Как Элфин Эванс и Николай Грязин удивили всех на этапе WRC во Франции
Перманентно пребывая под угрозой исключения из календаря чемпионата мира, ралли Корсика неизменно радует болельщиков своей непредсказуемостью и напряженным сюжетом. Не стала исключением и островная гонка образца 2019 года: исход четвертого этапа WRC сразу в трех зачетах стал ясен лишь на заключительном спецучастке!
Сюрпризы участникам средиземноморское ралли принялось преподносить еще в ходе ознакомления с трассой: после первого дня «прописи» над Корсикой пронесся шторм с дождем и снегом, который частично смел палатки в сервис-парке, а заодно превратил дороги в окрестностях Порто-Веккьо в некое подобие спецучастков ралли Монте-Карло. К счастью, стихия все же сжалилась над спортсменами и болельщиками — и уже вскоре асфальтовые дороги приняли привычный для ралли Тур де Корс облик.
Но неожиданности только начинались: на первом же спецучастке — а маршрут пятницы включал в себя незнакомые участникам дороги и потому уравнивал шансы для всех — вперед вырвался Элфин Эванс. Многим это напомнило о гонке 2015 года, когда всё тот же валлиец на Фиесте WRC внезапно для всех возглавил ралли Тур де Корс на фоне обрушившегося на остров урагана с наводнением и отменой допов. Но если в тот раз Эванс продержался в статусе лидера всего два спецучастка, то сейчас лидер британского коллектива M-Sport определенно решил доказать тезис Малкольма Уилсона о том, что его команда способна выигрывать и без Себастьена Ожье.
Впервые в сезоне Теему Сунинен финишировал в первой пятерке, принеся своей команде неплохой урожай очков
Отдав первую позицию на пару допов разогнавшемуся было эстонцу Отту Тянаку, Элфин уверенно вернул ее с наступлением дневной секции. Ему не помешала даже нелепая встреча на СУ6 с Крисом Миком: пилот Тойоты успел пробить колесо еще на первом допе, а под занавес дня ухитрился повредить подвеску и подвернулся на «охромевшей» машине под руку Эвансу. Валлиец потратил несколько драгоценных секунд, объезжая товарища и соперника, однако судьи впоследствии компенсировали потерянное время, сохранив Элфину лидерство.
На фоне героических подвигов Эванса совершенно беспомощно выглядели записные фавориты французского — а равно и любого асфальтового — этапа чемпионата мира. Призванный под знамена Hyundai Себастьен Лёб на первом же спецучастке допустил ошибку, повредил подвеску своего i20 Coupe WRC (маршрут пятницы не предусматривал дневного сервиса, однако у девятикратного чемпиона мира нашелся на борту запасной рычаг) и обосновался на восьмом месте до конца гонки. Однако, по словам самого эльзасца, даже без этого досадного инцидента он все равно не мог бы соперничать с лидерами гонки!
Перебравшись в Hyundai, Себастьен Лёб никак не может найти общий язык с i20 Coupe WRC — даже на своем любимом асфальтовом покрытии
Не лучшим образом смотрелся и Себастьен Ожье. Если в прошлом году Citroen C3 WRC считался едва ли не эталоном асфальтового раллийного автомобиля, то в этот раз французская машина выглядела и медленнее, и непослушнее своих одноклассников: большую часть ралли Себ боролся с недостаточной поворачиваемостью, регулярно теряя время по отношению к конкурентам.
«Или соперники настолько хорошо поработали над своей техникой, или мы что-то упустили», — озадаченно прокомментировал итоги пятницы действующий чемпион мира, после чего подтвердил, что решить проблемы автомобиля в рамках гонки невозможно, а само ралли для его команды, по сути, превратилось в тесты. Первый день Ожье завершил на шестом месте — перед испытывавшим точно такие же проблемы с машиной Эсапеккой Лаппи — и единственную свою надежду возлагал на протяженный 47-километровый СУ Castagniccia. «Доп длинный, новый для всех, и там можно будет отыграть время за счет более точной стенограммы», — объяснил лидер команды Citroen.
«С Фиестой я чувствовал себя комфортнее!» — подвел итог первого старта на корсиканском асфальте за рулем C3 WRC Себастьен Ожье
Второй день предложил участникам уже более знакомые и разбитые дороги (не считая упомянутого СУ Castagniccia), и здесь наконец-то выстрелил нынешний лидер чемпионата мира. Отт Тянак уверенно провел утренний отрезок субботы, выиграл два спецучастка подряд и завершил секцию первым, оторвавшись от Эванса на 2,3 секунды. Впрочем, это обстоятельство не смутило валлийца — и он продолжил атаковать, сперва сократив отставание до 1,6 секунды, а затем и вовсе оставшись без соперника: на СУ11 Тянака вывели из борьбы за призы прокол и почти две минуты потерянного времени. К слову, эстонец стал третьим пилотом Тойоты, пробившим колесо на этом ралли: помимо Мика, в пятницу получил медленный прокол и Яри-Матти Латвала.
Второй этап подряд Крис Мик потерял призовое место из-за прокола колеса
В отсутствие Тянака ближайшим преследователем Эванса стал Тьерри Невилль, который ко второму дню поправил поведение собственного автомобиля и заметно прибавил в скорости. На повторном прохождении по марафонскому спецучастку бельгиец отыграл у Элфина сразу 16 секунд, перехватив лидерство в гонке! Подтянулся к голове пелотона и Ожье: на каждом из проходов по длинному допу француз отыгрывал по одной позиции, а проблемы Тянака вознесли его на третье место. При этом на СУ12 на C3 WRC француза отказал антилаг, неожиданно вернувшийся в дело спустя несколько километров, что едва не привело к аварии: доезжавший до финиша Себ попросту не был готов к внезапному «излишку» мощности…
Подобно партнеру по команде, Эсапекка Лаппи провел гонку в борьбе с собственным автомобилем и чудом избежал крупной аварии
В финальный день участникам оставалось преодолеть всего два спецучастка общей протяженностью чуть более полусотни километров. И если перед стартом воскресенья кто-то уже успел поставить крест на надеждах Эванса на победу, то сам валлиец мириться с ролью отстающего не собирался. На СУ13 лидер M-Sport «вернул» Невиллю те же 16 секунд и отвоевал первую позицию. С учетом нервного поведения i20 Coupe WRC, на которое жаловался с утра бельгиец, можно было надеяться на первую в карьере Элфина победу на асфальте... Но в дело вмешался небольшой камень, оказавшийся под колесами синей Фиесты на заключительном Power Stage. Прокол и последовавшее за этим разрушение передней правой шины похоронили шансы Эванса: валлиец потерял две позиции и финишировал третьим, пропустив вперед еще и Ожье!
Столь драматичный финал, похоже, произвел впечатление даже на соперников. «Мы не выиграли, мы финишировали первыми», — прокомментировал исход ралли глава команды Hyundai Андреа Адамо.
На четвертой позиции завершил гонку Дани Сордо, подменявший на Корсике Андреаса Миккельсена. Испанец не боролся за золото, но отметился победой на спецучастке и успешно справился с поставленной перед ним задачей набрать очки в командный зачет. Не подвел свой коллектив M-Sport и Теему Сунинен, которому в этот раз строго-настрого запретили демонстрировать свою удаль и навыки картингиста: подобно Эвансу, финн в этот раз действовал безупречно, однако выше пятого места забраться на смог. Зато на заключительном допе Теему взял три дополнительных очка, уступив только тойотовцам Крису Мику и Отту Тянаку.
Все старания команды M-Sport и Элфина Эванса пошли прахом на заключительном спецучастке. Тем не менее валлиец поднялся на четвертое место в чемпионате
Под стать «взрослому» зачету прошла и гонка в категории WRC 2, результат которой немало порадовал российских болельщиков. Дебютировавший на Корсике Николай Грязин тут же уверенно ввязался в борьбу, завершив пятницу на третьей позиции — сразу за тест-пилотом Фольксвагена Эриком Камилли и двукратным чемпионом Франции Йоанном Бонато. В субботу с выходом на знакомые соперникам спецучастки Николай отступил на две позиции. Однако вскоре 21-летний москвич вернулся на третье место: один за другим сошли Бонато и еще один быстрый француз Николя Сьямен, а затем пробил колесо Камилли, доминировавший до этого момента, а после уступивший лидерство бронзовому призеру прошлогоднего ралли Тур де Корс Фабио Андольфи.
Грязин сосредоточился было на борьбе за третью позицию с лидером чемпионата WRC 2 Оле-Христианом Вейбю, но на финише субботы неожиданно оказался на второй позиции: на СУ12 Polo GTI R5 Камилли сгорел дотла! А утром воскресного дня Николай и вовсе оказался в лидерах после того, как на протяженном допе у Андольфи возникли проблемы с трансмиссией, стоившие ему полуминуты отставания. Перед стартом финального допа Николай опережал итальянца всего на 0,7 секунды, и соперник на уже приведенном в чувство автомобиле и с более свежими шинами (Фабио взял с собой две запаски, а россиянин — одну) без видимых усилий справился с этим отставанием. На последнем спецучастке Фабио отыграл 4,6 секунды и одержал свою первую победу в WRC 2. Третье же место досталось трехкратному чемпиону Европы Каетану Каетановичу на Polo GTI R5.
Для 25-летнего Фабио Андольфи победа в ралли Тур де Корс стала наивысшим достижением в карьере
На последнем спецучастке был выявлен и победитель в молодежной категории JWRC. Швед Том Кристенссон лидировал в гонке на переднеприводных Фиестах со второго спецучастка до последнего, где все же уступил немцу Юлиусу Таннерту, который нагнал скандинавского раллиста, оправившись от прокола в субботу.
Максимум очков в заводском зачете WRC 2 Pro заработал пилот «фордовской» команды M-Sport Лукаш Пенёнжек, во второй день оставшийся в гордом одиночестве после аварии ставленника Шкоды Калле Рованперы. Примечательно, что даже в таком положении поляк ухитрился попасть в аварию и завершил гонку лишь благодаря системе Rally 2.
Корсиканская неудача лишила Отта Тянака лидерства в чемпионате, но «наградила» более удобной третьей стартовой позицией перед следующей гонкой
Тьерри Невилль и Hyundai возглавили чемпионат мира в личном и командном зачетах как минимум на три с половиной недели — до ралли Аргентина. Там бельгийцу впервые в этом сезоне придется открывать трассу, что наверняка сыграет на руку как стартующему вторым Себастьену Ожье, так и Отту Тянаку, который будет уходить на спецучастки следом. Ну а Николай Грязин вновь встретится со своими соперниками по зачету WRC 2 только в конце мая — следующий старт россиянина в первенстве планеты запланирован на ралли Португалия.
Corsica Linea — Rallye Tour de Corse
Чемпионат мира, 4-й этап
Порто-Веккьо — Калви (Франция), 28—31 марта
Общая длина трассы — 1194,06 км, состоялось 14 СУ — 347,51 км
Стартовало 94 экипажа, классифицировано 68
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Т. Невилль/Н. Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 3:22.59,0 |
2 | С. Ожье/Ж. Инграссиа | Франция | Citroën C3 WRC | +40,3 |
3 | Э. Эванс/С. Мартин | Великобритания | Ford Fiesta WRC | +1.06,6 |
4 | Д. Сордо/К. дель Баррио | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | +1.18,4 |
5 | Т. Сунинен/М. Салминен | Финляндия | Ford Fiesta WRC | +1.24,6 |
6 | О. Тянак/М. Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | +1.40,0 |
7 | Э. Лаппи/Я. Ферм | Финляндия | Citroën C3 WRC | +2.09,1 |
8 | С. Лёб/Д. Элена | Франция/Монако | Hyundai i20 Coupe WRC | +3.39,2 |
9 | К. Мик/С. Маршалл | Великобритания | Toyota Yaris WRC | +5.06,3 |
10 | Я.-М. Латвала/М. Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +6.44,6 |
11 | Ф. Андольфи/С. Скаттолин | Италия | Skoda Fabia R5 | +11.09,6 |
12 | Н. Грязин/Я. Федоров | Россия | Skoda Fabia R5 | +11.13,5 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 82 |
2 | Себастьен Ожье | Франция | Citroën C3 WRC | 80 |
3 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 77 |
4 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 43 |
5 | Крис Мик | Великобритания | Toyota Yaris WRC | 42 |
6 | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Citroën C3 WRC | 26 |
7 | Себастьен Лёб | Франция | Hyundai i20 Coupe WRC | 22 |
8 | Даниэль Сордо | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | 16 |
9 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 15 |
10 | Теему Сунинен | Финляндия | Ford Fiesta WRC | 14 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 114 | ||
2 | Citroën Total World Rally Team | 102 | ||
3 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 98 | ||
4 | M-Sport Ford World Rally Team | 70 |
Положение в зачете WRC 2 среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Оле-Христиан Вейбю | Норвегия | Volkswagen Polo GTI R5 | 40 |
2 | Николай Грязин | Россия | Skoda Fabia R5 | 28 |
3 | Йоанн Бонато | Франция | Citroen C3 R5 | 25 |
4 | Бенито Герра | Мексика | Skoda Fabia R5 | 25 |
5 | Фабио Андольфи | Италия | Skoda Fabia R5 | 25 |