Проклятие юбиляра: как эстонец Отт Тянак подарил соперникам победу в ралли Сардиния

Фото: Red Bull | команды-участницы

Перед стартом ралли Сардиния Отт Тянак определенно рассчитывал на хет-трик и второй за свою карьеру успех на средиземноморском острове — с которого, к слову, и начался отсчет побед эстонца в WRC. Ради этой цели самый результативный пилот из тойотовской дружины даже пошел на хитрость в финале португальского этапа, специально притормозив на Power Stage, чтобы вывести на позицию лидера чемпионата Себастьена Ожье. Трюк сработал, и на Сардинии шестикратный чемпион мира сохранил за собой статус «бульдозера», в то время как сам Тянак отправлялся на трассу вторым — что его лично вполне устраивало.

В Италии Тьерри Невилль неожиданно стал худшим из пилотов команды Hyundai

Однако именно Ожье стал быстрейшим на шейкдауне в четверг (несмотря на разбитую о ворота заднюю подвеску), а спустя несколько часов и возглавил гонку. Как и год назад, француз — теперь уже за рулем хэтчбека Citroen C3 WRC — показал лучшее время на гоночном треке в окрестностях Иттири, что традиционно используется в качестве стартового спецучастка. Вторым результатом на СУ1 отметился партнер Ожье по команде Эсапекка Лаппи, однако на этом приятные для Ситроена сюрпризы в Италии закончились.

На первом же спецучастке пятницы новоявленные лидеры гонки провалились в конец зачетной десятки: Ожье — из-за первой стартовой позиции, а Лаппи — из-за отсутствия взаимопонимания с собственным автомобилем. А уже на пятом допе команда Двойного шеврона осиротела на один экипаж. Допустив несвойственную для него ошибку и нырнув в поворот раньше, чем требовалось, Себ «нашел» огромный булыжник, который разворотил ему переднюю подвеску и обеспечил сход. Лаппи тот спецучасток выиграл, но это стало единственным серьезным достижением Эсапекки за всю оставшуюся гонку.

Знакомство с новым штурманом удалось на славу: на Сардинии Теему Сунинен обновил свой лучший результат в чемпионате мира

Лидерство в пятницу переходило из рук в руки трижды. Сперва за первую позицию ухватился Теему Сунинен из фордовской дружины M-Sport, дебютировавший на Сардинии в одном экипаже с опытным Ярмо Лехтиненом. Финн выиграл два спецучастка подряд, но потом допустил разворот и откатился на пятое место. После этого вперед вышел Яри-Матти Латвала, однако и его хватило ненадолго: на СУ6 финн поторопился, уложил свой Yaris WRC на бок в шпильке. Экипажу пришлось постараться, чтобы за восемь с половиной минут поставить машину на колеса, а 35-градусная жара едва не отправила Яри-Матти на больничную койку с тепловым ударом! И хотя на финише Латвале даже потребовалась медицинская помощь, он тем не менее продолжил гонку. Однако беда не приходит одна: спустя три спецучастка финский пилот Тойоты вылетел с трассы, неожиданно оставшись без усилителя руля…

Возглавив было ралли Сардиния, Яри-Матти Латвала тут же собрал полный букет неприятностей: опрокидывание, тепловой удар и вылет с трассы из-за поломки усилителя

Лидером по итогам первого дня после всех этих событий стал Дани Сордо. Испанец, который многими заслуженно считается специалистом по твердому покрытию, на деле неплохо справляется и с жесткими гравийными гонками — не столько за счет скорости, сколько за счет живучести. В пятницу же пилоту Hyundai помогла и удачная стартовая позиция в хвосте канала WRC, позволившая ему завершить день с преимуществом 11 секунд перед Суниненом и Тянаком.

Себастьен Ожье установил антирекорд, трижды за уик-энд сломав подвеску своего C3 WRC!

Впрочем, в субботу, получив удобную стартовую позицию и чистую дорогу под колесами, лидер команды Toyota рванул наверстывать упущенное. Тянак выиграл все спецучастки этого дня, сперва потеснив со второй позиции Сунинена, а затем и достав лидера. К концу субботы преимущество Отта перед Сордо выросло до четверти минуты и выглядело уже непоколебимым.

В воскресенье Тянак избрал привычную для себя тактику финального дня, контролируя отрыв от соперника и доезжая до Power Stage, где предполагалось провести решающую атаку ради дополнительных очков. Вот только в финале эстонского пилота, проводившего сотую гонку в WRC, ждало тяжелейшее разочарование: вскоре после старта на его автомобиле отказал усилитель руля — точно так же, как в первый день у Латвалы! Из-за этого Yaris WRC Тянака развернулся и заглох, застряв поперек дороги, и юбиляру потребовалось немало времени, чтобы доковылять до финиша... уже пятым.

Проклятие юбиляра в действии: шедшего на хет-трик Отта Тянака в последний момент подвела машина

В результате Дани Сордо одержал вторую победу в карьере, а серебро завоевал Сунинен, тем самым улучшивший свой предыдущий результат — третье место по итогам прошлогоднего ралли Португалия. Замкнул же тройку призеров Андреас Миккельсен — еще один герой команды Hyundai. Норвежец уверенно выиграл все воскресные спецучастки и в последний момент вырвал-таки бронзу из рук упиравшегося до последнего Элфина Эванса из M-Sport.

А что же соперники Тянака в схватке за чемпионский титул? Тьерри Невилль провел на удивление невыразительную гонку, выиграв только один спецучасток и ни разу не поднявшись выше шестого места в абсолюте. Посильную «помощь» в этом ему оказал сошедший в пятницу Себастьен Ожье. Лишившись шансов на высокий результат, француз принялся хитрить со стартовой позицией, регулярно опаздывая на судейские пункты (в каком-то смысле подспорьем в этом непростом деле стала и очередная поломка подвески на СУ11) и стараясь сделать так, чтобы стартовать за Невиллем, а не перед ним. Судя по тому, как резко упал темп бельгийца, это возымело эффект. Со стороны маневры действующего чемпиона мира выглядели как своеобразной местью за аналогичные действия пилотов команды Hyundai в Португалии против него, так и демонстрацией возможностей использования регламента WRC на грани дозволенного.

Похоже, перерыв в выступлениях пошел Андреасу Миккельсену на пользу: если бы не ошибка с выбором шин в пятницу, норвежец мог бы претендовать и на большее, чем бронза

Так или иначе, на Power Stage Себ показал второе время, набрав четыре очка, а Невилль заработал три бонусных балла за третий результат. Лидером чемпионата стал Тянак, вскоре после гонки получивший официальные извинения президента компании Toyota Акио Тойоды за недостаточно надежный автомобиль…

Элфин Эванс не сумел выстоять под атаками Андреаса Миккельсена, остановившись в шаге от подиума

Отметилась Toyota и еще одной любопытной историей в виде участия в ралли Сардиния Юхо Хяннинена. Штатный тест-пилот команды вывел на старт четвертый Yaris WRC в составе коллектива Tommi Makinen Racing и проехал гонку, не преследуя турнирных задач и занимаясь работой на перспективу — которая, видимо, заключалась в том числе и в испытании неомологированных узлов. До подиума Юхо не добрался: за один спецучасток до окончания ралли он просто пожаловался репортерам на «слишком разбитую» дорогу и отправился в сервис-парк, избежав таким образом технической инспекции после финиша...

Ярким, но, к сожалению, очень коротким выступлением отметился в Италии Николай Грязин, который борется за очки в зачете WRC 2. Подобно Ожье, российский дебютант чемпионата мира выиграл первый спецучасток в своем классе, однако затем уступил французу Пьеру-Луи Лубе на такой же Фабии R5, который проводил уже четвертую гонку на Сардинии. Завершив (несмотря на перегрев коробки передач и поломку одного из амортизаторов) пятницу на втором месте, Николай угодил в аварию на первом же спецучастке субботы, на полном ходу въехав в груду камней, которых, как выяснилось позднее, в момент ознакомления с трассой в этом повороте не было. Удар оказался настолько силен, что от контакта с приводом получил пробоину блок цилиндров! На этом гонка для Грязина завершилась.

Ралли Сардиния обернулось для Николая Грязина первым сходом на этапах чемпионата мира

Оставшись без российского соперника, Лубе сбавил темп, однако под занавес субботы он пробил колесо и пропустил вперед Такамото Кацуту. Подопечный Тойоты, к сожалению, продержался лишь пару спецучастков: в воскресенье его Fiesta R5 загорелась во время регруппинга, и японец был вынужден сойти. Победа досталась Лубе, второе место занял поляк Каетан Каетанович (Skoda Fabia R5), а третьим стал итальянец с румынской лицензией Симоне Темпестини (Hyundai i20 R5).

«Заводской» зачет WRC 2 Pro завершил итальянский этап в том же составе и том же порядке, что и двумя неделями ранее в Португалии. Пилот Шкоды Калле Рованпера выиграл гонку, оставив позади своего напарника по команде Яна Копецки и ситроеновца Мадса Остберга. Примечательно, что именно норвежец формально был на Сардинии быстрейшим, выиграв 16 спецучастков из состоявшихся восемнадцати. Можно только догадываться, как сложилась бы эта гонка, если бы Остберга на первом же допе пятницы не подкосил сломанный рычаг подвески...

После визита на Сардинию участники WRC уходят на длительный шестинедельный перерыв перед августовским ралли Финляндия. К этому моменту команде Hyundai придется определиться с третьим пилотом (ни Себастьен Лёб, ни Дани Сордо не готовы стартовать в Суоми) и обновить автомобиль — как, впрочем, и другим заводским коллективам, которые явно не будут сидеть сложа руки перед самым скоростным этапом сезона.

Rally Italia Sardegna
Чемпионат мира, 8-й этап
Альгеро (Италия), 13—16 июня
Общая длина трассы — 1383,64 км, состоялось 19 СУ — 310,52 км
Стартовало 87 экипажей, классифицировано 49
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Д. Сордо/К. дель Баррио Испания Hyundai i20 Coupe WRC 3:32.27,2
2 Т. Сунинен/Я. Лехтинен Финляндия Ford Fiesta WRC +13,7
3 А. Миккельсен/А. Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +32,6
4 Э. Эванс/С. Мартин Великобритания Ford Fiesta WRC +33,5
5 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC +1.30,1
6 Т. Невилль/Н. Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +2.16,7
7 Э. Лаппи/Я. Ферм Финляндия Citroеn C3 WRC +2.59,6
8 К. Мик/С. Маршалл Великобритания Toyota Yaris WRC +4.40,1
9 К. Рованпера/Й. Халттунен Финляндия Skoda Fabia R5 +8.24,6
10 Я. Копецки/П. Дреслер Чехия Skoda Fabia R5 +8.49,2

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 150
2 Себастьен Ожье Франция Citroen C3 WRC 146
3 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 143
4 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 78
5 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 62
6 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 60
7 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 56
8 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 52
9 Эсапекка Лаппи Финляндия Citroen C3 WRC 40
= Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 40

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 242
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 198
3 Citroen Total Abu Dhabi World Rally Team 170
4 M-Sport Ford World Rally Team 152

Рекомендованные статьи