Elagu BMW! О ралли в Таллине — из правого кресла спортивных Жигулей

Фото: margusefotod.eu | racephotos.eu | Андрей Клещев | Марк Алексеев | Тимо Анис

Когда-то она должна была закончиться — призовая серия, которую мы с Климом Байковым начали зимой на кировском ралли Вятка, продолжили в Латвии, усугубили на уральском Малахите и преумножили на московском Rally Masters Show. Все это время наши Жигули, превращаясь из обыденного изделия советского автопрома в небольшой космический аппарат (секвентальная коробка передач и электроусилитель руля — это только пара последних обновок, подробнее о которых можно почитать здесь), работали как часы. Но жизни в автомобильном спорте все же не бывает без технических проблем. И настигли они нас на первом из летних этапов чемпионата Эстонии, ралли Харью…

Гонка со штаб-квартирой в Таллине запомнилась нам еще по прошлому сезону — прежде всего «убойной» трассой. Такого количества рыхлого песка и камней на спецучастках мы не встречали больше нигде в Эстонии! И хотя за минувший год организаторы ралли Харью провели работу над самыми вопиющими ошибками, убрав из маршрута наиболее стремные места, общий характер трассы от этого не сильно изменился. Что-то среднее между нашими Выборгом и Южным Уралом — для тех, кто в теме.

Но в зачет чемпионата Эстонии идут результаты всех этапов — поэтому надо ехать все гонки без исключения. Вот мы и поехали. Тем более что во всем остальном Харью ничем не хуже других ралли в Прибалтике. Тут тебе и приличный уровень организации, и сервис-парк на асфальте прямо в городе, и зрительский супер-СУ по соседству, и система GPS-слежения за экипажами, благодаря которой ты чувствуешь себя защищеннее, чем на гонках в России. К слову, автор этой системы, литовец Марис Симсон, к новому сезону подготовил более компактные GPS-приемники. И более чуткие к нарушениям, судя по итогам ознакомления с трассой, во время которого эти приборы тоже должны быть в машине. Сразу несколько экипажей попали на фееричные штрафы за превышение скорости, а рекордсменом стал финн Юкка Хилтунен, занесший в кассу организатора аж 1500 евро!

730-метровая трасса городского спецучастка была проложена в районе Юлемисте — по соседству с таллинским аэропортом

Но у нас с Климом на ознакомлении все по традиции было чисто: мы гоняем только в гонке! Проблемы ждали нас в другом месте. Началось все с того, что на Жигулях по непонятной причине вышел из строя «шестерочный» указатель уровня топлива. Не беда, подумали мы, не желая из-за такого пустяка ковыряться в проводке, — доедем и так, ведь все остальное работает. И совершенно, как оказалось, напрасно. Уже через триста метров после старта первого спецучастка на Жигулях вырубилась приборная панель, а главное — вышел из строя электроусилитель руля! А с нашими нынешними двумя оборотами от упора до упора («короткую» рулевую рейку поставили на машину аккурат перед ралли Харью) — это та еще силовая гимнастика.

Клим озадачен: где искать засаду?

Поменяв после допа перегоревший предохранитель на более мощный запасной, мы сделали себе только хуже: через два поворота после старта СУ2 из-под приборки пошел густой дым, и Клим был вынужден заглушить машину на обочине. Пока выдернули сгоревший предохранитель, никак не желавший покидать свое гнездо, пока пристегнулись, прошла минута — и мы пропустили стартовавший позади небыстрый экипаж, за которым были вынуждены плестись в густой пыли весь остаток допа…

Большого перерыва на сервис в этот день не было, поэтому без усилителя мы промчали и два городских допа, в «шпильках» которого ЭУРа еще больше не хватало. В итоге в нашем пассиве оказались почти две минуты потерь. А для чемпионата Эстонии и довольно ровного по своему составу 1600-кубового класса ЕMV9 это почти приговор…

За межсезонье, которое для большинства эстонских соперников тянулось аж с октябрьского ралли Сааремаа, в нашем зачете произошли ощутимые изменения. Повесил шлем на гвоздь (надеюсь, временно) прошлогодний чемпион Герт-Каупо Кяхр на Хонде, пересел с заднеприводной Тойоты Starlet на полноприводный Mitsubishi Lancer Evo IX вице-чемипон Стевен Виило, отложили новые старты до лучших времен быстрые пилоты Жигулей Тимму Кырге и Райнер Меус. Однако это вовсе не означало, что мы с Байковым, завоевав в минувшем чемпионате бронзу, автоматом станем первыми в очереди за золотом. В EMV9 на ралли Харью стартовало десять экипажей, и как минимум два из них, как показал второй день гонки, нам пока не по зубам.

Сила Райдо Лаулика, пилотировавшего крепко сбитый хэтчбек Nissan Sunny, была понятна еще по прошлому сезону — просто эстонец ехал далеко не все этапы. Но больше всего нас (и не только нас) в Таллине впечатлил 18-летний Карл Мартин Волвер. Пересев с «заряженной», но постоянно ломающейся Лады Калины на более прочный BMW 316i, юниор не только выиграл все спецучастки в нашем классе, но и взобрался на 16-е место в абсолюте! Совсем немного уступив при этом победителю гонки в самом энерговооруженном моноприводном зачете EMV7 петербуржцу Дмитрию Никончуку, в распоряжении которого был почти вдвое более мощный «баварец».

А что же мы? На утреннем сервисе Клим оперативно определил причину пятничных бед: от указателя уровня топлива отпал один из проводков, который во время тряски коротил на корпус и выводил из строя предохранитель, отвечающий за питание приборной панели и управление усилителем руля. Устранив короткое замыкание и заизолировав все, что только можно, мы отправились на допы уже не за наградами, а за новыми впечатлениями. И получили их: с работающим ЭУРом и короткой рейкой пилотировать Жигули, со слов Клима, было одно удовольствие. Добавила приятных эмоций и установленная перед летним сезоном секвентальная КПП словацкого производства: динамику «пятерки» теперь просто не узнать! Да так, что на паре самых быстрых допов мы живо уперлись в ограничитель на шестой передаче: все-таки максималка 156 км/ч маловата даже для эстонских трасс.

Больше всего впечатлений мы получили от 13-километрового СУ7/10: тут была не только самая закрученная, но и самая разбитая дорога, которую наши усиленные по российской привычке во всех возможных местах (и потому очень тяжелые) Жигули перенесли стоически. Вдобавок ко всему на обоих этих допах нам пришлось обгонять стартовавшие впереди автомобили. И последний обгон стоил нам, похоже, нескольких бонусных очков, которые разыгрываются среди пятерки лучших на финальном спецучастке Power Stage. Судите сами: третье и шестое время в ЕMV9 на этом допе разделили какие-то шесть секунд, а до пятой позиции нам с Климом и вовсе не хватило всего одной «десятки»!

Сухие итоги гонки таковы: мы — шестые из семи финишировавших экипажей в EMV9. Впереди — «космонавт» Вольвер, Райдо Лаулик, Таури Пихлас на редкой для ралли переднеприводной «малышке» Toyota Starlet, Прийт Гуляев еще на одном «солнечном» Ниссане и Райго Вилбикс на вазовской «восьмерке». Тем не менее благодаря победе на зимнем ралли Алуксне мы с Климом сохранили лидерство в чемпионате Эстонии. Но преследователи уже совсем близко — и все может круто измениться уже на следующем этапе, июньском ралли Laane Eesti.

К гонке в Западной Эстонии, где дороги и поплотнее, и побыстрее, Жигулям предстоит «операция» по замене главной пары в заднем мосту. Причем в курортном городке Хаапсалу нас будут ждать не только привычные соперники, но и финн Паси Тиайнен на заднеприводном купе Toyota Starlet, который в прошлом году стал обладателем Кубка Суоми в своем классе. А это значит, что в ЕMV9 будет еще интереснее!

Ралли Харью
Таллин (Эстония), 26—27 мая
Чемпионат Эстонии, 2-й этап
Стартовал 71 экипаж, классифицировано 47
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Г.Гросс/Р.Мыльдер Эстония Ford Fiesta RS WRC 51.34,3
2 С.Планги/О.Суудер Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +33,5
3 К.Койтла/А.Отс Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +35,3
4 А.Айгро/К.Кяртманн Эстония Mitsubishi Lancer Evo VI +3.05,3
5 А.Сакс/Р.Маасик Эстония Mitsubishi Lancer Evo VII +4.12,0
6 Д.Феофанов/Н.Кокинс Россия Mitsubishi Lancer Evo IX +4.18,2
7 К.Суби/Р.Суби Эстония Honda Civic Type-R +4.18,9
8 К.Торн/К.Сикк Эстония Ford Fiesta R2T +4.22,9
9 О.Ояперв/Я.Талве Эстония Ford Fiesta R2 +4.52,5
10 С.Вилло/Я.Вилло Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +4.59,8
       
15 Д.Никончук/Е.Никончук Россия BMW M3 +6.05,2
22 В.Кузнецов/Р.Капустин Россия Mitsubishi Lancer Evo VIII +8.53,6
24 А.Семенов/С.Якименко Россия Mitsubishi Lancer Evo X +9.14,0
31 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +12.42,7

Рекомендованные статьи