Ралли на острове, или чем закончилось битва Жигулей с иномарками в чемпионате Эстонии?
В начале октября 30-тысячное население крупнейшего эстонского острова Сааремаа увеличивается, как минимум, на треть. Начинают работать закрытые было после летнего курортного сезона кафешки, а на улицах древнего городка Курессааре вновь становится многолюдно. Что происходит? Ралли Сааремаа! На которое мы с Климом Байковым вновь отправились на старых-добрых Жигулях.
Дорога на остров Сааремаа получилась неблизкой (от Кирова, где живет мой пилот — 2300 километров!), зато запоминающейся. Одно только пересечение российско-эстонской границы с разгрузкой-погрузкой спортивной машины чего стоило! Муторно? Зато быстро! Да и паром через пролив в Балтийском море по-прежнему придавал нашему путешествию особый колорит. И хотя в Курессааре мы стартовали уже в третий раз, эта гонка не надоедает. Ведь ралли Сааремаа — это не только интересные и «неубиваемые» спецучастки, но и живописные пейзажи, и золотая осень, и совершенно особый островной дух. А еще — нешуточный вызов для любого спортсмена. Ведь где еще на постсоветском пространстве в ралли стартует свыше сотни машин?
49-му по счету ралли Сааремаа, правда, было далеко до рекорда 2013 года, когда в Курессааре съехалось 148 экипажей. Но и нынешние 130 автомобилей — мечта и зависть для организаторов соревнований в любой стране мира, за исключением, разве что, Финляндии да Франции. К слову, нынешний «недобор» произошел, в основном, по вине россиян: если в предыдущих гонках на острове нормой для нашей «сборной» было два десятка экипажей, то нынче их приехало только шесть. Кризис!
Зато в нашем с Климом классе Е9, где стартует «национальная» 1600-кубовая техника с приводом на одну ось, случился антикризис: 23 экипажа — на два больше, чем в прошлом году! Правда, одного из своих привычных соперников по чемпионату Эстонии мы лишились — уроженец острова Сааремаа Тимму Кырге пересел с Жигулей на полноприводный хэтчбек Ford Fiesta R5, чтобы побороться за победу в «абсолюте». Но и без него соперников хватало — пара финнов на легких и очень мощных Тойотах, быстрый островитянин Янар Тянак на супер-Жигулях с секвентальной коробкой передач, безбашенный Карл-Мартин Вольвер на «заряженной» Ладе Калине, предыдущие чемпионы Эстонии в классе Е9 Герт Кяхр (Honda Civic) и Райнер Меус (ВАЗ-2105)… В общем, всех не перечесть!
За те несколько дней, что Клим был дома после сентябрьского ралли Тарту, ему удалось решить главную техническую проблему наших Жигулей — ненадежное крепление рулевых сошек к поворотным кулакам. Магазинные спецболты-«десятки», которые безбожно вытягивались (!) по ходу гонок, заменили на более прочный крепеж увеличенного размера — и о люфте в рулевом управлении мы тут же забыли! Да и вообще, в отличие от прошлого года, «пятерка» отработала гонку на острове без сучка и задоринки. А вот о технике наших быстрейших соперниках по чемпионату Эстонии этого не скажешь. Янар Тянак (двоюродный брат Отта, выступающего в чемпионате мира), победивший в домашней гонке год назад, сломал коробку передач. Ну а перехвативший у него лидерство Карл-Мартин Вольвер «приговорил» двигатель своей Калины…
После схода двух быстрейших хозяев трассы уже никто не мог помешать финнам Томи Роннемаа и Паси Тиайнену сотворить в классе Е9 победный дубль. И хотя гости из Суоми не были зарегистрированы для участия в чемпионате Эстонии, наша с Климом задача от этого ничуть не упростилась. Чтобы сохранить вторую строчку протокола, которую мы занимали перед ралли Сааремаа, нужно было финишировать в Курессааре как можно ближе к Стевену Виило на заднеприводном хэтчбеке Toyota Starlet и при этом удержать за спиной Алари Силласте на его «космо-Москвиче» с вазовским двигателем и гоночной подвеской от BMW. Со второй задачей мы справились, а вот решить первую оказалось сложнее…
За спецучасток до финиша нас отделяло от второго места по итогам сезона меньше двух секунд! Чтобы решить турнирную задачу, нужно было обогнать на финальном допе Nissan Sunny эстонца Кермо Лауса. И все бы ничего, но как же не вовремя пошел этот дождь! Лаус, стартовавший в десяти машинах впереди, получил небольшую фору. Да и промчать «на все деньги» культовый приморский спецучасток Каугатума, где большинство поворотов проходится на отвагу, по-скользкому нам так и не удалось. В итоге уроженец Курессааре Лаус, знающий этот доп как свои пять пальцев, прибавил к своему преимуществу еще шесть секунд. Что означало для нас равное количество очков в чемпионате с экипажем братьев Виило — и проигрыш им серебра по дополнительным показателям…
Впрочем, и бронза по итогам первого полноценного сезона в чемпионате Эстонии, который считается сильнейшим на всем постсоветском пространстве — это тоже достижение. По правде говоря, нам было далеко до скорости быстрейших пилотов в классе Е9. Да и нынешним чемпионам, Герту Кяхру с Яном Панталоном (к слову, последний — победитель первенства СССР по картингу в классе Пионер), и Стевену с Якко Виило при прочих равных мы проигрывали. Зато по «надежности» мы были одними из лучших в классе, что сыграло немалую роль при распределении медалей. Ну а что до скорости и более точной стенограммы, то мы будем работать над этим в межсезонье!
Чем еще запомнилось нынешнее ралли Сааремаа? Тем, что в «абсолюте» его чуть было не выиграл чемпион России. И хотя ни Сергея Успенского, ни Вадима Макарова, ни Алексея Лукьянюка на острове не было, это именно так! Первые четыре спецучастка лидировал эстонец Каспар Койтла, который в 2009-м взял российское золото в двухлитровом классе на Хонде. С тех пор Каспар успел стать чемпионом Эстонии и Финляндии на полноприводной Mitsubishi, а в Курессааре он впервые сель за руль более быстрого хэтчбека Skoda Fabia R5. Но, увы, даже такая «продвинутая» техника не застрахована от проколов. А поскольку передняя левая шина спустила у Койтлы аккурат перед правым поворотом, удержать Шкоду на трассе Каспару не удалось — и она врезалась в дерево…
После этого инициатива перешла в руки Сиима Планги, который на заре своей гоночной карьеры также отличился на ралли в России. В этом сезоне 24-летний эстонец выступал редко, но метко — вот и в Курессааре он закончил гонку с почти минутным преимуществом над ближайшим соперником. Правда, в этом Сииму помогли и прокол колеса на Форде Тимму Кырге, и пятиминутный штраф, который заработал нынешний чемпион Эстонии в «абсолюте» Эгон Каур. Ну а серебро ралли Сааремаа досталось полноприводному дебютанту Мико-Ове Ниинемяэ (Skoda Fabia R5), который досрочно выиграл национальное первенство в «международном» моноприводном классе EMV3.
Пробились в десятку сильнейших и двое россиян. Завсегдатай ралли Сааремаа, казанец Радик Шаймиев (Ford Fiesta R5), закончил островную гонку седьмым. А строчкой выше расположился Алексей Останин на Mitsubishi — и для бывшего ижевчанина, ныне проживающего в Риге, шестое место в такой солидной компании стало, пожалуй, одним из наивысших достижений в гоночной карьере.
В следующем году пройдет уже пятидесятое по счету ралли Сааремаа. Интересно, сколько экипажей соберется на юбилей? 150? 170? А может быть, все двести? Предсказать не возьмусь. Зато я точно знаю две вещи. Первая — организаторы постараются сделать юбилейную гонку незабываемой для всех ее участников. А вторая — мы с Климом Байковым уже забронировали жилье в Курессааре!
Silveston Saaremaa Rally
Курессааре (Эстония), 8-9 октября
Чемпионат Эстонии, 7-й этап
Стартовало 130 экипажей, классифицирован 91
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | С.Планги/М.Сарапуу | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo X | 1:00.46,6 |
2 | М.Ниинемяэ/М.Вальтер | Эстония | Skoda Fabia R5 | +54,7 |
3 | Р.Аус/С.Коскинен | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +1.02,1 |
4 | Э.Пиетаринен/Ю.Райтанен | Финляндия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +1.50,4 |
5 | Т.Кырге/К.Кауби | Эстония | Ford Fiesta R5 | +2.15,1 |
6 | А.Останин/А.Арефьев | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +2.35,6 |
7 | Р.Шаймиев/М.Цветков | Россия | Ford Fiesta R5 | +2.46,6 |
8 | Т.Тукиайнен/М.Похьянхарью | Финляндия | Ford Fiesta S2000 | +2.54,8 |
9 | Х.Керс/Я.Тамм | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo V | +3.42,5 |
10 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +4.07,7 |
… | ||||
16 | С.Ременник/М.Розин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +5.04,8 |
17 | Д.Феофанов/Н.Кокинс | Россия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +5.15,3 |
54 | А.Кудрявцев/С.Ларенс | Россия | Peugeot 208 R2 | +11.18,7 |
57 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +12.00,5 |
Итоговое положение в классе Е9 чемпионата Эстонии
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Г.-К.Кяхр/Я.Панталон | Эстония | Honda Civic | 86 |
2 | С.Виило/Я.Виило | Эстония | Toyota Starlet RWD | 65 |
3 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | 65 |
4 | А.Силласте/А.Лииманн | Эстония | АЗЛК-2140 | 62 |
5 | Т.Кырге/Э.Вааса | Эстония | ВАЗ-2105 | 40 |
6 | Я.Тянак/Я.Ыунпуу | Эстония | ВАЗ-2105 | 39 |