Где мягкое лучше твердого? На ралли Южная Эстония, где вновь отличились наши Жигули!

Фото: margusefotod.eu | RallyPhotosFinland | Андрей Клещев | Марк Алексеев | Тимо Анис | Эдгарс Леоновс

Два предыдущих этапа чемпионата Эстонии по ралли, в котором мы с Климом Байковым выступаем по полной программе, выдались для нашего жигулевского экипажа обескураживающими. Сход в Хаапсалу и масса технических проблем в Тарту отбросили нас с первого на третье место в 1600-кубовом национальном зачете EMV9. Еще один такой неудачный «выстрел» — и прощайте, медали! Поэтому к ралли Южная Эстония Клим в родном Кирове готовил Жигули с особой скрупулезностью. В корпус секвентальной КПП была внедрена четвертая опора (во избежание очередного треснутого «колокола»), все отечественные генераторы тщательно перебраны, а карданный вал укорочен и отбалансирован. И наша «пятерка», словно отвечая Байкову взаимностью, отработала последнюю летнюю гонку без сучка и задоринки!

А еще Клим купил другие шины. До этого мы два сезона отъездили на новеньких, с иголочки, покрышках Pirelli K4, приобретенных по сходной цене у местного дилера. Шины хорошие — спору нет. Вот только работают они, как надо, лишь в жаркую погоду или на жестком абразивном покрытии. А таких гонок в нашем эстонском календаре (спасибо холодному лету!) просто не оказалось. То-то, думаю, удивлялись соперники, глядя на нашу «обувку», — ведь сами-то они использовали куда более мягкие составы K6 или К8. Попробовали мы стартовать на «четверках» и на Южной Эстонии, но рыхлая трасса и дождь на СУ1 сделали езду настолько медленной, что первую секцию наш экипаж торжественно завалил: седьмое место из девяти возможных в классе…

После этого Клим все же разбил свою копилку и купил те самые «шестерки» с «восьмерками», на которых мы и выкатились на старт второго дня. И… Боже мой — чем мы занимались раньше? Возросший «зацеп» почувствовал даже я в штурманском кресле — по звуку более нагруженного мотора и меньшему числу скольжений. Так что, товарищи зрители, извините — если вы вновь ждали от российских Жигулей езды поперек дороги, то теперь ее не будет. Но это не мы — во всем виноваты шины!

Но что это я все о Жигулях да о Жигулях? Впору рассказать и о самой гонке. Ведь ралли в окрестностях городка Выру — явление для Прибалтики уникальное. Даже те пилоты, которые ездили эстонский и латвийский этапы чемпионаты Европы, едины во мнении — дороги в Южной Эстонии значительно сложнее. Во время последнего отступления ледника здесь сложился настолько холмистый рельеф местности, что он стал похожим на Финляндию! Посреди живописного края лесов, озер и рек сегодня здесь возвышается мечта всех юных эстонских альпинистов — неприступная вершина Суур-Мунамяги. Шучу, конечно, но этот 317-метровый холм — реально самый высокий во всей Прибалтике. В хорошую погоду со смотровой вышки на нем видать даже Россию с Латвией — благо что до границ с обоими странами тут меньше тридцати километров.

Благодаря уникальному рельефу спецучастки к югу от Выру ничуть не хуже, чем в Суоми — они трехмерные и очень сложные из-за большого числа трамплинов и поворотов через перегибы профиля. Но тем интересней здесь ехать! Посмотрите нашу видеозапись с одного из допов второго дня — и вы все поймете сами.

В этом году ралли в Выру проводилось в 15-й раз и стало этапом сразу двух национальных первенств — эстонского и латвийского. Стоит ли удивляться, что на старт этой классной гонки вышел 91 экипаж? А какие звездные фамилии были в списке участников — Сольберг, Рованпера, Канккунен, Гардемайстер! Но если двое первых (Петтер и Харри) командировали на гонку своих сыновей Оливера и Калле, а за легендарного Юху Канккунена отдувался его племянник Рику, то еще один экс-заводской пилот WRC, Тони Гардемайстер, стартовал в Выру лично. Жаль только, до финиша финн не добрался — сошел на СУ5 из-за поломки мотора BMW M3…

А вот 15-летний Оливер Сольберг и 16-летний Калле Рованпера, которые в этом году стажируются в латвийском чемпионате (где можно на определенных условиях стартовать без водительских прав) благополучно преодолели все 127 «боевых» километров. Оливер на Peugeot 208 стал четвертым среди гонщиков, выступавших на переднеприводных машинах категории R2. Ну а Калле, который вновь оседлал полноприводный турбированный хэтчбек Skoda Fabia R5, и вовсе показал лучшее время на спецучастках из всех шести десятков финишировавших участников! Вот только гонку Рованпера все же не выиграл — из-за полуминутного штрафа за срезку трассы на городском допе в Выру и 10-секундной пенализации за фальстарт юный финн оказался только третьим. Что, впрочем, не помешало Калле досрочно стать двукратным чемпионом Латвии.

Первым же на финишный подиум заехал черный, как смоль, хэтчбек Ford Fiesta RS WRC, на котором выступает гегемон эстонского первенства Георг Гросс. Если на предыдущих этапах фаворит бивал соперников на куда более скромной технике одной левой, то в Южной Эстонии ему пришлось серьезно попотеть. Команда Kaur Motorsport наконец-то довела до ума свой «прототип» Ford Fiesta, построенный по мотивам международной группы R5, и Эгон Каур дал на нем серьезный бой Гроссу: на финише дуэлянтов разделили всего 7,7 секунды!

Удачной оказалась гонка и для российских раллистов: все 12 экипажей с нашими пилотами и штурманами на борту можно было поздравить с финишем, а большинство из них — еще и с призами. Особо отмечу успех Дмитрия и Елены Никончук — семейная пара из города на Неве, обладая не самым мощным в своем классе BMW, завоевала в Выру серебро и сделала еще один шаг к наградам в чемпионате Эстонии. Да и от экипажей петербуржца Алексея Семенова и москвича Александра Горелова, выступавших на «серийных», но все-таки полноприводных Mitsubishi, чета Никончук отстала совсем ненамного.

Ну а что же мы с Климом? Мягкие шины словно придали Жигулям дополнительные силы, и во второй день наш экипаж начал отыгрывать позиции одну за другой. Сначала сдался эстонский ветеран Рауль Виило, выступавший на заднеприводной Тойоте Starlet и отмечавший этой гонкой свое 50-летие. Затем наступила очередь Райго Вилбикса на вазовской «восьмерке». Ну а потом, воспользовавшись поломкой Жигулей Райнера Меуса и визитом в канаву Ниссана Кермо Лауса, мы выбрались на третье место. Вот только бронзу еще надо было удержать — Лаус был в каких-то секундах позади, а ведь это именно он в прошлом году лишил нас серебра в чемпионате Эстонии на осеннем ралли Сааремаа

В субботу перед нами стартовал турбированный заднеприводный Ford Sierra RS Cosworth финна Мика Туркки, который недавно выиграл домашний этап «исторического» чемпионата Европы. Однако по сумме времен спецучастков в Южной Эстонии наши Жигули оказались быстрее!

В общем, потеть и упираться пришлось до самого финиша — и выдохнули мы с Климом только на «стопе» последнего допа, когда увидели, что «привезли» Лаусу еще несколько драгоценных мгновений. Есть, есть вторая бронза на ралли Южная Эстония! Но если год назад она досталась нам в наследство от сошедших конкурентов, то теперь эту награду на самых сложных дорогах в Прибалтике добыли мы сами, что куда приятней.

Кермо Лаус и Алари Юргенс. Спасибо за борьбу, горячие эстонские парни!

Кто впереди в нашем классе EMV9? Знакомые все лица. Первым в Выру финишировал Янар Тянак на легких Жигулях с мотором на дросселях и секвентальной коробкой передач, вторым — Таури Пихлас на переднеприводной «малышке» Toyota Strarlet. Они же лидируют и в общем зачете чемпионата Эстонии, в то время как мы утвердились на третьей строчке. Однако шансы изменить ситуацию еще есть — так что готовимся к октябрьскому ралли Сааремаа!

А еще культовая гонка на острове будет в этом году 50-й по счету. Юбилейные соревнования грозят побить все рекорды последних лет по числу участников — организаторы ралли Сааремаа ждут в гости больше 150 экипажей, включая звезд из чемпионата мира! Ну как пропустить такой праздник гоночной жизни?

South Estonian Rally
Выру (Эстония), 25-26 августа
Чемпионат Эстонии, 5-й этап
Чемпионат Латвии, 5-й этап
Стартовал 91 экипаж, классифицировано 60
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Г.Гросс/Р.Мыльдер Эстония Ford Fiesta RS WRC 1:01.40,3
2 Э.Каур/А.Арнек Эстония Ford Fiesta Proto +7,7
3 К.Рованпера/Й.Халттунен Финляндия Skoda Fabia R5 +14,9
4 Р.Аус/Т.Тигас Эстония Volkswagen Polo Proto +1.35,3
5 С.Планги/У.Роосимаа Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +1.41,3
6 Я.Беркис/Э.Чепорьюс Латвия Ford Fiesta R5 +3.37,8
7 А.Айгро/К.Кяртманн Эстония Mitsubishi Lancer Evo VI +4.06,7
8 Р.Йетс/А.Тоом Эстония Skoda Fabia R5 +4.23,3
9 С.Виило/Я.Виило Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +5.24,2
10 К.Торн/К.Сикк Эстония Ford Fiesta R2T +5.51,0
       
13 А.Попов/А.Крылов Эстония/Россия Mitsubishi Lancer Evo IX +6.25,4
15 А.Семенов/Д.Коломиец Россия Mitsubishi Lancer Evo X +6.39,9
17 А.Горелов/И.Скуридин Россия Mitsubishi Lancer Evo X +6.54,3
18 Д.Никончук/Е.Никончук Россия BMW M3 +7.03,4
28 Д.Горчаков/Ю.Куликов Россия Renault Clio R3 +9.19,8
29 С.Угер/М.Угер Россия Ford Fiesta R5 +9.38,5
32 П.Туркин/В.Миркотан Россия Citroen DS3 R3T +10.55,2
37 Д.Феофанов/А.Галькевич Россия Mitsubishi Lancer Evo IX +11.52,9
39 А.Михайлов/Н.Кокинс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo X +12.01,3
42 А.Мурадян/М.Нейкшанс Россия/Латвия Peugeot 208 R2 +12.51,6
43 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +13.50,7
55 Е.Черкасов/М.Лукка Россия/Финляндия Subaru Impreza N14 +33.14,3

Рекомендованные статьи