Ожье безоружный. Как команда чемпиона мира провалила ралли Германия

Фото: Red Bull | команды-участницы

Подписывая свой последний контракт с командой, некогда взрастившей его до звезды первой величины, Себастьен Ожье аргументировал это решение впечатляющим потенциалом хэтчбека C3 WRC и, в частности, удачной переработкой подвески, которая позволила сократить его отставание от конкурентов на гравийном покрытии. О том, насколько хорош французский автомобиль на асфальте, и речи не шло: успехи Криса Мика и Себастьена Лёба на Корсике и в Испании в последние два года ясно давали понять, что уж здесь-то Citroen точно на высоте.

В Германии Крис Мик завоевал свой первый подиум с командой Toyota

Однако в новом сезоне от былого преимущества «шевронов» на твердом покрытии не осталось и следа! Проблемы возникли уже на Корсике, где Ожье большую часть гонки провел, сражаясь с собственной машиной, упорно не желавшей подчиняться шестикратному чемпиону мира. Ошеломленная таким поворотом событий, французская команда приняла все возможные меры (заодно доработав двигатель), провела ряд тестов и отправилась на немецкий этап в надежде наконец-то покарать чрезмерно шустрых соперников из Тойоты и Hyundai. И если поначалу все выглядело весьма оптимистично — лучшее время на шейкдауне досталось действующему чемпиону мира, а третий результат привез ассистирующий ему Эсапекка Лаппи, — то с выходом на «боевую» дистанцию корсиканские проблемы вернулись в полной мере.

Андреас Миккельсен провел ралли в борьбе с пилотами Ситроена и завершил гонку на шестом месте

Еще никогда Себастьен Ожье не выглядел столь беспомощно на немецких спецучастках. С каждым допом француз лишь терял время, не имея возможности нагнать ни Отта Тянака, ни Тьерри Невилля — и тот и другой достаточно быстро оторвались от шестикратного чемпиона мира, не оставив ему шансов на золото. Сам же Ожье в попытках выжать из машины больше, чем она может ему дать, допустил несколько ошибок, которые только усугубили положение француза: под занавес пятницы его отставание от лидера составляло уже 22 секунды и заставляло надеяться только на возможные проблемы у соперников.

«Будь у нас решение этой проблемы, мы бы уже давно им воспользовались, — грустно прокомментировал свои злоключения Себастьен в первый день гонки. — Теперь вся надежда на Панцерплатте».

Себастьен Ожье вновь боролся не с соперниками, а с собственным автомобилем

Намеченный на вторую половину субботнего дня СУ Panzerplatte, маршрут которого пролегал по разбитым дорогам военного полигона Баумхольдер, и в самом деле принес проблемы — правда, в первую очередь самому Ожье. Если сначала француз отделался медленным проколом и отступлением на четвертую позицию, то повторный проход добил ситроеновца, одарив его полутора минутами отставания и отбросив на восьмое место. Тот факт, что на первом прохождении точно такая же неприятность приключилась и с Невиллем (прокол, полторы минуты и пятое место под вечер субботы), стал лишь небольшим утешением для Ожье. Остаток гонки француз провел в тестовом режиме, дотащив машину до финиша и заработав единственное бонусное очко на заключительном Power Stage. Правда, уже после финиша этого допа Себ поднялся на седьмую позицию: финишировавший шестым Эсапекка Лаппи опоздал на пункт контроля времени, получив штраф, откатившись на восьмое место и позволив Ожье выйти вперед. Аналогичный маневр под занавес гонки провернули и в команде Hyundai: Дани Сордо пропустил на четвертую позицию Невилля.

Выиграв в Германии третий раз подряд, Отт Тянак поравнялся по числу побед на немецком этапе с Себастьеном Ожье. Больше — девять триумфов — только у Себастьена Лёба

На фоне этих событий Отт Тянак выглядел просто недосягаемым — и для соперников, и для каких-либо проблем (а если они и были, то эстонец о них не распространялся). Лидер Тойоты возглавил гонку уже на вечернем СУ1 в четверг и уступил лидерство Невиллю лишь на один спецучасток — утренний Stein und Wein. Однако уже на СУ3 лидер Тойоты восстановил статус-кво, выиграл восемь допов из 19 и закономерно одержал победу — четвертую в пяти последних гонках и третью подряд в Германии.

В этот раз Тьерри Невилль был единственным пилотом, не особо отстававшим от Тянака. Но для бельгийца все перечеркнул прокол на СУ Panzerplatte

Почин товарища по команде поддержали и его партнеры Яри-Матти Латвала и Крис Мик, которые на этот раз провели на удивление спокойную и разумную гонку, обойдясь без невынужденных ошибок. Первую половину ралли оба пилота «дежурили» у подиума, словно дожидаясь проблем лидеров, а когда соперники посыпались на Баумхольдере, Латвала и Мик мгновенно оккупировали вторую и третью позиции, обеспечив Тойоте первый в ее современной истории хет-трик. Особенно отличился Яри-Матти, проявивший редкое хладнокровие и отказавшийся гнаться за Крисом, — похоже, что финну потребовались серьезные аргументы в переговорах по новому контракту с командой.

В Германии Яри-Матти Латвала отметился двумя победами на спецучастках и вторым подиумом в сезоне

Отличные шансы на подиум были и у Дани Сордо, практически всю гонку обретавшегося возле лидирующей группы. Поднявшись в пятницу до четвертой позиции, испанец стал жертвой поломки коробки передач на его i20 Coupe WRC, оставившей ему только одну «ступень». Это отбросило испанца на девятое место, с которого он тем не менее все равно ухитрился вернуться в первую пятерку.

Поломка коробки передач в пятницу лишила Дани Сордо шансов на подиум

Техническая неисправность подкосила и Теему Сунинена. Невольный (в силу травмы Элфина Эванса) лидер команды M-Sport основательно готовился к асфальтовой гонке, однако сошел с дистанции на первом же пятничном спецучастке из-за проблем в электрике Фиесты WRC. Вернувшись на допы в субботу с гигантским штрафом по системе Rally 2, финн пять раз был в первой тройке и показал второй результат на финальном Power Stage — но гонку, естественно, завершил за пределами второго десятка.

В отличие от Ситроенов, скорость Фиест команды M-Sport на асфальте не вызывает вопросов. На фото — Теему Сунинен

Отечественные болельщики с усиленным интересом следили за событиями в зачете WRC 2, где в этом году выступает Николай Грязин. После победы российского пилота на ралли Финляндия от него можно было ожидать очередного сюрприза, однако на этот раз сюрприз оказался неприятным — в первую очередь для самого Николая. Довольно быстро выяснилось, что настройки редукторов, с которыми команда SRT после чешского ралли Барум приехала в Германию, не соответствуют характеру местных дорог, и потому всю гонку Грязин был вынужден бороться с машиной.

Тем не менее Николай справился с задачей финишировать и даже отметился вторым временем на заключительном допе, а гонку завершил на пятой позиции — во многом благодаря проблемам соперников и любопытному решению судей, установивших номинальное время экипажам, не успевшим проехать СУ18. Именно там угодил в аварию занимавший четвертое место Фабио Андольфи, штурману которого после этого потребовалась медицинская помощь. Спецучасток был отменен, а судьи назначили каждому экипажу свой результат, ориентируясь на время утреннего прохода по этому же допу. В результате преследовавший Грязина Симоне Темпестини переместился на четвертую строчку, даже не выезжая на спецучасток. Несмотря на это, по итогам ралли Германия Николай возглавил протокол чемпионата WRC 2 — сказалось отсутствие на немецком этапе его основных конкурентов в споре за золото.

Ошибка с настройками трансмиссии и два прокола не оставили Николаю Грязину и Ярославу Федорову шансов на высокий результат в Германии

Победу в этом зачете одержал местный пилот Фабиан Крайм на Шкоде, «переживший» на трассе двух предыдущих лидеров из Франции — Стефана Лефевра и Николя Сьямена, выступавших на Фольксвагенах и вылетевших с трассы на СУ10 и СУ11. Второе место досталось Мариану Грибелю, а третьим стал поляк Каетан Каетанович, уступивший немцу на последнем спецучастке.

В зачете WRC 2 Pro традиционно первенствовала Skoda. Изначально в гонке задавал тон Калле Рованпера, однако ряд ошибок в пятницу отбросил финского юниора на третью позицию. Гонку выиграл Ян Копецки, а второе место, отстав более чем на минуту (50 секунд из этого отставания пришлось на штрафы за опоздания на судейские пункты) занял Эрик Камилли, который никак не может заставить «поехать» новейшую Фиесту R5 Mk2.

Чех Ян Копецки довел серию побед нового хэтчбека Skoda Fabia R5 еvo в зачете WRC 2 Pro до четырех

Через полторы недели чемпионат мира вновь навестит Турцию, где в окрестностях города Мармарис пройдет самая убойная (если ориентироваться на прошлый сезон) гонка сезона. Там в строй должен вернуться Элфин Эванс, а Себастьену Ожье придется как-то нагонять соперников — если он, конечно, еще надеется выиграть чемпионат. И мы совершенно точно не увидим в Турции Николая Грязина: вместо поездки на гонку, где россиянин не был заявлен в зачет WRC 2, он сосредоточится на тестах новенькой Фабии R5 еvo, с которой, скорее всего, и проведет остаток сезона.

ADAC Rallye Deutschland
Чемпионат мира, 10-й этап
Бостальзее (Германия), 22—25 августа
Общая длина трассы — 1228,23 км, состоялось 19 СУ — 344,04 км
Стартовало 52 экипажа, классифицирован 41
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 3:15.29,8
2 К. Мик/С. Маршалл Великобритания Toyota Yaris WRC +20,8
3 Я.-М. Латвала/М. Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +36,0
4 Т. Невилль/Н. Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +58,5
5 Д. Сордо/К. дель Баррио Испания Hyundai i20 Coupe WRC +1.16,0
6 А. Миккельсен/А. Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +1.46,2
7 С. Ожье/Ж. Инграссиа Франция Citroеn C3 WRC +1.56,3
8 Э. Лаппи/Я. Ферм Финляндия Citroеn C3 WRC +2.02,2
9 Г. Гринсмит/Э. Эдмондсон Великобритания Ford Fiesta WRC +6.22,2
10 Т. Кацута/Д. Бэрритт Япония/Великобритания Toyota Yaris WRC +8.19,2
       
20 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 +17.41,6

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 205
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 172
3 Себастьен Ожье Франция Citroеn C3 WRC 165
4 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 80
5 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 79
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 78
7 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 74
8 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 70
9 Даниэль Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 62
10 Эсапекка Лаппи Финляндия Citroеn C3 WRC 62

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 289
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 281
3 Citroеn Total World Rally Team 216
4 M-Sport Ford World Rally Team 168

Положение в зачете WRC 2 среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Николай Грязин Россия Skoda Fabia R5 73
2 Бенито Герра Мексика Skoda Fabia R5 69
3 Пьер-Ив Лубе Франция Skoda Fabia R5 63
4 Оле-Христиан Вейбю Норвегия Volkswagen Polo GTI R5 50
5 Каетан Каетанович Польша Volkswagen Polo GTI R5 48

Рекомендованные статьи