Цари горы: каково бросать вызов Пайкс-Пику?

Фото: Василий Костин

Кто придумал назвать эту гонку Hill Climb? Забраться на четырнадцать тысяч футов, то есть четыре с лишним тысячи метров — это, по-вашему, «Подъем на холм»? Наверху даже ходить тяжело из-за одышки. Именно поэтому на Пайкс-Пик привозят все больше гоночных электромобилей, и в этом году их водители чуть было не выиграли знаменитую гонку!

Дорога на Пайкс-Пик — это Pikes Peak Highway, который идет по территории национального парка: если вы не журналист, платите сорок долларов с машины. Уже на полпути к вершине наш минивэн даже с педалью газа в полу еле плелся, разгоняясь километров до сорока в час, — подъемы крутые, да еще мощность с ростом высоты падает, так что путь на вершину занял минут двадцать с лишним. Невольно проникнешься уважением к пионерам Пайкс-Пика, штурмовавшим его в 1916 году: лучшие из них проезжали этот же маршрут минут за восемнадцать. Причем асфальта тогда и в помине не было, да и поуже был «хайвей»...

Победитель в «винтажном» классе — швед Ральф Кристенссон и его Ford Mustang 1967 года

Предыстория гонки очень американская: дорогу к одной из живописнейших вершин в Колорадо проложил в 1915 году местный магнат, владелец золотых и медных шахт Спенсер Пенроуз. За проезд по ней тогда брали по два доллара с машины — это около полусотни в пересчете на сегодняшние деньги! Желающих было кот наплакал, и предприимчивый Пенроуз в 1916 году устроил гонку, на которую пригласил спортсменов, участвовавших в соревнованиях Indy 500. С тех самых пор «Подъем на Пайкс-Пик» проходит ежегодно — традиция нарушалась всего трижды: в конце десятых годов XX века, в 1935-м году и во время Второй мировой войны.

• Недавно открывшийся музей Пайкс-Пика: на этой самоделке RAJO Special (перестроенный Ford Т) Ноэль Баллок в 1922 году проехал дистанцию за 19 минут и 50,9 секунды, получив приз в 500 долларов и серебряный кубок Пенроуз-Трофи
• Эволюция шин для Пайкс-Пика в «грунтовую» эпоху: от прорезанных вручную поперечных канавок на узеньких серийных шинах к специальным покрышкам для сверхмощных сток-каров и багги

Постепенно, поворот за поворотом дорога ведет тебя все выше и выше, пока внезапно лес вокруг не исчезает, — и кругом возникают лунные пейзажи с валунами, осыпями, а ближе к вершине — и снегом. Круче ли эти 156 поворотов, чем Нюрбургринг? Во многом проще — нет столь изощренной игры рельефа. Здесь много медленных и неинтересных «шпилек», но выше риск — часто от обрыва тебя отделяет только десять—двадцать сантиметров грунтовой обочины.

В металлических боксах по бортам — две пары­ инверторов, под полом — две литий-ионные батареи от серийного электромобиля i-MiEV: емкости в 50 кВт·ч хватает примерно на 20 км в «боевом» режиме. Металлические рукава на заднем плане — воздуховоды для охлаждения аккумуляторов
Электромобиль Mitsubishi — уже третьего поколения: стальная пространственная рама, углепластиковая «навес­ка» и двухрычажные подвес­ки с толкающими штангами. Днище — профилированное, спереди виден радиатор жидкостного охлаждения электромоторов
Четыре электромотора от модели i-MiEV — каждый форсирован до 112,5 кВт. И если два передних тандемом приводят колеса через самоблокирующийся дифференциал, то задние — каждый свое колесо, что позволило реализовать активное управление вектором тяги
0 / 0

Двадцать лет назад, когда вся трасса еще оставалась грунтовой, все это выглядело более захватывающе. Но многократный победитель мотоциклетного зачета Грег Трейси признается, что теперь выступать на двух колесах не рискнет, ведь максимальная скорость у мощных спортбайков выросли до 260 км/ч, а пространства для ошибки уже нет. Впрочем, в двадцати километ-рах от старта, на вершине, где стоит метеолаборатория, не хочется думать ни об авариях, ни об автоспорте вообще — такую чувствуешь близость к вечности под этими прозрачными синими небесами...

Другой настолько высокогорной гонки в мире нет, если не считать отдельных участков южноамериканского Дакара в Андах. Сюда тянутся гонщики со всего мира, и даже заводские команды почитают участие делом престижным: например, в прошлом году в Peugeot Sport построили уникальный прототип ради одной-единственной гонки! Себастьен Лоэб поставил новый рекорд трассы — и машина отправилась в музей.

Местная традиция: гонщики спускаются с вершины мимо зрителей. В руках у победителя каждого из классов — финишный флаг. На фото — Ромен Дюма на прототипе Norma, одержавший победу в абсолютном зачете

За годы проведения гонки на Пайкс-Пике отметились и такие европейские звезды, как Ари Ватанен, Вальтер Рерль, Стиг Бломквист, и еще больше легендарных американцев: например, здесь выступали Марио Андретти и половина семейства Ансер (братья Бобби и Эл плюс младшее поколение — Робби). Причем среди пилотов немало простых энтузиастов. Владельцы тюнинговых мастерских, бизнесмены, один профессиональный фотограф и как минимум один студент (парень в собственном гараже вместе с отцом подготовил для гонки старенькую «трешку» BMW с турбонаддувом мощностью 480 л.с.). Для многих Пайкс-Пик — единственная гонка, к которой они целый год готовят свою технику.

Тренировочные заезды начинаются с рассветом сразу на трех разных секциях горной дороги. На фото — Ford RS200 завсегдатая гонки, анг­личанина Марка Реннисона

Я поинтересовался у американских коллег, почему в США непопулярно ралли. «Кому из зрителей хочется рано утром тащиться к черту на рога?» — был ответ. Но здесь болельщики занимались именно этим: нам пришлось приехать ко входу в парк к четырем часам утра, чтобы потом добраться в самую известную точку трассы  Devil’s Playground («Песочницу дьявола»). И недостатка в зрителях не было!

В прошлом году на трассе царил хаос: Себастьен Лоэб был даже вынужден отпустить газ, увидев прямо перед собой каких-то чудиков. Выводы, очевидно, были сделаны. «Эй ты, уйди с дороги! Пересекать трассу нельзя! — принялся орать на меня стоявший на склоне лысый полисмен. — Покажи свой ID! Ты нарушаешь законы округа, еще раз увижу — выпишу штраф»! К чему такие строгости, если стартовый интервал между машинами — минимум две-три минуты, а для первых машин даже больше?

А стоять на месте «у черта на рогах» холодно. И дышать тяжело: пройдешь сто метров — остановишься, потом еще сто...

На фото Грег Трейси слева, в середине его партнер Хироши Масуока, справа — технический директор команды Ясуо Танака

У гоночных моторов на высоте та же одышка — многим пилотам не хватает тяги, чтобы в «шпильке» довернуть машину газом. Падение мощности пытаются компенсировать избыточной форсировкой турбомоторов, которые развивают 550—700 л.с. Тут встречаются и Mitsubishi Lancer Evo разной степени «заряженности», и разнообразные багги с антикрыльями нечеловеческих размеров, американские сток-кары, почти десяток Porsche... А тренд последних лет трех-четырех — электромобили. Они по понятным причинам лишены проблем с «дыханием» на высоте, и в этом году их было семь: от простеньких, практически серийных хэтчбеков Honda Fit до гоночных болидов, построенных заводской командой Mitsubishi и коллективом легендарного японского гонщика Нобухиро Таджимы. Последние — настоящие суперкары: их пилоты претендовали на победу в абсолютном зачете гонки. Причем даже маленькие Хондочки демонстрируют на высоте неплохую динамику, не говоря уже о Mitsubishi, которые с непривычным жужжанием буквально выстреливают из поворотов.

Калифорниец Грег Трейси три года назад променял два колеса на четыре. На мотоциклах он пять раз выигрывал в своем классе, а на электрическом Mitsubishi мог завоевать свой первый титул в «абсолюте», но до победы ему не хватило 2,4 секунды

Гоночный день начинается с рассветом с заездов мотоциклистов. Их больше шести десятков — часть по-прежнему, как в «грунтовые» времена, выступает на кроссовой технике, но половина уже перешла на «шоссейники», есть два электробайка. После трех десятков участников — долгая пауза. Судьи прыгнули в «сейфти-трак» и умчались наверх, еще минут через двадцать над головой пролетел спасательный вертолет... Только вечером я узнал, что на самом верху, сразу после финиша, погиб техасский мотогонщик-любитель Бобби Гудин. Причем медицинских машин там не было, а эвакуировать Гудина в больницу на вертолете смогли лишь через час после происшествия. Неоправданно строгие «меры безопасности» в одном месте — и странная беспечность в другом... Похоже, здесь вообще не представляют, как проводить гонки по дорогам общего пользования!

Победитель гонки в классе Open Wheel, экс-пилот второй лиги Наскара Клинт Васхольц — представитель целой династии местных гонщиков: его отец Леонард 18 раз побеждал в своем классе, а для Клинта это двадцать вторая победа! А вот сын Клинта, мотогонщик Коди Васхольц, пока одержал единственную победу в прошлом году, а в этом финишировал вторым в классе. Большинство болидов класса Open Wheel — среднемоторные и конструктивно напоминают европейские багги: в основном они строились, когда гонка еще была грунтовой. Машина Васхольца — переднемоторная, с двигателем Ford и неразрезным задним мостом. Она напоминает машину младших дивизионов Наскара, к которой приделали огромные антикрылья спереди и сзади

А что автомобили? Побить прошлогодний рекорд Себастьена Лоэба (8:13.878) никто и не надеялся, но борьба за победу намечалась знатная. Впервые в истории победу мог одержать пилот электромобиля! Претенденты — американец Грег Трейси и легендарный японский рейдовик Хироши Масуока на болидах Mitsubishi MiEV Evo III или девятикратный победитель Пайкс-Пика Нобухиро Таджима по прозвищу Монстр на электрокаре собственной конструкции.

Команда Спенсера Стила построила свою машину на базе старого болида серии Indycar, но успеха не добилась — сход

На стороне «электриков» была высокая мощность и полный привод — электродвигатели на Mitsubishi развивали свыше 450 кВт (более 600 л.с.), у машины Монстра — едва ли меньше. Турбомотор Honda на прототипе Norma их главного соперника, француза Ромена Дюма, имел всего 450 л.с., от которых наверху, по всей видимости, оставалось где-то 350 «лошадей». Зато французский болид, построенный на базе кольцевой машины группы FIA CN, более чем вдвое легче: благодаря отсутствию тяжеленных литий-ионных батарей прототип весит всего 650 кг против примерно 1400 кг у электрических Mitsubishi. Равенство сил? В принципе да: легонькая Norma была быстрее на ходовых секциях в нижней части маршрута, электрические Mitsubishi — наверху, в горах. Но в итоге преимущество, набранное в начале дистанции, позволило Ромену Дюма одержать победу в «абсолюте» с крохотной разницей в 2,4 секунды перед Грегом Трейси! Четыре секунды уступил своему партнеру Хироши Масуока, ведь Трейси за годы участия выучил здесь каждую трещинку асфальта. А Таджима испытывал технические проблемы и показал четвертое время.

Десятикратный победитель Пайкс-Пика Нобухиро Таджима два года назад сменил прототип Suzuki на электромобиль. Но в 2012 году сгорел один из электромоторов, в прошлом году «Монстр» показал пятое время, а в этот раз — четвертое

Но я уверен, что в ближайшие годы гонщик на электромобиле все-таки поднимется на верхнюю ступеньку пьедестала Пайкс-Пик. А к точке на вершине еще долго будут стремиться сотни гонщиков, как и двадцать, и тридцать лет назад, ведь вокруг этой горы давно уже сложилась своя легенда. И даже нынешняя смерть мотогонщика никого не остановит.

Pikes Peak International Hill Сlimb
Гора Пайкс-Пик, штат Колорадо, США, 29 июня
Дистанция — 19,988 км
Место Гонщик Город/cтрана Автомобиль Класс Время Сред. скорость,
км/ч
1 (1)* Ромен Дюма Баль/Швейцария Norma M20 RD Limited Unlimited 9.05,801 127,4
2 (1) Грег Трейси Лонг-Бич/США Mitsubishi MiEV Evolution III Electric Modified 9.08,188 126,8
3 (2) Хироши Масуока Саитама/Япония Mitsubishi MiEV Evolution III Electric Modified 9.12,204 125,9
4 (3) Нобухиро Таджима Токио/Япония Monster Sport E-Runner Pikes Peak Special Electric Modified 9.43,900 119,1
5 (1) Клинт Васхольц Вудленд-Парк/США Ford Open Wheel 9.54,700 116,9
6 (1) Майкл Скин Шарлотт/США Nissan GT-R RWD Pikes Peak Open 9.55,471 116,8
7 (1) Джереми Тойе Сан-Диего/США Kawasaki Ninja ZX-10R Moto-Pikes Peak Open 9.58,687 116,1
8 (1) Венсан Бельтуаз Але/Франция Porsche 911 GT3 RS Time Attack 1 10.00,744 115,7
9 (2) Джефф Цварт Корона-дель-Мар/США Porsche 911 GT3 Cup Turbo Time Attack 1 10.01,917 115,5
10 (2) Фабрис Ламбер Ле-Тампон/Реюньон Ducati 1098R Moto-Pikes Peak Open 10.04,401 115,0
* Место в классе

Рекомендованные статьи