Наши Жигули и будущее чемпионата мира по ралли
Казалось бы, что общего между Жигулями, на которых мы с Климом Байковым третий год выступаем в Прибалтике, и нынешним чемпионатом мира по ралли? Большинство читателей скажет: ничего! И ошибется: в середине лета наша «пятерка» не только оказалась на одной трассе с современными машинами WRC, но и, похоже, позволила нам заглянуть в недалекое будущее первенства планеты!
Несмотря на то, что в окрестностях курортного городка Отепя в Южной Эстонии мы с Климом выступали впервые, здешние трехмерные дороги мне были хорошо знакомы по журналистской линии. Именно тут зимой 2003-го я стал свидетелем первой победы 17-летнего Яри-Матти Латвалы на международной арене. А летом того же года в Тарту и Отепя прошло памятное ралли E.O.S., где стартовало 13 экипажей на технике WRC, а за победу в «серийном» полноприводном классе отчаянно сражались легендарный эстонец Ивар Райдам и россиянин Станислав Грязин.
В начале этого десятилетия июльская гонка в Отепя была «перезапущена» новой командой организаторов, которую возглавил бывший участник чемпионата мира Урмо Аава, и получила новое имя — ралли Эстония. Поначалу она стала отличным тренировочным полигоном для заводских команд в преддверии финского этапа WRC — в частности, шесть лет назад здесь победил норвежец Мадс Остберг, переигравший нынешнего лидера первенства планеты Тьерри Невилля! Ну а с 2014-го ралли Эстония входило в программу чемпионата Европы, организаторы которого в первый же год признали его лучшей гонкой сезона.
Поэтому, когда в прошлом сезоне соревнования в Отепя не состоялись, я сильно взгрустнул. Однако команда Урмо Аавы, как оказалось, не отошла от дел, а лишь взяла паузу для постановки еще более амбициозных задач. Заручившись поддержкой со стороны государства, прибалты разработали четырехлетний план по включению ралли Эстония в календарь WRC! И, судя по тому, что мы с Климом увидели в Тарту и Отепя уже в этом году, намерения у организаторов очень серьезные.
«Для того чтобы заслужить место в календаре WRC, наша гонка должна стать лучшей в мире сразу по нескольким параметрам», — заявил незадолго до старта Урмо Аава. И по антуражу его детище сразу же оказалось в одном ряду с другими состязаниями планетарного масштаба — поверьте, мне есть с чем сравнивать. Яркие церемонии открытия и закрытия в центре Тарту, роскошный сервисный парк на территории комплекса зимних видов спорта в Отепя, фантастические зрительские зоны, концерт российской певицы Нюши — все это было уже сейчас. А в ближайшее время организаторы ралли планируют «реконструировать» в Южной Эстонии около 70 километров гравийных дорог, чтобы сделать их покрытие более плотным и менее пыльным! Чувствуете размах?
После торжественной церемонии открытия у меня болела рука — от зрительских хлопков и рукопожатий!
Первые плоды дорожного строительства мы и другие участники ралли уже прочувствовали на своих собственных спинах. Подопечные Урмо решили восстановить «историческую» конфигурацию местных трамплинов, профиль которых за последние годы был сильно сглажен. И кое-где переборщили с остротой гребней: прыгая «на все деньги», можно было поразить кроны нависавших над трассой деревьев! Было похоже, что организаторы расстарались к приезду в Отепя трех заводских команд — Тойоты с местным героем Оттом Тянаком, Ситроена с ирландцем Крейгом Брином и Hyundai с новозеландцем Хэйденом Пэддоном. Для полного счастья не хватало разве что фордовского коллектива M-Sport с каким-нибудь Себастьеном Ожье. Но и без него действо получилось весьма эффектным:
Тренировка заводчан перед финским этапом чемпионата мира удалась на славу: по ходу двухдневной гонки на спецучастках побеждали все трое, хотя Тянак с самого начала принялся потихоньку уезжать от своих коллег по цеху. А когда в воскресенье и Брин, и Пэддон столкнулись с разномастными проблемами, Отт создал такой отрыв, что даже позволил себе немного похулиганить на финальном спецучастке в местечке Элва, крутя «пончики» на потеху публике. Оно и понятно — ведь штурман Тянака, Мартин Ярвеоя, родом как раз из этого городка…
У нас с Климом отреставрированные трамплины не вызвали большого душевного подъема: сломать на них Жигули пополам в планы отнюдь не входило. Жаловались на чрезмерно жесткие приземления и другие участники — а украинец Валерий Горбань, который на своем Mini WRC ведет борьбу с Георгом Гроссом за победу в абсолютном зачете чемпионата Эстонии, и вовсе получил травму спины, доезжая после этого гонку через не могу. Но больше всего впечатлил падеж в стане владельцев BMW — к концу первого дня в строю остался лишь один «баварец» из 11 стартовавших!
Вот так закончили гонку петербуржские братья Виктор и Игорь Леонтьевы
Воспользовавшись неявкой всех сильных соперников по 1600-кубовому национальному зачету EMV9, мы мчали в субботу в свое удовольствие, прикидываясь по временам даже не к одноклассникам, а к экс-чемпиону России Михаилу Скрипникову, который ныне выступает на куда более бодром хэтчбеке Peugeot 208 R2. К седьмому спецучастку наш отрыв от ближайшего конкурента, Райго Вилбикса на «восьмерке», достиг почти двух минут! Но жесткие приземления с трамплинов, видно, все-таки не прошли для 1100-килограммовых Жигулей даром: на штатном торможении перед крутым поворотом срезало шпильки левого заднего колеса. А спустя несколько секунд нам впервые в жизни пришлось запускать процедуру SOS и вызывать скорую: в двух сотнях метров от «точки отрыва» колесо сбило с ног зазевавшегося мальчишку. К счастью, все обошлось легкими травмами, но неприятный осадок от этого инцидента, сами понимаете, остался…
После этого был второй день — и первый в сезоне рестарт по системе Rally 2. Организаторы поставили нас сразу за лидером класса Райго Вилбиксом, но просчитались: на самом длинном 17-километровом допе мы догнали его «восьмерку», а в нашу пыль уперся стартовавший позади петербуржец Александр Зайцев на Mitsubishi! К чести судей после регруппинга они исправили свою ошибку, дав и нам, и Саше двухминутный стартовый интервал. Однако от пробитого на предпоследнем допе колеса это нас с Климом не уберегло. И от второго за гонку схода — тоже! Подвел датчик американского гоночного бензобака — хотя по его показаниям у нас еще был приличный запас топлива, мы банально «обсохли» за несколько километров до сервисного парка…
Несмотря на первый в этом году сход, уезжали мы из Отепя в отличном настроении. Ведь «чашки» для нас с Климом не самоцель, да и после неудачи в первый день мы могли рассчитывать разве что на четвертое место в классе. Зато главное — удовольствие от роскошных дорог, блестящей организации и фантастической атмосферы — мы получили. Спасибо всем причастным за гоночный праздник под названием ралли Эстония! И даешь к 2021 году еще один этап чемпионата мира близ наших границ!
Shell Helix Rally Estonia
Чемпионат Эстонии, 5-й этап
Baltic Rally Trophy, 1-й этап
Тарту (Эстония), 13-15 июля
Стартовало 98 экипажей, классифицировано 50
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | О.Тянак/М.Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | 1:21.31,91 |
2 | Х.Пэддон/С.Маршалл | Новая Зеландия/Великобритания | Hyundai i20 Coupe WRC | +59,16 |
3 | К.Брин/С.Мартин | Ирландия/Великобритания | Citroen C3 WRC | +3.12,39 |
4 | Э.Пиетаринен/Ю.Райтанен | Финляндия | Skoda Fabia R5 | +4.01,74 |
5 | Я.Хуттунен/А.Линнакето | Финляндия | Hyundai i20 R5 | +4.19,78 |
6 | Г.Гросс/Р.Мыльдер | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | +4.35,32 |
7 | В.Горбань/С.Ларенс | Украина/Эстония | Mini John Cooper Works WRC | +5.16,08 |
8 | Р.Йетс/А.Тоом | Эстония | Skoda Fabia R5 | +5.32,07 |
9 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +6.49,26 |
10 | Р.Аус/С.Коскинен | Эстония | Volkswagen Polo Proto | +7.23,77 |
11 | Г.Крууда/К.Адлер | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo Х | +7.43,64 |
12 | А.Попов/А.Крылов | Эстония/Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +7.51,37 |
13 | Р.Шаймиев/М.Цветков | Россия | Ford Fiesta R5 | +8.02,80 |
… | ||||
20 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия/Латвия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +11.33,14 |
23 | С.Травников/А.Башмаков | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +12.54,61 |
30 | А.Семенов/С.Якименко | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +14.34,64 |
36 | М.Скрипников/А.Гречко | Россия | Peugeot 208 R2 | +22.18,21 |
38 | А.Зайцев/Е.Сапунов | Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +30.16,85 |
48 | А.Кудрявцев/В.Корся | Россия/Украина | Peugeot 208 R2 | +1:22.59,07 |