодание на высоте особенно сказывается на моторах без наддува... С другой стороны, сам Далленбах упоминал, что общий бюджет его выступления был примерно в пять раз скромнее конкурентов — и на этом фоне его результат выше всяких похвал: около 45 секунд отставания от победителя на финише (то есть около двух секунд с километра), четвертое место «абсолюта».
Увы, в этом году не добрался до финиша обладатель самой, не побоимся этого слова, заметной машины — известный каскадер Майк Райан, который год выступающий на громадном грузовике Freightliner Cascadia c форсированным до 2400 л.с. дизелем Detroit Diesel. Райану в последние годы не везет: в 2014-м он попал в аварию на тренировке, упав со склона в лес, в прошлом году его заезд прервал снегопад. В этот раз все шло хорошо, и Райан расчитывал снять 30-60 секунд со своего старого результата. Но когда он прошел уже три четверти пути, заезд остановили из-за валявшихся на дороге осколков тормозного диска с предыдущей машины. А после повторного старта на тяжеленном грузовике не выдержади тормоза — по мнению Райана, они просто не успели остыть после первого прохождения.
Большая часть этого обзора оказалась посвящена самым необычным, эффектным и быстрым машинам, большинство из которых подготовлено профессиональными гоночными командами. И все же хочется напомнить, что Пайкс-Пик — это в первую очередь гонка энтузиастов. Что прекрасно показывает пример Тима Харди. С этим молодым парнем я познакомился в 2014-м — тогда на «фестивале пилотов» перед началом гонки меня привлек его аккуратный BMW E30 с огромным антикрылом. Как оказалось, он сам в гараже вместе с отцом построил в гараже «трешку», подготовил турбомотор, и собирался выступить в гонке. Тогда он занял 25-е место в «абсолюте». А в этом году финишировал с 13-м результатом в абсолютном зачете и третьим — в весьма наполненном классе Time Attack 1, уступив только двум гонщикам на Porsche 911 GT3! Ниже — видео его прохождения.
Pikes Peak International Hill Сlimb Гора Пайкс-Пик, штат Колорадо, США, 26 июня 2016 года Дистанция — 19,988 км |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Место | Гонщик | Город/cтрана | Автомобиль | Класс | Время |
1 (1)* | Ромен Дюма | Баль/Швейцария | Norma M20 RD Limited | Unlimited | 8.51,445 |
2 (1) | Рис Миллен | Хантингтон-Бич/США | eO PP100 | Electric Modified | 8.57,118 |
3 (2) | Тецуя Ямано | Саитама/Япония | Acura 4-Motor EV Concept | Electric Modified | 9.06,015 |
4 (2) | Пол Далленбах | Базальт/США | PVA 03 Dallenbach Special | Unlimited | 9.36,041 |
5 (3) | Нобухиро Таджима | Токио/Япония | Tajima Rimac E-Runner Concept_One | Electric Modified | 9.51,978 |
6 (1) | Лейн Шранц | Колорадо-Спрингс/США | Chevrolet SS | Pikes Peak Open | 9.53,071 |
7 (1) | Клинт Васхольц | Вудленд-Парк/США | Ford Open | Open Wheel | 9.54,050 |
8 (1) | Дэвид Доннер | Колорадо-Спрингс/США | Porsche 911 GT3 R | Time Attack 1 | 10.00,813 |
9 (2) | Джонатан Фрост | Монтерей/США | Palatov D2RS Roadster | Pikes Peak Open | 10.04,805 |
10 (2) | Рафаэль Астлер | Ле-Тампон/Реюньон | Porsche 911 GT3 RS | Time Attack 1 | 10.06,006 |
* Место в классе |