Первая ласточка. Николай Грязин выиграл мировое ралли Финляндия — пока в WRC 2

Фото: Red Bull | команды-участницы

Этой победы, чего греха таить, ждали все российские раллийные болельщики. Когда в конце 2018 года Николай Грязин объявил о программе выступлений в чемпионате мира в «частном» зачете WRC 2, всем было очевидно, что добиться серьезных успехов в дебютный сезон будет очень сложно: уж больно высока там конкуренция. Но фанаты, разумеется, рассчитывали на победы российского чемпиона Европы среди юниоров — и все-таки дождались своего!

С началом русского сезона в WRC 2 скоро выяснилось, что Николай едет не только «с запасом», но и достаточно быстро для того, чтобы бороться за высокие результаты. Уже во втором своем старте в чемпионате мира, на ралли Тур де Корс, россиянин захватил лидерство перед заключительным спецучастком, однако в тот раз все же уступил итальянцу Фабио Андольфи. Потом были череда проколов в Португалии и обидный сход на Сардинии — причем в обоих случаях Николай боролся если не за лидерство, то хотя бы за подиум!

К финскому этапу Николай, как и ряд других участников, готовился на ралли Эстония, которое 21-летний москвич использовал в качестве тренировочной гонки и своеобразных тестов для поиска настроек под быстрые спецучастки. Соперники Грязина по WRC 2, в свою очередь, дружно обновили материальную часть: сын чемпиона Европы 1989 года Ива Лубе, Пьер-Луи, заполучил в свои руки обновленный хэтчбек Skoda Fabia R5 Evo (точно такой же достался и Хеннингу Сольбергу), а Такамото Кацута дебютировал в чемпионате мира за рулем новейшей Фиесты R5 Mk II.

Новая Fiesta R5 пока не демонстрирует обещанного прироста скорости. На фото — Эрик Камилли

С самого старта темп стали задавать опытные экипажи на новой технике: после короткого городского спецучастка, где «выстрелил» двукратный чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферссон, вперед вырвался Эмиль Линдхольм на Polo GTI R5. Правда, продержался в этой роли представитель финской раллийной династии ровно один доп: уже на СУ3 хозяин трассы вылетел с нее, открыв Лубе дорогу к лидерству. Тот был совершенно не против: за рулем Фабии R5 Evo француз демонстрировал феноменальную скорость и выглядел недосягаемым для соперников. В пятницу Пьер-Луи выиграл семь спецучастков из десяти и завершил день в 49,6 секунды преимущества перед... Грязиным.

В Финляндии Пьер-Луи Лубе демонстрировал феноменальную прыть, но все перечеркнула авария под занавес субботы

Памятуя о том, что тягаться в Финляндии с финнами и пилотами, хорошо знакомыми с местными спецучастками, дело малоперспективное, Николай избрал привычную тактику: спокойный проезд по утренней секции с проверкой стенограммы и атака в пределах разумного на повторном проходе. Собственно, именно такой подход и позволил россиянину подняться в пятницу с четвертой позиции в WRC 2 до второй, попутно выиграв один спецучасток. Единственным неприятным моментом стала «встреча» с кучей бревен, сорвавшей с петель пятую дверь Шкоды Грязина. К счастью для россиянина, обошлось косметическими повреждениями, устраненными командой SRT на дневном сервисе.

Посильную помощь Николаю в его прорыве наверх оказывали и соперники: на СУ7 пробил колесо и потерял около минуты Яри Хуттунен, а с началом второго дня из списка угроз вычеркнул себя ударом о камень и Кацута. Однако в действительности ни финн, ни японец не могли соперничать по скорости с нашим пилотом: отдавая конкурентам время на утренних секциях, Николай сполна возвращал упущенное атакой на дневных. В субботу он выиграл еще один доп — СУ Leustu, памятный российским болельщикам по «тому самому» прыжку Евгения Новикова, — и заметно оторвался от Хуттунена, уступая по скорости лишь Лубе и вернувшемуся в гонку по системе Rally 2 Линдхольму.

Год назад Яри Хуттунен стал вторым в WRC 2 на домашнем этапе, а в этом году путь к победе финну преградил наш Николай Грязин

И вот когда все шло к тому, что Николай завершит гонку в борьбе за серебро, роковую ошибку на СУ19 допустил лидер гонки. Располагая комфортным преимуществом более чем в минуту, Лубе не справился с торможением в правом повороте и ухнул в лес, прорубив просеку и повредив автомобиль…

Усилиями болельщиков француз был извлечен на дорогу, однако в процессе потерял семь с половиной минут. Ну а Грязин неожиданно для себя очутился на первой позиции, которую Хуттунену уже не отдал: в воскресенье Николай уверенно провел оставшиеся четыре спецучастка, немного уступив пилоту Hyundai лишь на двух из них. Созданного в субботу задела Грязину оказалось более чем достаточно, чтобы оставить золото за собой и оформить первую в карьере победу на этапах чемпионата мира. Из российских раллистов до Николая выиграть в Финляндии в дебютном старте удавалось только Алексею Лукьянюку — пусть и не в «предбаннике» WRC, а в скромном «серийном» полноприводном зачете N4.

«Вообще-то, нам повезло, что у быстрых ребят были проблемы», — скромно подвел итог своему выступлению в Суоми сам Грязин, который теперь делит с Лубе второе место в чемпионате WRC 2.

Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
Свою первую победу в WRC 2 Николаю Грязину и Ярославу Федорову удалось завоевать уже в пятом старте на этапах чемпионата мира
1 / 2

По сравнению со всеми этими событиями, гонка в «заводском» зачете WRC 2 Pro прошла буднично и безынтересно. Прошлогодний победитель ралли Финляндия Эрик Пиетаринен угодил в аварию уже на СУ2 (завершив на этом свое выступление), а юный пилот Шкоды Калле Рованпера уверенно уехал от Эрика Камилли, выиграв все спецучастки и оторвавшись от преследователя почти на пять минут. Можно представить, насколько оказался разочарован новой фордовской техникой француз, который два года назад со старой Фиестой заехал на второе место в своем зачете и попутно выиграл оба прохода по легендарной Унинпохье!

Андреас Миккельсен в Финляндии будто бы вспомнил, что именно он в 2016 году стал бронзовым призером чемпионата мира

Достойным фоном к празднику российских болельщиков стал сюжет основной части ралли Финляндия. В преддверии самого скоростного и «прыгучего» этапа чемпионата мира примеру своих коллег из WRC 2 последовали и представители заводских команд, обновившие техническую часть. Так, коллектив Hyundai Motorsport привез в Суоми новое аэродинамическое оперение для своих хэтчбеков i20 Coupe WRC. Провел незначительную модернизацию C3 WRC и Citroen. При этом в ходе подготовки к гонке неожиданно оказалось, что производители по-разному трактуют правила, регламентирующие аэродинамическую часть. Выяснилось, что отдельные команды преспокойно используют антикрыло, выступающее за пределы заднего бампера не на предписанные 50 миллиметров, а на целых 80! Собранное по такому случаю экстренное заседание FIA и производителей приняло единственно верную трактовку правил и постановило привести «хвосты» автомобилей WRC в порядок к турецкому этапу чемпионата мира.

Спецучастки в Суоми выигрывали шесть разных пилотов, но Себастьена Ожье среди них не оказалось

В гонке ожидаемо доминировали представители Тойоты, традиционно пользующейся правом неограниченных тестов в районе расположения финской базы команды. Отт Тянак стартовал первым и был вынужден расчищать трассу от гравия, что никак не помешало эстонцу возглавлять гонку на протяжении пяти утренних спецучастков пятницы. Днем же инициатива перешла в руки Яри-Матти Латвалы, который и перехватил лидерство, подгоняемый Крисом Миком. Тянак же откатился на четвертую позицию, пропустив вперед еще и Эсапекку Лаппи, который рвался ни много ни мало к победе.

Ралли Финляндия стало для Криса Мика сотым этапом WRC в карьере. В полном соответствии с юбилейными приметами ирландец отметился в гонке двумя сходами

Ситуация изменилась в субботу на первом же прохождении СУ Kakaristo: и Мик, и Латвала совершили одинаковые ошибки, приложившись о камень в одном и том же месте. Но если Яри-Матти отделался проколом и потерей 14 секунд, то Мик сошел (меньше чем через сутки, вернувшись в гонку по Rally 2, уроженец Северной Ирландии повторит свой «подвиг», снова разворотив подвеску Яриса WRC). Тянак тут же вышел вперед и с этого момента только наращивал свой отрыв от Лаппи, завершив гонку эффектной победой на Power Stage. Латвала довольствовался третьей позицией.

Эсапекка Лаппи наконец-то оправился от неудач первой половины сезона и заработал для Ситроена подиум

Пожалуй, лучшую гонку в этом году провел Андреас Миккельсен. В Финляндии норвежец, которого руководство Hyundai по ходу сезона дважды высаживало на скамейку запасных, неизменно держался за группой лидеров, отметился тремя победами на спецучастках и завершил ралли четвертым, став быстрейшим пилотом на i20 Coupe WRC. В пятницу, впрочем, этот почетный титул заслужил призванный в команду на одну гонку Крейг Брин, в силу стартовой позиции и личных способностей уверенно боровшийся с лидерами на пятом месте. Под конец ралли ирландца принесли в жертву командным интересам, попросив его пропустить — правда, уже на шестое место — Тьерри Невилля. Бельгиец же большую часть гонки провел в борьбе с собственным автомобилем и в субботу едва не завершил дело сходом на СУ Paijala, жестко приземлив машину на заднюю часть и повредив подвеску.

Яри-Матти Латвала поднялся дома на пьедестал почета, однако ошибка финна во второй день стоила его команде дубля
Яри-Матти Латвала поднялся дома на пьедестал почета, однако ошибка финна во второй день стоила его команде дубля
Отт Тянак одержал вторую подряд победу на ралли Финляндия, упрочив свое положение в личном зачете чемпионата
Отт Тянак одержал вторую подряд победу на ралли Финляндия, упрочив свое положение в личном зачете чемпионата
Яри-Матти Латвала поднялся дома на пьедестал почета, однако ошибка финна во второй день стоила его команде дубля
Яри-Матти Латвала поднялся дома на пьедестал почета, однако ошибка финна во второй день стоила его команде дубля
Отт Тянак одержал вторую подряд победу на ралли Финляндия, упрочив свое положение в личном зачете чемпионата
Отт Тянак одержал вторую подряд победу на ралли Финляндия, упрочив свое положение в личном зачете чемпионата
1 / 2

Не лучшим образом провел финский этап Себастьен Ожье. Надежды на то, что первая позиция Тянака позволит французу хоть немного побороться с лидером чемпионата, не оправдались: на протяжении всей гонки Себ не был способен угнаться за лидерами, включая своего партнера по команде Лаппи. Справедливости ради стоит заметить, что большую часть ралли Ожье провел, мучаясь от болей в желудке — достаточно сильных, чтобы провести субботнюю ночь без сна. В таких обстоятельствах финиш в самой скоростной гонке сезона и пятое место выглядят уже не столь плохим результатом...

Не исключено, что удачное выступление Крейга Брина в Суоми может принести ему дополнительные старты WRC — но совсем не обязательно в составе команды Hyundai
Не исключено, что удачное выступление Крейга Брина в Суоми может принести ему дополнительные старты WRC — но совсем не обязательно в составе команды Hyundai
В Финляндии Тьерри Невилль заработал столько же очков, сколько и Ожье, нисколько не приблизившись к французу в личном зачете серии
В Финляндии Тьерри Невилль заработал столько же очков, сколько и Ожье, нисколько не приблизившись к французу в личном зачете серии
Не исключено, что удачное выступление Крейга Брина в Суоми может принести ему дополнительные старты WRC — но совсем не обязательно в составе команды Hyundai
Не исключено, что удачное выступление Крейга Брина в Суоми может принести ему дополнительные старты WRC — но совсем не обязательно в составе команды Hyundai
В Финляндии Тьерри Невилль заработал столько же очков, сколько и Ожье, нисколько не приблизившись к французу в личном зачете серии
В Финляндии Тьерри Невилль заработал столько же очков, сколько и Ожье, нисколько не приблизившись к французу в личном зачете серии
1 / 2

И совсем катастрофичным вышел финский этап для команды M-Sport. Еще до старта коллектив из Довенби-Холла лишился Элфина Эванса: тренировочная гонка в Эстонии завершилась для валлийца травмой спины, и потому команде пришлось срочно подобрать ему замену в лице тест-пилота Гаса Гринсмита. Не добрался до старта ралли Финляндия и Хейден Пэддон, договорившийся с командой о разовом старте: на предстартовых тестах в понедельник новозеландец угодил в аварию, исключившую его участие в финском этапе WRC. В результате M-Sport была вынуждена полагаться на Гринсмита и Теему Сунинена. И если от молодого британца никто и не ожидал впечатляющих результатов (почти всю гонку он продержался на десятой позиции, а в воскресенье разбил машину), то нехватка скорости в исполнении Сунинена (последние пару лет боровшегося у себя дома за подиум) определенно дала понять, что Fiesta WRC серьезно отстает от техники соперников...

Команду M-Sport в Финляндии постигла неудача: Гас Гринсмит сошел с дистанции, а Теему Сунинен (на фото) не сумел подняться выше восьмого места…

Следующей остановкой для участников чемпионата мира станет асфальтовое ралли Германия, которое пройдет с 22 по 25 августа. Вопреки ожиданиям болельщиков, Себастьена Лёба мы там не увидим: в Hyundai предпочли сделать ставку на троицу Невилль — Миккельсен — Сордо. Не дождемся мы и возвращения в строй Элфина Эванса: валлиец все еще восстанавливается после травмы, так что команде M-Sport придется в срочном порядке определяться с заменой. И, конечно же, будем с интересом следить за выступлением в Германии Николая Грязина — уж теперь-то с надеждой на лучший результат в WRC 2.

Neste Rally Finland
Чемпионат мира, 9-й этап
Ювяскюля (Финляндия), 1—4 августа
Общая длина трассы — 1373,67 км, состоялось 23 СУ — 307,58 км
Стартовал 61 экипаж, классифицировано 49
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 2:30.40,3
2 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Citroеn C3 WRC +25,6
3 Я.-М. Латвала/М. Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +33,2
4 А. Миккельсен/А. Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +53,4
5 С. Ожье/Ж. Инграссиа Франция Citroеn C3 WRC +56,1
6 Т. Невилль/Н. Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +1.32,4
7 К. Брин/П. Нейгл Ирландия Hyundai i20 Coupe WRC +1.38,2
8 Т. Сунинен/М. Марккула Финляндия Ford Fiesta WRC +2.33,8
9 К. Рованпера/Й. Халттунен Финляндия Skoda Fabia R5 Evo +7.54,1
10 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 +10.28,7

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 180
2 Себастьен Ожье Франция Citroеn C3 WRC 158
3 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 155
4 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 78
5 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 71
6 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 66
7 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 60
8 Эсапекка Лаппи Финляндия Citroеn C3 WRC 58
9 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 56
10 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 52

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 262
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 238
3 Citroеn Total World Rally Team 198
4 M-Sport Ford World Rally Team 158

Положение в чемпионате WRC 2 среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Бенито Герра Мексика Skoda Fabia R5 69
2 Николай Грязин Россия Skoda Fabia R5 63
= Пьер-Луи Лубе Франция Skoda Fabia R5 Evo 63
4 Оле-Христиан Вейбю Норвегия Volkswagen Polo GTI R5 50
5 Такамото Кацута Япония Ford Fiesta R5 Mk II 47
6 Каетан Каетанович Польша Skoda Fabia R5 33
= Альберто Геллер Чили Ford Fiesta R5 33
8 Фабио Андольфи Италия Skoda Fabia R5 31
= Хеннинг Сольберг Норвегия Skoda Fabia R5 Evo 31
10 Эмиль Бергквист Швеция Ford Fiesta R5 30
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Юха Канккунен:

    "WRC is for boys, Group B was for men"

    (WRC для мальчиков, группа Б была для мужчин.)

    • Представляю, сколько современные пилоты навезли бы Юхе Канккунену что на WRC, что на Group B (которая по сравнению с современным WRC просто убогое ведро с болтами). :)

      • Угу, тоже всегда радовали эти растасканные цитаты ) Особенно масса удивительных высказываний про отвагу тогдашних гонщиков за авторством Валтера, нашего, Рёрля, каковой ни разу не стартовал в Финляндии и особо прописывал это свое нежелание ехать к финнам в контрактах )))

        • Хотите сказать, что Вальтер неправ?
          Про "навезут" пилотам старой вообще вопрос дискуссионный и не поддающийся проверке.

          • Если посмотреть статистику гонок, то средние скорости группоБшных машин были превышены еще в 80-х, на машинах группы А8. Я думаю, прежде всего потому что машина группы А8 в меньшей степени требовала борьбы с ней со стороны пилота.

            • Я думаю, прежде всего потому что машина группы А8 в меньшей степени требовала борьбы с ней со стороны пилота.

              О том и речь. Навезут - имелось ввиду в равных условиях.

          • Вполне поддающийся, до определенной степени, онборды сохранились. Вряд ли сейчас кто-то будет спорить с тем, что, например, МакРей ездил очень медленно, если сравнивать с современными пилотами. :)

            • МакРей ездил слегка на других болидах, так же как и Рёрль, Каннкунен и прочие пилоты того поколения. Что-то мне подсказывает, что сегодня пилоты "слегка" разбалованы машинами и их возможностями.

              • Ага, так разбалованы, что едут крайне быстро. А суровые мужики прошлого еле ползали от левой канавы до правой. )

                Тут кому что.

                • Разбалованы возможностями машины, имелось ввиду. Думаю, разница в поведении и возможностях подвески и шин очевидна, благо есть прекрасная статья Голованова о поездке на С4 WRC. А суровые мужики прошлого летали в коридоре из зрителей, на механике, а не секвенталке, с минимальными системами безопасности, на узенькой резине и простеньких аммортизаторах. Безусловно, современные пилоты быстрее. Так же как современная Ф1 бьет все рекорды прошлого. Но техника - другая. Совсем.

                  • Ну полно вам, резина уже и тогда была какая требовалась - под каждый тип покрытия. Просто сами машины были менее сбалансированными, если говорить о группе Б. Избыточно мощные причем.

                    • Ну полно вам, резина уже и тогда была какая требовалась - под каждый тип покрытия.

                      Никто не спорит. Только вот само качество резины было принципиально другим, так же как и подвески - прогресс ведь никто не отменял.

                      Просто сами машины были менее сбалансированными, если говорить о группе Б. Избыточно мощные причем.

                      Мощности много не бывает ;)
                      Просто возможности моторов многократно превосходили возможности шасси. Сейчас же возможности шасси "подтянулись", а моторы "задушили".

                      • Ну мне вот сложно представить, станут ли существенно быстрее болиды WRC, если их мощность удвоить. Имхо, 300-350 сил это оптимум.

                        • Болиды в WRX на 600 сил спокойно переваривают же)

                          • Вы про ралли-кросс? Ну, не совсем корректное сравнение, имхо.

                            • Да, про него. Естественно, напрямую сравнивать нельзя, но идеологически и конструктивно машины близки.

                              • Спору нет, более того, группоБшные машины от VFTS до Quattro жизнь свою в ралликроссе и закончили, там шансов разложиться меньше откровенно, не улетишь в лес, организовав просеку, не улетишь с обрыва, не запилишь зрителей. В кроссе 600-сильные машины уместнее, чем где-нибудь в Финляндии на допе, где и так одни полеты) имхо.

                                • там шансов разложиться меньше откровенно, не улетишь в лес, организовав просеку, не улетишь с обрыва, не запилишь зрителей.

                                  Всё относительно)
                                  Но мне кажется, что искусственное сдерживание прогресса - это идиотизм.

                                  • Вспомните - группа А8 поздняя, до WRC - ведь в принципе там не было конкретно планки по мощности, был только рестриктор на впуске - и никто особо и не гнался за абсолютной мощностью. Думаю, даже 350 сил не у всех было.
                                    А скорости на 300 сильных WRC нынче выше, чем когда бы то ни было, значит, шасси и трансмиссия важнее абсолютных цифр)

                                    • был только рестриктор на впуске - и никто особо и не гнался за абсолютной мощностью.

                                      Так рестриктор это и есть ограничение) Мне сразу вспоминается Celica GT-Four, которая до манипуляций с рестриктором не ехала от слова совсем, а потом резко и внезапно начала рвать всех соперников.

                                      А скорости на 300 сильных WRC нынче выше, чем когда бы то ни было, значит, шасси и трансмиссия важнее абсолютных цифр)

                                      Я имел ввиду не только WRC, но и WEC с формулами. FIA уже давно начала впадать в маразм.

            • Сравнивать Макрея и других ветеранов с нынешними корректно только на одинаковой технике.Как поехал тот же Ожье в своей сегодняшней форме и Канккунен образца года1986 на 205Т16 большой вопрос и никакие онборды ответа хотя бы приблизительно не дают.

          • Да прав, конечно, прав. Но всякий раз, когда на глаза попадается какое-нибудь его изречение в таком духе, мне неизменно припоминается этот известный факт из его профессиональной биографии ))

        • Понятно, что без старых пилотов не было бы новых, развитие идет постепенно и молодые отталкиваются от опыта старших, чтобы шагать дальше, поэтому старшие заслуживают всемерного уважения, насколько бы они ни были медленнее молодежи... Но блин.
          .
          Вообще отвага отвагой, но без умения ездить она полностью бесполезна ).

  • Ура! Радостно за Николая! Будем болеть за его чемпионство и победы в WRC!

  • Авторевю, а что, Чемпионата Европы по ралли нет, и наши там не присутствуют? Есть причина по которой не желаете освещать? Какая?

  • В полном соответствии с юбилейными приметами, ирландец отметился в гонке двумя сходами

    В полном соответствии с Миком, я бы сказал. Он сколько финиширует, 10% от того, что стартует? :)

    • Ну, в этом году в семи случаях из девяти обошелся без "Раллидва". Но, подозреваю, до конца сезона мы еще увидим массу дивных кунштюков в его исполнении )

  • Николая и всех болельщиков с победой!

Рекомендованные статьи