Невозможное возможно, или Как стать чемпионами Эстонии на Жигулях

Невозможное возможно, или Как стать чемпионами Эстонии на Жигулях
Автоспорт | 21 октября 2017
Фото: Андрей Клещев | Марк Алексеев | fotodarius.lt | Эдгарс Леоновс | margusefotod.eu | janisasaris.com | RallyPhotosFinland

Эту дождливую осень в Прибалтике запомнят надолго. Полугодовая норма осадков, выпавшая всего за несколько недель, подложила свинью местным фермерам, трактора которых много дней просто не могли выехать в раскисшие поля. Да и по раллистам непогода прошлась конкретно. Сначала организаторам финального этапа чемпионата Европы в Латвии пришлось кардинально сокращать «подмоченные» спецучастки. А затем досталось участникам пятидесятого ралли Сааремаа, что проводится на самом большом эстонском острове в Балтийском море с 1974 года. Затяжные дожди подпортили даже здешние твердокаменные дороги! До этого я бывал на островном ралли больше десятка раз, но такого количества воды и ям на спецучастках просто не припомню…

Несмотря ни на что, юбилейное ралли все равно собрало на старте рекордное число машин — 174. Сто семьдесят четыре, Карл! Кстати, пусть вас не смущает нестыковка в «возрасте» и числе проведений культовой эстонской гонки. Просто поначалу ралли на острове проходило два раза в год, имея разное «наполнение», так что цифру 50 составили в сумме все соревнования — для любителей, спортсменов и экипажей на грузовиках.

А еще на Сааремаа всегда умели воспитывать быстрых раллистов. Во времена СССР здесь начинал свою карьеру легендарный Велло Ыунпуу, ставший впоследствии одним из лидеров советской сборной. Затем, уже во времена независимости, островитяне неоднократно становились чемпионами Эстонии. Ну а самый быстрый уроженец Сааремаа сейчас идет на втором месте в мировом первенстве — это пилот «фордовской» команды M-Sport Отт Тянак! Юбилейная гонка проходила аккурат в канун его 30-летия — и Отт совместил приятное с полезным, уверенно выиграв домашнее ралли за рулем «прошлогодней» Фиесты RS WRC.

На этой Фиесте Георг Гросс еще в августе стал чемпионом Эстонии в абсолютном зачете. А теперь он сменил левое кресло на правое, выступив штурманом у Отта Тянака

Имя победителя гонки было ясно, по большому счету, еще до старта — равных Тянаку и его автомобилю по скорости в пелотоне просто не было. Вопрос был в том, кто станет следующим на ним? И потому очень приятно, что второй на финишный подиум въехала Skoda Fabia R5 с российским триколором на борту. Свежеиспеченные победители латвийского этапа чемпионата Европы Николай Грязин и Ярослав Федоров не ударили в грязь лицом и на незнакомых островных дорогах, отвоевав серебро у сильных местных и финских спортсменов. Дополнили тройку лучших эстонские участники первенства WRC 2 Рауль Йетс и Андрус Тоом. Хотя расклад сил в борьбе пилотов на Шкодах мог получиться и иным, не наломай дров быстрый хозяин трассы Сиим Планги и не получи минуту штрафа за неразрешенную дорезку шин финн Томи Тукиайнен.

Впрочем, за сражением в «абсолюте» мы с моим пилотом Климом Байковым, наклеив на родимые Жигули почетные стартовые номера «128», не следили — у нас была своя гонка и свой Тянак. Не Отт, а его младший двоюродный брат Янар, который выступает в чемпионате Эстонии на легкой и мощной «пятерке», которая во всех протоколах не без оснований именуется как Lada S1600. Напомню, что после пяти этапов первенства именно Тянак уверенно возглавлял протокол 1600-кубового национального класса EMV9. Вторым в нем значился еще один уроженец острова Сааремаа Таури Пихлас, ни разу за свою шестилетнюю карьеру не изменивший переднеприводной Тойоте Starlet. Ну а мы после ралли Южная Эстония утвердились на третьем месте — в почтительном отдалении как от пары лидеров, так и от Райго Вилбикса на вазовской «восьмерке», который шел в чемпионате четвертым.

Как и в начале 70-х, в ралли на острове по-прежнему стартуют экипажи на Газонах! На фото — Таави Ниинеметс и Эско Аллика, ставшие лучшими из двух десятков «грузовых» дуэтов

Не знаю, как Клим, а я перед стартом на ралли Сааремаа пребывал в твердой уверенности, что выше «прошлогоднего» третьего места по итогам сезона нам так и не прыгнуть. Во-первых, Тянака с Пихласом на родных дорожках в равной борьбе обогнать очень сложно — а чтобы замахнуться на золото, нужно было опережать эстонцев сразу на несколько позиций. А во-вторых, в наш класс на финальной гонке сезона добавилось сразу несколько сильных пилотов, в том числе и пара финнов на сумасшедших 240-сильных заднеприводных Тойотах. Куда нам против них со своими скромными 180 жигулевскими «лошадками» и на центнер большей массой? На всякий случай, Тони Роннемаа уже четырежды выигрывал ралли Сааремаа, а Паси Тиайнен стал в прошлом году обладателем «моноприводного» Кубка Финляндии…

Перед стартом гонки, к счастью, распогодилось — и три ночных пятничных спецучастка мы промчали в удовольствие. При этом лучшим из них по ощущениям стал даже не городской доп в Курессааре, где наши Жигули оказались третьими в классе из двух десятков машин, а второй гравийный спецучасток Тариту. Да, мы потеряли на нем порядка десяти секунд, проскочив поворот, но все равно опередили ближайших соперников по чемпионату — Пихласа и Вилбикса.

А вот Янара Тянака мы обошли… еще до старта первого спецучастка! Команда эстонца до последнего искала резервы в «классическом» 1600-кубовом двигателе с многодроссельным впрыском. Нашла еще несколько «лошадок», а Отт Тянак собственноручно настроил машину брата перед гонкой. Однако лучшее, как известно, враг хорошего — вслед за этим на супер-Жигулях лопнул коленвал…

Во второй день Янар Тянак стартовал по системе Rally 2, но до финиша он все равно не добрался — теперь уже из-за поломки трансмиссии

Не добрался до финиша и Таури Пихлас — на его Тойоте ни с того, ни с сего «выплюнуло» одну из свечей зажигания! Просто какой-то злой рок витает над уроженцем острова Сааремаа на домашней гонке: четыре последних старта — четыре схода!

Таури Пихлас: что такое не везет и как с этим бороться?

Ну а мы с Климом завершили пятницу с четвертым результатом в своем классе. Впереди — лишь двое финнов на лихих Тойотах и местный авторитет Райдо Лаулик на могучем хэтчбеке Nissan Sunny. Картина маслом, доложу я вам: один в один тройка призеров прошлогоднего ралли на острове! И кто знает, как сложилась бы гонка дальше, если бы над Сааремаа вновь не зарядил дождь…

Утро началось для нас с холодного душа — на перегоне из ночного закрытого парка на Жигулях отказал генератор! Хорошо, что произошло это прямо по пути в сервис-парк, где наши механики быстро поменяли проштрафишийся агрегат на новый. А затем стало ясно, что размокшим дорогам после прохода канала из нескольких десятков «боевых» машин поплохело уже не на шутку — на СУ4 о камни, притаившиеся в колее, мы пробили сразу два колеса…

С этого года в Эстонии дан зеленый свет полноприводным «прототипам», где кузов может быть от одной машины, а двигатель и трансмиссия — от другой. Первопроходцами стали хэтчбеки Ford Fiesta и Volkswagen Polo с «начинкой» от Mitsubishi. А на Сааремаа дебютировала Audi S1 эстонского ветерана Маргуса Муракаса

Но в остальном наш «танк» системы ВАЗ-2105, построенный с оглядкой на суровые российские раллийные дороги, показал себя молодцом — двигатель, трансмиссия, подвеска Ohlins и новые, более мощные тормоза AP-Racing, которые Клим поставил вместо былой отечественной Промы, даже на самых «убойных» спецучастках отработали на отлично! А вот наши соперники сходили «по технике» один за другим: сначала гонку покинул Лаулик, потом — Роннемаа, а затем и Тиайнен. В результате после девяти допов мы с Климом неожиданно обнаружили себя на первом месте в классе!

Дождь в помощь? На ралли Сааремаа мы с Климом открыли счет своим победам на спецучастках эстонского первенства

Думаете, что после этого эстонское чемпионство само оказалось у нас в кармане? Как бы не так: выиграв девятый доп, мы пробили на нем еще два колеса! Пока меняли их, опоздали на две минуты на следующий судейский пункт. Мало того — одна из установленных на машину запасок тоже начала спускать! Ну и, в качестве вишенки на торте неприятностей, на финальном спецучастке у нас опять начал «сдавать» генератор! Так что, выиграв гонку в своем классе по чистому времени, мы получили волнующую перспективу встать на последнем 50-километровом перегоне к финишному подиуму…

Быстро смеркалось, и по дороге в столицу острова Курессааре Жигули превратились в призрак — фары и другие потребители энергии пришлось отключить в целях экономии электичества. В призрак, но не в недвижимость: из последних сил автомобиль все-таки довез нас до подиума. А окончательно машина «умерла» уже в какой-то сотне метров от закрытого парка, куда мы ее торжественно затолкали уже вручную. Затолкали — и только тут с облегчением выдохнули. Фантастика: мы — чемпионы Эстонии, победители сильнейшего раллийного первенства на всем постсоветском пространстве!

Приятная неожиданность: награды на финишном подиуме нам вручал чемпион мира по ралли 1981 года Ари Ватанен, который ныне возглавляет Эстонский союз автоспорта

До этого выигрывали у эстонцев на их территории только российские «полноприводные» гранды — уралец Александр Доросинский, краснодарец Владимир Иванов, петербуржец Алексей Лукьянюк. Встать с ними в один ряд, безусловно, — большая честь. И большая ответственность на будущее — ведь с чемпионов выше спрос! Что скажут болельщики и читатели Авторевю, если мы с Климом теперь вдруг проиграем какое-нибудь местечковое ралли в Урюпинске?

Наш надежный тыл: механики Андрей Чупраков (вверху) и Максим Усатов. Спасибо, парни! Без вашей помощи мы бы ничего не добились!

А если серьезно, то покидали мы гостеприимную Эстонию со смешанными чувствами. Может так статься, что юбилейное ралли Сааремаа окажется последним — его нынешние организаторы достигли «потолка» в развитии гонки и уже не видят для себя дальнейших перспектив. Придет ли кто-то им на смену? И что делать теперь нашему экипажу? Ведь мы с Климом планировали всерьез побороться за золото в Эстонии только на следующий год. А теперь, после досрочного чемпионства, нам с Жигулями нужно искать новые, еще непокоренные высоты…

Silveston Saaremaa Rally
Курессааре (Эстония), 13-14 октября
Чемпионат Эстонии, 6-й этап
Стартовало 174 экипажа, классифицировано 89
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О.Тянак/Г.Гросс Эстония Ford Fiesta RS WRC 1:07.02,5
2 Н.Грязин/Я.Федоров Россия Skoda Fabia R5 +3.24,9
3 Р.Йетс/А.Тоом Эстония Skoda Fabia R5 +4.49,7
4 Т.Тукиайнен/М.Похьянхарью Финляндия Skoda Fabia R5 +5.24,9
5 Р.Аус/Т.Тигас Эстония Volkswagen Polo Proto +5.27,0
6 К.Койтла/А.Отс Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +6.07,3
7 М.Абрам/Я.Выса Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +7.00,0
8 С.Андерванг/Р.Эрикссон Швеция Subaru Impreza WRC +7.24,7
9 Х.Керс/М.Капп Эстония Mitsubishi Lancer Evo V +9.20,9
10 К.Торн/К.Сикк Эстония Ford Fiesta R2T +9.50,4
11 Г.Фирантас/М.Валиулис Литва BMW 325 +10.03,6
12 А.Попов/А.Крылов Эстония/Россия Mitsubishi Lancer Evo IX +10.31,4
       
23 Д.Феофанов/Н.Кокинс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo IX +12.05,3
39 А.Кудрявцев/В.Корся Россия/Украина Mitsubishi Lancer Evo X +16.31,1
51 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +21.49,4
54 Д.Левятов/Л.Гиливер Россия/США Subaru Impreza +22.14,6
60 В.Кузнецов/Р.Капустин Россия Mitsubishi Lancer Evo VIII +24.10,9
86 С.Жидков/С.Герасименко Россия ГАЗ-53 +44.33,1

Итоговое положение в классе ЕMV9 чемпионата Эстонии

Место Экипаж Страна Автомобиль Очки
1 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 96
2 Я.Тянак/Я.Ыунпуу Эстония ВАЗ-2105 88
3 Т.Пихлас/О.Киил Эстония Toyota Starlet 79
4 П.Гуляев/Я.Ойяла Эстония Nissan Sunny 52
5 Р.Вилбикс/Х.Смородин Эстония ВАЗ-21083 42
6 Л.Пеегель/А.Таммель Эстония Honda Civic 38

Рекомендованные статьи