Передний привод, до свиданья! Жигули продолжают побеждать на раллийных трассах Эстонии
В 2014 году автоспортивные власти Эстонии возродили чемпионат страны по ралли в 1600-кубовом национальном классе. И кто, как вы думаете, стал сильнейшим в этой серии? Молодой Райнер Меус, выигравший шесть из семи этапов на наших Жигулях! Год спустя четыре из пяти гонок вновь остались за пилотами заднеприводных вазовских «пятерок», которых в Прибалтике осталось еще немало. Победы на этапах поровну поделили все тот же Меус и Янар Тянак – двоюродный брат Отта, выступающего в WRC. Правда, жигулисты чередовали победы со сходами, и «1600-кубовым» чемпионом Эстонии стал более стабильный Герт-Каупо Кяхр на переднеприводной Хонде.
В этом году пилоты эстонских Жигулей нацелились на реванш – и сильнейший из россиян, выступающих на подобной технике, Клим Байков, решил составить им в этом компанию. Ну а поскольку я «штурманю» у вятича последние два сезона, то и мне теперь известно не понаслышке, что такое чемпионат Эстонии по ралли.
О наших майских приключениях на ралли Харью в Таллине я уже писал. А поскольку шесть этапов чемпионата Эстонии в этом году получились «сдвоенными», с интервалом всего в две недели, то времени на подготовку к следующей гонке у Клима оставалось в обрез. Ведь Байков живет не в радиусе 500 километров от любого ралли в Прибалтике, как местные спортсмены – от Кирова до мест наших «боевых действий» ему в одну только сторону ехать около двух тысяч! Потому на старте июньского этапа чемпионата Эстонии наша побывавшая на боку машина предстала перед зрителями в комбинированной расцветке: правая сторона была в традиционной серо-голубой гамме, а вот левая осталась девственно белой. Новые двери, крылья и капот на «пятерку» Клим купить успел (завидуйте, владельцы иномарок – за все про все на «разборке» Байков отдал тысячу рублей!), а вот заново обклеить машину – уже нет.
Третий этап чемпионата Эстонии принимал приморский курортный городок Хаапсалу, что на западе страны – отсюда и название гонки, Lääne-Eesti Ralli. Когда-то в этих краях проводилось известное на всю Прибалтику ралли Valge Daam (Белая Леди), однако оно прекратило свое существование в 2002 году, и с тех пор крупных гонок в Западной Эстонии не было. Но тем лучше для нас – ведь у соперников нет преимущества в знании трассы!
Записав стенограмму пяти коротких спецучастков, повторявшихся дважды (общая «боевая» дистанция гонки – всего 84 километра, как на кубковых соревнованиях в России), мы немного приуныли. Дороги в окрестностях Хаапсалу оказались совершенно «плоскими» и незамысловатыми, хотя и весьма плотными по покрытию. Ну а больше всего Клима расстроило обилие прямиков (только на одном допе мы насчитали четыре ретардера из тюков сена для гашения скорости), поскольку с новой короткой главной парой наши Жигули перестали разгоняться свыше 160 км/ч. Однако в самой гонке все оказалось не так плачевно – до «максималки» мы добрались лишь пару раз.
Далеко не все из наших соперников смогли восстановить технику, пострадавшую во время «сталинграда» на ралли Харью. Однако на замену выбывшим в нашем классе Е9 приехали еще два серьезных бойца. Первый – чемпион Эстонии 2014 года в «абсолюте» (!) Тимму Кырге, который после стартов на всяких Хондах, Фордах и Mitsubishi вновь решил вернуться к своим жигулевским «истокам»! А второй – еще один местный пилот Стевен Вилло, который с 2007 года собаку съел в гонках на легкой заднеприводной «пушке» Toyota Starlet. Собственно, вновь прибывшие и поделили между собой два первых места в нашем классе – в то время, как у остальных фаворитов в Хаапсалу все валилось из рук.
«Как будто разорвалась граната, начиненная неудачей» – так метко отозвался о злоключениях наших конкурентов Клим Байков. Райнер Меус ошибся при записи трассы – и, без задней мысли срезав 300 метров дистанции на СУ1, получил за это пять минут штрафа. Ну а Тянаку с Кяхром аукнулись разбитые дороги ралли Харью – на гипер-Жигулях у Янара периодически вырубало все электричество, а Honda Civic Герта-Каупо никак не желала ехать к финишу на всех четырех цилиндрах…
Видимо, несколько мелких осколков от той гранаты с неудачей долетели и до нас – как и прежде в этом сезоне, Жигуль продолжил «радовать» мелкими техническими проблемами. В первый день ослабло крепление кулисы переключения КПП – и в начале самого закрученного допа мы остались наедине только с четвертой и пятой передачами! Ну а как только эта неприятность, стоившая нам, как минимум, полминуты, была благополучно разрешена, лопнула возвратная пружина на тросе газа! Прошу прощения у эстонских судей, которых наша «пятерка» напугала своим надрывным ревом на пункте Стоп после очередного допа – поверьте, мы сделали это не специально…
«Папа, а бывают надежные Жигули? – вопрошал я после наших злоключений Клима. «Нет, сынок, это – фантастика!» – отвечал мне Байков. Но «пятерка» словно услышала наш шутливый диалог – и тут же взяла себя в руки. До самого финиша машина больше ничем серьезным не досаждала – и мы вновь постепенно обрели уверенность в своих силах.
Если первый день мы закончили на восьмой позиции в классе из 12 возможных, то ближе к финишу нам, безо всяких поблажек со стороны соперников, удалось прорваться на четвертое место. Перед финальным спецучастком до Каспера Коосы на Хонде оставалось каких-то семь секунд – и девять километров безумно быстрой трассы. На старте СУ10 я, на всякий случай, спросил Байкова: «Дубасим?» – и он без тени сомнения ответил: «Конечно!». Ну а дальше я ничего писать не буду – смотрите сами.
Это был самый крутой спецучасток в нашей совместной биографии: несмотря на несколько очевидных помарок, мы финишировали на СУ10 третьими – с мизерным отставанием от Меуса и Тянака! Зато Коосе «привезли» целых 15 секунд – и с четвертой попытки все же завоевали призы на гонках эстонского первенства. Выходит, все можно бороться с быстрыми местными пилотами на их территории? Да, если «дубасить» в таком же темпе от старта до финиша. И, естественно, не иметь проблем с автомобилем.
После ралли Lääne-Eesti в чемпионате Эстонии наступил двухмесячный перерыв. И для нас он очень кстати – Жигули ждет серьезный «апгрейд» сразу в нескольких областях, включая рулевое управление. До встречи в середине августа, на трехмерных дорогах Южной Эстонии!
Ралли Lääne-Eesti
Хаапсалу (Эстония), 10-11 июня
Чемпионат Эстонии, 3-й этап
Стартовало 69 экипажей, классифицировано 55
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Э.Каур/С.Симм | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | 42.33,8 |
2 | Р.Аус/С.Коскинен | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +12,6 |
3 | К.Койтла/А.Отс | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +13,3 |
4 | П.Койк/У.Хелдна | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +22,8 |
5 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +39,7 |
6 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +2.04,0 |
7 | М.Рингенберг/А.Хейна | Эстония | BMW M3 | +2.20,6 |
8 | М.Ванаселья/Я.Хыбемяги | Эстония | BMW M3 | +2.27,9 |
9 | Д.Никончук/Е.Никончук | Россия | BMW M3 | +2.28,3 |
10 | М.Тиккербяр/А.Прейде | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +2.37,9 |
… | ||||
20 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +4.09,6 |
23 | Д.Левятов/М.Угер | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.30,0 |
29 | М.Мурадьян/А.Чигир | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +5.24,2 |
35 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +8.47,3 |