Дан приказ ему — на запад, или новые приключения раллийных Жигулей в Прибалтике

Фото: margusefotod.eu | Андрей Клещев | Марк Алексеев

Приморский городок Хаапсалу, что на западном побережье Эстонии, в дореволюционные времена гремел на всю Россию. На местные курорты, поправить здоровье лечебными грязями, приезжал даже император Николай II, а композитор Петр Ильич Чайковский посвятил тогдашнему Гапсалю одно из своих произведений. Сегодня в 10-тысячном Хаапсалу тоже бывает немало гостей: кто-то приезжает отдохнуть и подлечиться, кто-то — побродить по древней крепости и живописному центру города, кто-то — поглазеть на железнодорожный музей под открытым небом и императорский павильон на бывшем вокзале. Но мы с Климом Байковым прибыли сюда по другому поводу — на очередной этап чемпионата Эстонии по ралли, где наш жигулевский экипаж, напомню, лидирует в 1600-кубовом классе EMV9.

В Хаапсалу сохранилось немало изящных построек дореволюционной эпохи

Ралли Lääne-Eesti (или, по-русски, Западная Эстония) вошло в календарь национального первенства только в прошлом году. И запомнилась нам тогда очень ровными и плотными, но весьма незамысловатыми дорогами с длинными прямиками. Типичный западно-эстонский спецучасток можно оценить на видео, записанном в этом году из кабины грузовика ГАЗ-51, на котором выступал один из сильнейших «тяжеловесов» Райнер Туберик.

К таким спецучасткам наши Жигули были готовы — перед выездом Байков поменял пару в заднем мосту Volvo на более длинную: измеренной на предыдущем ралли Харью «максималки» в 156 км/ч в Хаапсалу нам явно не хватило бы. Однако организаторы третьего этапа чемпионата Эстонии приготовили спортсменам сюрприз, творчески переработав концепцию трассы. Уведя маршрут ралли на мелкие лесные дорожки, они заставили нас ездить по километровым прямикам с жуткими ямами (в Прибалтике ли мы?) и ретардерами из бетонных блоков! После ознакомления с трассой стало ясно, что Жигулям придется очень тяжко, а ралли Западная Эстония образца 2017 года скатилась в нашем с Климом рейтинге местных гонок на твердое последнее место.

Тем не менее, начиналось все совсем неплохо. Первый день, спецучастки которого были относительно ровными, мы закончили третьими в своем классе — впереди оказались только уроженец острова Сааремаа Янар Тянак на своих легоньких Жигулях с мотором на дросселях и секвентальной коробкой передач, и еще один хозяин трассы Райдо Лаулик на мощном хэтчбеке Nissan Sunny. А вот обе Тойоты Starlet из нашего класса не сдюжили: быстрый финн Паси Тиайнен, выступающий на заднеприводном автомобиле, завершил гонку из-за поломки мотора, а эстонец Таури Пихлас тоже остановился на перегоне из-за технических проблем со своей переднеприводной машиной.

Но это были лишь цветочки — ягодки созрели утром второго дня, на тех самых прямиках с ямами. Преодолев их, как казалось, без ощутимых потерь, мы обнаружили на финише целую вереницу «убитой» техники — кто-то порушил коробку передач, а кто-то пробил поддон двигателя. Но когда Клим полез под машину поменять настройки амортизаторов на более жесткие, то и он вздрогнул — справа сзади у нас тоже случился «сталинград»! На одной из последних ям разрушилась нижняя опора стойки — и такое за пять лет эксплуатации на Жигулях продвинутых шведских амортизаторов Ohlins случилось впервые…

После недолгого совещания мы решили попробовать дотянуть на «охромевшей» машине до сервиса, хотя впереди были еще три допа, в том числе и самый неровный. Но до самых страшных ям мы так и не добрались — сразу после старта СУ5 у нас на ровном месте заглох мотор! Под капотом обнаружилась «срезанная» по непонятной причине шестерня коленвала, а уже дома выяснилось, что и клапанам с поршнями после встречи друг с другом не поздоровилось. Впрочем, не бывает худа без добра: если бы мы с Климом решили сойти сразу же после повреждения подвески, то «моторная» проблема подстерегла бы нас на следующей гонке — и это было бы куда обиднее.

Мало того — мы даже сохранили лидерство в чемпионате Эстонии! Спасибо соперникам — те, кто мог нас обогнать, в Хаапсалу сошли или набрали слишком мало очков, а для победившего Янара Тянака это был первый результативный финиш в сезоне. Впрочем, гонка для пилота черных Жигулей тоже складывалась непросто. Сначала молодой эстонец потерял время из-за пробитого колеса, а последние допы его экипаж был вынужден ехать с… открытыми дверями — выхлопные газы из прохудившейся системы выпуска попадали прямиком в салон. Но этот день все же оказался счастливым для семейства Тянаков: Янар одержал свою первую победу после долгой полосы неудач, а его двоюродный брат Отт захватил лидерство в мировом ралли Сардиния, которое впоследствии и выиграл.

К слову, злополучный для нас с Климом спецучасток порушил подвеску не только у Жигулей. Здесь покинули гонку и петербуржец Дмитрий Никончук, боровшиеся на своей 360-сильной BMW M3 за победу в «старшем» моноприводном классе, и эстонский юниор Карл-Мартин Вольвер, который на этой гонке верховодил в двухлитровом национальном зачете…

И только в полноприводном пелотоне на ралли Западная Эстония обошлось без глобальных потрясений. Вторую гонку подряд уверенно выиграл Георг Гросс на единственном в пелотоне «уорлд-ралли-каре» — хэтчбеке Ford Fiesta RS WRC, на котором Отт Тянак еще в прошлом сезоне выступал в чемпионате мира. Ну а следом за ним финишировали два Лансера команды ALKO1000 Motorsport: Сиим Планги победил в «серийном» международном зачете, а Ранно Бундсен — в национальном полноприводном классе.

Из четырех российских пилотов до финишного подиума в центре Хаапсалу сумел добраться только один — москвич Дмитрий Феофанов, которому ассистировал латыш Нормундс Кокинс, стал восьмым в абсолюте. Ну а на две строчки выше сумел подняться еще один обладатель Лансера девятой «эволюции» — Аллан Попов из Таллина, штурманом у которого выступал петербуржец Алексей Крылов.

На следующем этапе чемпионата Эстонии экипажей из России и других стран ожидается куда больше. Июльское ралли Тарту и прежде было на хорошем счету у спортсменов, а в этом году его организаторы решили включить в маршрут несколько классных спецучастков из программы прошлогоднего чемпионата Европы. Наши Жигули тоже готовятся к испытаниям на тартуской трассе — двигатель уже отправлен на переборку в Тольятти, а амортизаторы Ohlins — на ревизию в Питер. Еще повоюем!

Ралли Западная Эстония
Хаапсалу, 9-10 июня
Чемпионат Эстонии, 3-й этап
Стартовало 66 экипажей, классифицировано 42
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Г.Гросс/Р.Мыльдер Эстония Ford Fiesta RS WRC 56.15,8
2 С.Планги/У.Роосимаа Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +40,7
3 Р.Бундсен/Р.Лощеников Эстония Mitsubishi Lancer Evo VIII +50,3
4 Р.Аус/Т.Тигас Эстония Volkswagen Polo Proto +1.03,5
5 А.Айгро/К.Кяртманн Эстония Mitsubishi Lancer Evo VI +2.58,4
6 А.Попов/А.Крылов Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +2.59,5
7 С.Виеримаа/Д.МакНивен Финляндия Citroen DS3 R5 +3.10,1
8 Д.Феофанов/Н.Кокинс Россия Mitsubishi Lancer Evo IX +3.25,8
9 А.Сакс/Р.Маасик Эстония Mitsubishi Lancer Evo VII +3.34,1
10 М.Рингенберг/А.Хейна Эстония BMW M3 +3.42,7

Рекомендованные статьи