Когда товарищи подводят. Как Отт Тянак перехитрил Себастьена Ожье на ралли Португалия
Прошедший уик-энд наконец-то позволил быстрейшему из гонщиков Тойоты опередить соперников по раллийному чемпионату мира по числу побед и вместе с тем сохранить шансы на повторение успеха уже на следующем этапе WRC.
После триумфа в Чили и серьезной аварии, в которую угодил на южноамериканском этапе Тьерри Невилль, Отт Тянак занимал второе место в личном зачете, что обеспечивало ему чуть более выгодную стартовую позицию на ралли Португалия — первом европейском гравийном этапе серии. Именно это обстоятельство должно было помочь эстонцу одержать верх над соперниками и по возможности перехватить лидерство в чемпионате.
В этот раз португальский этап проходил в условиях аномальной жары и практически полного безветрия, что гарантировало отличную видимость стартующему первым Себастьену Ожье (небольшое, но все же подспорье в непростом деле расчистки трассы перед соперниками) и плотную пылевую завесу для всех остальных. Уже после шейкдауна, где быстрейшим стал Невилль, участники потребовали от организаторов гонки обеспечить четырехминутный стартовый интервал — что и было исполнено, пусть и без особого эффекта.
В это сложно поверить, но девятикратный чемпион мира Себастьен Лёб, подменивший в команде Hyundai Motorsport Андреаса Миккельсена, до этого никогда не стартовал на легендарном спецучастке в Фафи!
Несмотря на более-менее выгодную стартовую позицию, гонку Тянак начал на втором месте: выиграв первый спецучасток, впереди оказался Дани Сордо, известный своей любовью к португальским дорогам. Правда, долго возиться с пилотом Hyundai Тянаку не пришлось: уже на третьем допе на i20 Coupe WRC испанца произвольно сработал аварийный клапан топливной системы, перекрывающий подачу бензина в случае аварии или утечки. Потеряв более 18 минут, Дани выбыл из борьбы — как, к слову, и Себастьен Лёб, остановившийся в том же месте и с той же проблемой (разве что у эльзасца это происшествие отняло «всего» 15 минут). После этого Тянак перехватил лидерство в гонке.
Дани Сордо оказался в Португалии калифом на час
В целом происходящее в пятницу выглядело как доминирование экипажей Тойоты: Тянак, Яри-Матти Латвала и Крис Мик регулярно показывали результаты в первой тройке, не позволяя соперникам приблизиться к себе. Разве что незначительно выбивался из общего фона Мик, которого весь день донимали мелкие технические неприятности. Например, на СУ2 выходец из Северной Ирландии лишился «переговорки», после чего ехал, ориентируясь исключительно на жесты своего штурмана Себастьяна Маршалла — и, что характерно, все равно умудрился показать пятое время! А на СУ5 Крис был вынужден сбросить скорость из-за ложного срабатывания датчика прокола. Несмотря на это, Мик завершил день третьим и, казалось, начисто забыл о своей прошлогодней португальской аварии, лишившей его места в Ситроене и, как тогда думалось, дальнейшей карьеры в WRC.
Ближайшими соперниками тойотовцев к вечеру первого дня стали Тьерри Невилль и Себастьен Ожье, которых по итогам пятницы разделяли 1,6 секунды в пользу бельгийца. Лишившись сразу двух экипажей и испытывая необходимость любой ценой поддержать Тьерри, в субботу Hyundai (по слухам, с высочайшего дозволения из штаб-квартиры автопроизводителя) приступила к тактическим играм. На утренней секции команда придержала Сордо, чтобы он стартовал после Ожье и перед Невиллем — таким образом, «корейцы» лишили пилота Ситроена одного из «чистильщиков», несколько ухудшив чемпиону мира дорожные условия. Когда оказалось, что этот ход не слишком-то изменил ситуацию и Себ все еще висит на хвосте у Тьерри, аналогичный маневр был проделан и с Лёбом. В итоге отставание Ожье от представителя Альценау под занавес субботы выросло до 11,8 секунды. И все это время Себ упорно не желал комментировать тактику соперников — видимо, помня о том, что схожим образом команда M-Sport помогала ему добыть шестой титул в прошлом сезоне.
Citroen остается последней командой, чьи пилоты поднимались на подиум на каждом из этапов этого сезона. В шести случаях из семи это был Себастьен Ожье
Тем временем для Тойоты и непосредственно лидера гонки суббота едва не обернулась катастрофой. Уже на первом спецучастке Тянак остался без тормозов, потерял время и был вынужден останавливаться для ремонта на дорожной секции. Повторное прохождение по тому же допу обернулось поломкой подвески и у Отта, и у Яри-Матти Латвалы, но если эстонец с грехом пополам все же добрался до финиша секции, растеряв преимущество перед преследователями, то Латвале пришлось сойти. И снова особняком в этой компании держался Мик, который не только избежал проблем, но и подтянулся к позиции лидера. Именно Крису руководитель команды Томми Мякинен дал ответственное задание на заключительный день — атаковать, создавая отрыв от окопавшегося на третьей позиции Невилля: действующие чемпионы мира отчаянно нуждались в дубле, чтобы хоть как-то сократить отставание от Hyundai в зачете производителей.
В Португалии Николя Жильсуль, штурман Тьерри Невилля, отметил свой сотый старт на этапах чемпионата мира
И именно Мик испортил команде праздник в последний момент. Единственный из постоянных пилотов чемпионата, до сих пор обходившийся без сходов, в воскресенье все-таки не удержался. После безошибочной субботы («Похоже, Крис лучшую свою гонку проводит — не догоним!» — переживал Невилль) североирландец выиграл первый спецучасток воскресенья, но все его усилия пошли прахом после разворота на СУ19: Невилль пробрался на второе место. Уступая бельгийцу перед заключительным Power Stage 7,4 секунды, Мик решил рискнуть и ринулся в атаку, которая завершилась встречей с камнем, поломкой подвески и сходом.
Продержавшись с Тойотой без сходов шесть этапов подряд, Крис Мик подвел команду в самый неподходящий для этого момент
Невилль в итоге финишировал вторым, а на третью позицию неожиданно выбрался Себастьен Ожье. Француз, к слову, стал единственным представителем Ситроена на финише ралли Португалия. Его партнер по команде Эсапекка Лаппи вновь провел гонку, чередуя проколы и ошибки с борьбой в середине зачетной десятки, а завершил финн свое выступление опрокидыванием на СУ16 и сходом после следующего допа, где, не справившись с лишенной аэродинамического оперения машиной, он повредил подвеску.
Победитель же гонки Отт Тянак, оставшись без поддержки в лице Мика и до старта на Power Stage зная время, которое показал Ожье, намеренно сбросил скорость и проехал доп медленнее лидера чемпионата. Этот ход и уступка в виде пары бонусных очков позволили эстонцу оставить принципиального соперника на первой позиции в серии.
Отдельного упоминания заслуживает выступление экипажей «фордовской» команды M-Sport, лучшим из представителей которой по итогам гонки стал Теему Сунинен. Год назад финн завоевал в Португалии свой первый подиум и был готов поспорить за бронзу снова, однако на СУ6 он лишился тормозов, а вместе с этим и шансов на третье место. Подвела Fiesta WRC и Элфина Эванса, потерявшего четыре минуты из-за проблем с электрикой. Несмотря на это, оба пилота команды M-Sport завершили гонку в первой пятерке.
Поначалу Теему Сунинен претендовал на подиум, но в итоге финн довольствовался четвертым местом
Интересным вышел дебют тест-пилота M-Sport и теперь уже бывшего лидера зачета WRC 2 Pro Гаса Гринсмита за рулем третьей Фиесты WRC. Несмотря на отсутствие опыта пилотирования такой техники в «бою», британец не потерялся, на протяжении гонки сражаясь в хвосте зачетной десятки — в основном с Эсапеккой Лаппи. После первого дня Гринсмит был на седьмом месте, в субботу вылетел с трассы, а спустя день завершил ралли за двести метров до финиша, разбив машину на знаменитом трамплине в Фафи.
Российские же болельщики с интересом следили за событиями в «частном» зачете WRC 2, где выступают Николай Грязин и Ярослав Федоров. Дебютанты ралли Португалия с ходу продемонстрировали неплохую скорость, показав второе время на СУ1. Однако последовавшая за этим череда проколов (всего, включая шейкдаун, россияне пробили пять колес!) не позволила им побороться за лидерство. Выиграв четыре спецучастка, Николай и Ярослав остановились в 0,8 секунды от четвертого места. Победу же — первую в карьере! — в итоге одержал француз Пьер-Луи Лубе на Шкоде, возглавивший гонку еще на СУ1, но после этого уступивший Оле-Христиану Вейбю на Фольксвагене. Вернуться в лидеры отпрыску чемпиона Европы 1989 года Ива Лубе удалось после пожара у Вейбю. К слову, в Португалии огнем были повреждены сразу два Polo GTI R5: еще в пятницу дотла сгорел автомобиль Педру Мейрелеша. А вот Вейбю повезло больше: горящую машину 22-летний норвежец остановил аккурат рядом с пожарным автомобилем...
Николай Грязин завершил свой первый гравийный этап чемпионата мира на пятом месте в WRC 2, хотя мог побороться и за подиум
«Заводской» зачет WRC 2 Pro ознаменовался мировым дебютом обновленного хэтчбека Skoda Fabia R5 Evo и победой Калле Рованперы. Финского вундеркинда не остановил даже прокол на СУ4: первое место 18-летний пилот из Суоми вернул себе уже через четыре допа. На второй позиции закончил гонку чех Ян Копецки на еще одной заводской Шкоде, а третьим в итоге стал ситроеновец Мадс Остберг, после трех проколов в пятницу доезжавший гонку по системе Rally 2.
Дебют новой Фабии R5 Evo в чемпионате мира удался на славу: Калле Рованпера (на фото) одержал победу, а Ян Копецки финишировал вторым
Уже на следующей неделе участники мирового первенства отправятся на средиземноморский остров Сардиния, где и станет понятно, сработала ли хитрость Тянака. Себастьен Ожье вновь будет открывать спецучастки, расчищая дорогу для своих главных соперников. Мы же вновь будем следить за приключениями Николая Грязина, который намерен стартовать на всех оставшихся этапах WRC, кроме австралийского.
Vodafone Rally de Portugal
Чемпионат мира, 7-й этап
Матозиньюш (Португалия), 30 мая — 2 июня
Общая длина трассы — 1433,15 км, состоялось 18 СУ — 306,97 км
Стартовало 60 экипажей, классифицировано 33
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время | |
---|---|---|---|---|---|
1 | О. Тянак/М. Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | 3:20.22,8 | |
2 | Т. Невилль/Н. Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | +15,9 | |
3 | С. Ожье/Ж. Инграссиа | Франция | Citroеn C3 WRC | +57,1 | |
4 | Т. Сунинен/М. Марккула | Финляндия | Ford Fiesta WRC | +2.41,5 | |
5 | Э. Эванс/С. Мартин | Великобритания | Ford Fiesta WRC | +7.08,3 | |
6 | К. Рованпера/Й. Халттунен | Финляндия | Skoda Fabia R5 | +10.34,2 | |
7 | Я.-М. Латвала/М. Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +11.28,2 | |
8 | Я. Копецки/П. Дреслер | Чехия | Skoda Fabia R5 Evo | +11.41,9 | |
9 | П.-Л. Лубе/В. Ландэ | Франция | Skoda Fabia R5 Evo | +12.46,3 | |
10 | Э. Бергквист/П. Барт | Швеция | Ford Fiesta R5 | +14.28,4 | |
11 | Х. Сольберг/И. Майнор | Норвегия/Австрия | Skoda Fabia R5 | +14.54,5 | |
12 | Э. Пиетаринен/Ю. Райтанен | Финляндия | Skoda Fabia R5 | +15.09,8 | |
13 | Н. Грязин/Я. Федоров | Россия | Skoda Fabia R5 | +15.10,6 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Citroеn C3 WRC | 142 |
2 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 140 |
3 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 132 |
4 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 65 |
5 | Крис Мик | Великобритания | Toyota Yaris WRC | 56 |
6 | Теему Сунинен | Финляндия | Ford Fiesta WRC | 44 |
7 | Себастьен Лёб | Франция | Hyundai i20 Coupe WRC | 39 |
8 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 38 |
9 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | 36 |
10 | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Citroеn C3 WRC | 34 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | |
---|---|---|---|
1 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 202 | |
2 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 182 | |
3 | Citroеn Total World Rally Team | 158 | |
4 | M-Sport Ford World Rally Team | 122 |
Положение в зачете WRC 2 среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Бенито Герра | Мексика | Skoda Fabia R5 | 69 |
2 | Такамото Катсута | Япония | Ford Fiesta R5 | 47 |
3 | Оле-Христиан Вейбю | Норвегия | Volkswagen Polo GTI R5 | 40 |
4 | Николай Грязин | Россия | Skoda Fabia R5 | 38 |
5 | Альберто Геллер | Чили | Ford Fiesta R5 | 33 |