Старые добрые времена. Как Ожье переборол Лёба в Чили и вернул себе лидерство в WRC

Фото: Red Bull | команды-участницы

Всякий раз, как Себастьен Ожье и Себастьен Лёб сходятся вместе на этапе чемпионата мира по ралли, болельщики и журналисты потирают руки в предвкушении острого соперничества французских гонщиков. Так было и в годы их выступлений за Citroen в 2011-м, и в 2013-м, когда Ожье перебрался в Volkswagen, и даже в прошлом сезоне, когда младший из двух Себов доезжал сезон за рулем Фиесты WRC — и упустил победу на ралли Испания, проиграв девятикратному чемпиону мира меньше трех секунд.

Год 2019-й подарил наблюдателям новый виток негласного соперничества двух самых успешных раллистов современности. Ведь Себастьен Лёб оставил родной Citroen и перебрался за руль совершенно незнакомого ему хэтчбека Hyundai i20 Coupe WRC, а его тезка занял «освободившееся» место за рулем неоднозначного C3 WRC. Оба этих обстоятельства сделали очные встречи Лёба и Ожье еще интереснее и непредсказуемее. Покуда лидер Ситроена коллекционировал победы и подиумы, живая легенда в цветах Hyundai пыталась хоть как-то адаптироваться к новому автомобилю: к старту ралли Чили Лёб проехал уже три мировых этапа из запланированных в этом году шести, однако лучшим его результатом до сих пор оставалось четвертое место в Монте-Карло. При этом сам эльзасец с грустью констатировал, что именно на его любимом асфальтовом покрытии поведение i20 Coupe WRC устраивает его меньше всего.

После подиума в Аргентине запала Андреаса Миккельсена хватило только на шейкдаун: всю гонку норвежец осторожничал и в итоге финишировал седьмым

Редким (с учетом короткой программы 45-летнего ветерана) шансом как-то исправить положение мог стать этап в Чили — абсолютно новая для всех гонка, где Лёб мог полагаться на свои опыт и умение быстро адаптироваться к любым условиям. Ведь каждый из участников гравийного ралли в окрестностях города Консепсьон был вынужден составлять стенограмму с нуля, а командам пришлось подбирать настройки, не имея возможности тестироваться в Новом Свете и опыта работы в условиях гонки — которую, к слову, многие пилоты сравнивали одновременно с этапами в Уэльсе и Финляндии.

С четвертой попытки Себастьен Лёб добыл-таки подиум в составе новой команды. А еще эльзасец всю гонку был вынужден ходить в кепке Тьерри Невилля: его командную одежду украли в аэропорту!

Прошедший под дождем шейкдаун чилийского этапа какой-то ясности в вопросе поиска настроек не внес. Быстрейшим там стал Андреас Миккельсен из команды Hyundai, который с началом гонки довольно быстро провалился во вторую половину зачетной десятки, оправдывая свой невысокий темп нежеланием ошибиться. А на «боевой» дистанции вперед немедленно вырвались экипажи Тойоты, причем поначалу лидер команды Отт Тянак в этой атаке не участвовал: эстонец не вписался в поворот после преодоления моста и заглох, потеряв на этом несколько секунд. Роль лидеров одновременно примерили на себя Крис Мик и Яри-Матти Латвала, показавшие на СУ1 одинаковый результат.

Однако уже на следующем допе эта парочка была вынуждена уступить первое место своему партнеру по команде: Тянак выиграл первое прохождение по самому протяженному спецучастку гонки, 31-километровому допу El Puma. На том же марафонском СУ2 сформировалась и тройка лидеров, в которую вошли Ожье и лидер чемпионата Тьерри Невилль. Впрочем, составить реальную конкуренцию Тянаку у них не получалось, а после визита на дневной сервис и коррекции настроек эстонец и вовсе начал неумолимо отъезжать от преследователей. В очередной раз стало очевидно, что в отсутствие проколов и технических проблем у Яриса WRC догнать Отта почти невозможно. Фактически именно в этот момент решилась судьба гонки: Ожье, Невиллю и примкнувшему к ним Латвале оставалось лишь бороться друг с другом за статус «первого из проигравших». За тем, как уверенно и степенно Тянак идет к победе, особо никто уже не следил — самое интересное происходило у него за спиной.

Пятницу Невилль завершил за пределами тройки лидеров, однако с наступлением субботнего дня с более открытыми и быстрыми дорогами Тьерри резко прибавил, вернув себе третью позицию. Помогли бельгийцу и неприятности в стане Тойоты: в пылу борьбы за позицию с Себастьеном Лёбом перевернул свой Yaris WRC Крис Мик. Североирландец подарил соперникам шесть с половиной минут, а заодно стал помехой для Латвалы, который уперся в него на спецучастке и потерял третье место. Оставшуюся часть гонки Мик провел в попытках пробиться на восьмое место, которое в итоге превратилось для него в десятое — после минутного судейского штрафа за то, что экипаж снял разбитое лобовое стекло (из опасений пораниться его осколками) в зоне перед стартом спецучастка, где производить какие-либо действия с автомобилем запрещено.

Шесть этапов подряд Крис Мик обходится без сходов. И хотя в Чили он все-таки устроил аварию, перевернув свой Yaris WRC, это не помешало британцу финишировать десятым

Уже на СУ8 Латвала вернул себе утраченную позицию. Произошло это после того, как Невилль угодил в серьезную аварию: перебрав со скоростью в правом повороте, бельгиец ткнулся в насыпь и совершил впечатляющий спуск с горы в восемь оборотов, уничтожив автомобиль.

Экипаж самостоятельно выбрался из машины, однако сильная боль в ноге и кровотечение потребовали медицинского вмешательства — спецучасток был остановлен, а Тьерри отправлен в больницу с подозрением на открытый перелом. К счастью, это предположение не подтвердилось — и спустя пару часов Невилль уже разгуливал по сервис-парку, щеголяя новенькими костылями и раздавая интервью, в которых обещал вернуться за руль Hyundai i20 Coupe WRC уже через несколько дней. Мало того — вечером лидер чемпионата мира отправился в близлежащий бар!

В отсутствие Невилля к компании Ожье и Латвалы примкнул Себастьен Лёб. На деле эльзасец раскатился еще во вторую секцию пятницы, когда понемногу начал привыкать к поведению машины на гравии, опередил Элфина Эванса и отметился лучшим временем на зрительском спецучастке в Консепсьоне. В субботу Себ добавил к числу своих побед на допах еще две. Ну а постоянный прессинг на подгоняемого им Латвалу дал о себе знать на финальном спецучастке дня, где Яри-Матти «подобрал» камень внутри левого поворота, вырвал привод и сошел. До занимавшего вторую строчку Ожье Лёбу оставалось немногим более пяти секунд, и расправа над соотечественником была отложена на воскресенье.

Ошибка Яри-Матти Латвалы стоила ему десяти минут штрафа по системе Rally 2 — и финну в этом году вновь не покорился подиум…

Получив от руководства команды карт-бланш, утром Себастьен Лёб немедленно принялся претворять задуманное в жизнь. Уже на первом спецучастке он сократил отставание от бывшего партнера по команде Citroen до секунды с небольшим, заставив усомниться в том, что его соперник выстоит под натиском ветерана. Но тот удержался, сперва ответив теми же четырьмя секундами на СУ14, а затем опередив Лёба на заключительном Power Stage: Ожье не замедлил даже сработавший в машине огнетушитель! В итоге Себастьен-младший все же завершил ралли вторым, перехватив лидерство в чемпионате. При этом Тянак выиграл гонку и Power Stage, заработав максимально возможное количество очков. Оставшиеся баллы на «бонусном» спецучастке разобрали Ожье, Латвала, Лёб и Мик.

В отличие от «высшей лиги», события в WRC 2 в Чили особой интригой не отличались. В «профессиональном» подзачете победу одержал Калле Рованпера на Шкоде — после того, как в субботу на Ситроене C3 R5 Мадса Остберга возникли проблемы с тормозами. А гонка в «частном» классе WRC 2 прошла под знаком борьбы между двумя пилотами на Фиестах R5 — Такамото Кацутой и местным героем Альберто Геллером. Уступив чилийцу в первый день, японский подопечный Тойоты нагнал хозяина трассы под занавес субботы и вернул себе лидерство. В воскресенье же попытка Геллера отыграться привела к зрелищной аварии, после которой Кацута уверенно довел дело до победы, а второе место досталось мексиканцу Бенито Герре на Шкоде, отставшему от победителя более чем на три минуты.

Через две недели чемпионат мира вернется в Старый Свет, а его участники впервые в этом сезоне опробуют европейский гравий. Открывать первые спецучастки на ралли Португалия будет Ожье, в то время как Тянак вновь будет располагать более выгодной второй стартовой позицией. А вот Себастьен Лёб отправится в продолжительный «отпуск»: его мы, скорее всего, увидим на оставшихся асфальтовых этапах в Германии и Испании. Интересно, что эльзасец уже подтвердил участие в июле в итальянском Rally di Alba, которое должно заменить ему недостающие тестовые сессии. Ну а российские болельщики будут с интересом следить в Португалии за выступлением Николая Грязина, который проведет свою первую гравийную гонку в чемпионате мира.

Такамото Кацута одержал в Чили первую победу в сезоне — и вторую в WRC 2 после успеха на прошлогоднем ралли Швеция

Copec Rally Chile
Чемпионат мира, 6-й этап
Консепсьон (Чили), 9—12 мая
Общая длина трассы — 1245,68 км, состоялось 16 СУ — 304,81 км
Стартовало 55 экипажей, классифицировано 35
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 3:15.53,8
2 С. Ожье/Ж. Инграссиа Франция Citroеn C3 WRC +23,1
3 С. Лёб/Д. Элена Франция/Монако Hyundai i20 Coupe WRC +30,2
4 Э. Эванс/С. Мартин Великобритания Ford Fiesta WRC +1.36,7
5 Т. Сунинен/М. Салминен Финляндия Ford Fiesta WRC +3.15,6
6 Э. Лаппи/Я. Ферм Финляндия Citroеn C3 WRC +3.45,4
7 А. Миккельсен/А. Ягер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +4.39,0
8 К. Рованпера/Й. Халтунен Финляндия Skoda Fabia R5 +7.52,5
9 М. Остберг/Т. Эриксен Норвегия Citroеn C3 R5 +8.16,1
10 К. Мик/С. Маршалл Великобритания Toyota Yaris WRC +8.33,4

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Citroеn C3 WRC 122
2 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 112
3 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 110
4 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 56
5 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 55
6 Себастьен Лёб Франция Hyundai i20 Coupe WRC 39
7 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 36
8 Эсапекка Лаппи Финляндия Citroеn C3 WRC 34
9 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 32
10 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 30

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 178
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 149
3 Citroеn Total World Rally Team 143
4 M-Sport Ford World Rally Team 100

Рекомендованные статьи