Цари горы: каково бросать вызов Пайкс-Пику?
Кто придумал назвать эту гонку Hill Climb? Забраться на четырнадцать тысяч футов, то есть четыре с лишним тысячи метров — это, по-вашему, «Подъем на холм»? Наверху даже ходить тяжело из-за одышки. Именно поэтому на Пайкс-Пик привозят все больше гоночных электромобилей, и в этом году их водители чуть было не выиграли знаменитую гонку!
Дорога на Пайкс-Пик — это Pikes Peak Highway, который идет по территории национального парка: если вы не журналист, платите сорок долларов с машины. Уже на полпути к вершине наш минивэн даже с педалью газа в полу еле плелся, разгоняясь километров до сорока в час, — подъемы крутые, да еще мощность с ростом высоты падает, так что путь на вершину занял минут двадцать с лишним. Невольно проникнешься уважением к пионерам Пайкс-Пика, штурмовавшим его в 1916 году: лучшие из них проезжали этот же маршрут минут за восемнадцать. Причем асфальта тогда и в помине не было, да и поуже был «хайвей»...
Предыстория гонки очень американская: дорогу к одной из живописнейших вершин в Колорадо проложил в 1915 году местный магнат, владелец золотых и медных шахт Спенсер Пенроуз. За проезд по ней тогда брали по два доллара с машины — это около полусотни в пересчете на сегодняшние деньги! Желающих было кот наплакал, и предприимчивый Пенроуз в 1916 году устроил гонку, на которую пригласил спортсменов, участвовавших в соревнованиях Indy 500. С тех самых пор «Подъем на Пайкс-Пик» проходит ежегодно — традиция нарушалась всего трижды: в конце десятых годов XX века, в 1935-м году и во время Второй мировой войны.
Постепенно, поворот за поворотом дорога ведет тебя все выше и выше, пока внезапно лес вокруг не исчезает, — и кругом возникают лунные пейзажи с валунами, осыпями, а ближе к вершине — и снегом. Круче ли эти 156 поворотов, чем Нюрбургринг? Во многом проще — нет столь изощренной игры рельефа. Здесь много медленных и неинтересных «шпилек», но выше риск — часто от обрыва тебя отделяет только десять—двадцать сантиметров грунтовой обочины.
Двадцать лет назад, когда вся трасса еще оставалась грунтовой, все это выглядело более захватывающе. Но многократный победитель мотоциклетного зачета Грег Трейси признается, что теперь выступать на двух колесах не рискнет, ведь максимальная скорость у мощных спортбайков выросли до 260 км/ч, а пространства для ошибки уже нет. Впрочем, в двадцати километ-рах от старта, на вершине, где стоит метеолаборатория, не хочется думать ни об авариях, ни об автоспорте вообще — такую чувствуешь близость к вечности под этими прозрачными синими небесами...
Другой настолько высокогорной гонки в мире нет, если не считать отдельных участков южноамериканского Дакара в Андах. Сюда тянутся гонщики со всего мира, и даже заводские команды почитают участие делом престижным: например, в прошлом году в Peugeot Sport построили уникальный прототип ради одной-единственной гонки! Себастьен Лоэб поставил новый рекорд трассы — и машина отправилась в музей.
За годы проведения гонки на Пайкс-Пике отметились и такие европейские звезды, как Ари Ватанен, Вальтер Рерль, Стиг Бломквист, и еще больше легендарных американцев: например, здесь выступали Марио Андретти и половина семейства Ансер (братья Бобби и Эл плюс младшее поколение — Робби). Причем среди пилотов немало простых энтузиастов. Владельцы тюнинговых мастерских, бизнесмены, один профессиональный фотограф и как минимум один студент (парень в собственном гараже вместе с отцом подготовил для гонки старенькую «трешку» BMW с турбонаддувом мощностью 480 л.с.). Для многих Пайкс-Пик — единственная гонка, к которой они целый год готовят свою технику.
Я поинтересовался у американских коллег, почему в США непопулярно ралли. «Кому из зрителей хочется рано утром тащиться к черту на рога?» — был ответ. Но здесь болельщики занимались именно этим: нам пришлось приехать ко входу в парк к четырем часам утра, чтобы потом добраться в самую известную точку трассы Devil’s Playground («Песочницу дьявола»). И недостатка в зрителях не было!
В прошлом году на трассе царил хаос: Себастьен Лоэб был даже вынужден отпустить газ, увидев прямо перед собой каких-то чудиков. Выводы, очевидно, были сделаны. «Эй ты, уйди с дороги! Пересекать трассу нельзя! — принялся орать на меня стоявший на склоне лысый полисмен. — Покажи свой ID! Ты нарушаешь законы округа, еще раз увижу — выпишу штраф»! К чему такие строгости, если стартовый интервал между машинами — минимум две-три минуты, а для первых машин даже больше?
А стоять на месте «у черта на рогах» холодно. И дышать тяжело: пройдешь сто метров — остановишься, потом еще сто...
У гоночных моторов на высоте та же одышка — многим пилотам не хватает тяги, чтобы в «шпильке» довернуть машину газом. Падение мощности пытаются компенсировать избыточной форсировкой турбомоторов, которые развивают 550—700 л.с. Тут встречаются и Mitsubishi Lancer Evo разной степени «заряженности», и разнообразные багги с антикрыльями нечеловеческих размеров, американские сток-кары, почти десяток Porsche... А тренд последних лет трех-четырех — электромобили. Они по понятным причинам лишены проблем с «дыханием» на высоте, и в этом году их было семь: от простеньких, практически серийных хэтчбеков Honda Fit до гоночных болидов, построенных заводской командой Mitsubishi и коллективом легендарного японского гонщика Нобухиро Таджимы. Последние — настоящие суперкары: их пилоты претендовали на победу в абсолютном зачете гонки. Причем даже маленькие Хондочки демонстрируют на высоте неплохую динамику, не говоря уже о Mitsubishi, которые с непривычным жужжанием буквально выстреливают из поворотов.
Гоночный день начинается с рассветом с заездов мотоциклистов. Их больше шести десятков — часть по-прежнему, как в «грунтовые» времена, выступает на кроссовой технике, но половина уже перешла на «шоссейники», есть два электробайка. После трех десятков участников — долгая пауза. Судьи прыгнули в «сейфти-трак» и умчались наверх, еще минут через двадцать над головой пролетел спасательный вертолет... Только вечером я узнал, что на самом верху, сразу после финиша, погиб техасский мотогонщик-любитель Бобби Гудин. Причем медицинских машин там не было, а эвакуировать Гудина в больницу на вертолете смогли лишь через час после происшествия. Неоправданно строгие «меры безопасности» в одном месте — и странная беспечность в другом... Похоже, здесь вообще не представляют, как проводить гонки по дорогам общего пользования!
А что автомобили? Побить прошлогодний рекорд Себастьена Лоэба (8:13.878) никто и не надеялся, но борьба за победу намечалась знатная. Впервые в истории победу мог одержать пилот электромобиля! Претенденты — американец Грег Трейси и легендарный японский рейдовик Хироши Масуока на болидах Mitsubishi MiEV Evo III или девятикратный победитель Пайкс-Пика Нобухиро Таджима по прозвищу Монстр на электрокаре собственной конструкции.
На стороне «электриков» была высокая мощность и полный привод — электродвигатели на Mitsubishi развивали свыше 450 кВт (более 600 л.с.), у машины Монстра — едва ли меньше. Турбомотор Honda на прототипе Norma их главного соперника, француза Ромена Дюма, имел всего 450 л.с., от которых наверху, по всей видимости, оставалось где-то 350 «лошадей». Зато французский болид, построенный на базе кольцевой машины группы FIA CN, более чем вдвое легче: благодаря отсутствию тяжеленных литий-ионных батарей прототип весит всего 650 кг против примерно 1400 кг у электрических Mitsubishi. Равенство сил? В принципе да: легонькая Norma была быстрее на ходовых секциях в нижней части маршрута, электрические Mitsubishi — наверху, в горах. Но в итоге преимущество, набранное в начале дистанции, позволило Ромену Дюма одержать победу в «абсолюте» с крохотной разницей в 2,4 секунды перед Грегом Трейси! Четыре секунды уступил своему партнеру Хироши Масуока, ведь Трейси за годы участия выучил здесь каждую трещинку асфальта. А Таджима испытывал технические проблемы и показал четвертое время.
Но я уверен, что в ближайшие годы гонщик на электромобиле все-таки поднимется на верхнюю ступеньку пьедестала Пайкс-Пик. А к точке на вершине еще долго будут стремиться сотни гонщиков, как и двадцать, и тридцать лет назад, ведь вокруг этой горы давно уже сложилась своя легенда. И даже нынешняя смерть мотогонщика никого не остановит.
Pikes Peak International Hill Сlimb Гора Пайкс-Пик, штат Колорадо, США, 29 июня Дистанция — 19,988 км |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место | Гонщик | Город/cтрана | Автомобиль | Класс | Время | Сред. скорость, км/ч |
1 (1)* | Ромен Дюма | Баль/Швейцария | Norma M20 RD Limited | Unlimited | 9.05,801 | 127,4 |
2 (1) | Грег Трейси | Лонг-Бич/США | Mitsubishi MiEV Evolution III | Electric Modified | 9.08,188 | 126,8 |
3 (2) | Хироши Масуока | Саитама/Япония | Mitsubishi MiEV Evolution III | Electric Modified | 9.12,204 | 125,9 |
4 (3) | Нобухиро Таджима | Токио/Япония | Monster Sport E-Runner Pikes Peak Special | Electric Modified | 9.43,900 | 119,1 |
5 (1) | Клинт Васхольц | Вудленд-Парк/США | Ford | Open Wheel | 9.54,700 | 116,9 |
6 (1) | Майкл Скин | Шарлотт/США | Nissan GT-R RWD | Pikes Peak Open | 9.55,471 | 116,8 |
7 (1) | Джереми Тойе | Сан-Диего/США | Kawasaki Ninja ZX-10R | Moto-Pikes Peak Open | 9.58,687 | 116,1 |
8 (1) | Венсан Бельтуаз | Але/Франция | Porsche 911 GT3 RS | Time Attack 1 | 10.00,744 | 115,7 |
9 (2) | Джефф Цварт | Корона-дель-Мар/США | Porsche 911 GT3 Cup Turbo | Time Attack 1 | 10.01,917 | 115,5 |
10 (2) | Фабрис Ламбер | Ле-Тампон/Реюньон | Ducati 1098R | Moto-Pikes Peak Open | 10.04,401 | 115,0 |
* Место в классе |