3:2 — в пользу Жигулей, или Как выиграть столичное Rally Masters Show
Когда-то в России было немало асфальтовых ралли. Краснодарский край, Ленинградская область, Подмосковье — во всех этих регионах проводили крупные соревнования на твердом покрытии. Но сегодня асфальтовая гонка осталась только одна — зато самая крутая! Речь, конечно, о столичном Rally Masters Show, которое состоялось в Крылатском уже в седьмой раз. И которое я, что называется, прочувствовал на собственной шкуре — выступая штурманом на Жигулях Клима Байкова.
«Исторический» зачет на Rally Masters Show стал в этом году самым мощным: в нем стартовало 25 экипажей из восьми стран!
Именно Rally Masters Show, а не этапы чемпионата или Кубка России (при всем к ним уважении) можно считать сегодня раллийным событием номер один в жизни страны. Как по составу участников (о нем я уже рассказывал), так и по совершенно особой праздничной атмосфере. К тому же гонка в Крылатском — единственное ралли в России, которое можно с комфортом смотреть всей семьей в центре цивилизации, а не где-нибудь в глухих лесах. Так что в сервисном парке на берегу Гребного канала традиционно многолюдно, да и «трехмерную» Олимпийскую велодорогу на Крылатских холмах, где разворачивается основное спортивное действо, по привычке осаждают толпы фанатов.
Правда, в этот раз и участникам, и болельщикам пришлось ждать дольше обычного. Старт первого спецучастка был запланирован на полдень, однако де-факто состоялся только через три часа! Головотяпство организаторов? Отнюдь! Команда Тимура Кафарова при поддержке Правительства Москвы вновь сделала все возможное, чтобы Rally Masters Show прошло на высочайшем уровне. Однако с российской армией не поспоришь — а именно ей внезапно потребовалась Крылатская улица для перегона военной техники после репетиции Парада Победы. В результате дорогу, входящую в маршрут ралли, закрыли на несколько часов, хотя проезд тягачей с разномастными изделиями отечественной оборонки на прицепах занял от силы десять минут…
За три часа изменилось многое: солнце окончательно скрылось за тучами и зарядил нудный дождь. Пришлось срочно переобуваться: асфальтовые слики на машинах уступили место «дождевой» резине. Так мы с Климом и не опробовали в деле широченные «катки» Toyo R888, купленные специально к этой гонке, — их место на Жигулях заняли более скромные 16-дюймовые покрышки Toyo R1R. Но, может быть, оно и к лучшему? Ведь именно в дождь нам удалось опередить немало соперников, в том числе и на полном приводе!
Справедливости ради отмечу, что полноприводный пелотон (читай — разномастные Subaru и Mitsubishi) в этот раз был пусть и многочисленным, но далеко не самым сильным по составу. В Крылатское по разным причинам не приехали ни лидеры нынешнего чемпионата России, ни предыдущие триумфаторы Rally Masters Show Алексей Лукьянюк и Николай Грязин, ни сильные гости из Прибалтики. Не задалась езда в этот дождливый день и у наших ветеранов — Дмитрия Зорина, Тимофея Воробьева и Дмитрия Королева. И в результате, знаете, куда уехал главный приз столичных соревнований? В Алма-Ату! Вместе с самым молодым чемпионом Казахстана по ралли Петром Бородиным, который на мокром покрытии блестяще воспользовался проблемами российской «сборной».
За спиной у Бородина пикировались два обладателя раритетных купе Audi Quattro, Евгений Новиков и Иварс Велме. Но обоих дуэлянтов, увы, подкосил второй проход по велодороге: москвич сошел из-за поломки коробки передач, а гость из Латвии пробил колесо, потеряв из-за этого почти три минуты и место на подиуме. В результате на вторую и третью ступени «абсолютного» пьедестала поднялись еще два субариста — москвич Александр Васильев, ставший попутно лучшим в «серийном» полноприводном зачете N4, и Иван Лавриненко из Владимира. Интересно, думали ли они перед стартом, что смогут финишировать в Rally Masters Show так высоко?
Но на этом успехи владельцев иномарок и закончились: во всех трех остальных классах отличились пилоты отечественных Жигулей! Круче всех на мокрой трассе смотрелся наш давний соперник по гонкам в Прибалтике Довилас Чутеле. После проблем у пилотов Audi литовец на своем ВАЗ-2105 шел третьим в «абсолюте»! Однако темпа Довиласа не выдержал двухлитровый «классический» мотор: на финиш последнего спецучастка Жигули Чутеле прикатили с дымом и дырой в блоке цилиндров! И все же гоночное счастье оказалось на стороне нашего литовского друга: «пятерка» доехала-таки до сервисного парка и «умерла» уже там. Подтвердив тем самым знаменитые слова Фердинанда Порше о том, что лучший гоночный автомобиль должен разваливаться сразу после финиша.
Бак пробит, хвост горит, но машина летит! Довилас Чутеле на финальном спецучастке
Ну а Довилас Чутеле и его новый штурман Юстас Барысас стали лучшими на Rally Masters Show дважды — как в двухлитровом классе, так и в общем зачете для исторических автомобилей. Эстонцам Лембиту Сое и Калле Аху, выступавшим на быстрой заднеприводной трехдверке Toyota Starlet, все же не хватило пятнадцати секунд, чтобы оттеснить литовский дуэт с их «трехцилиндровым» мотором с высшей строчки.
А что же мы с Климом? Секвентальная шестиступенчатая коробка передач (спасибо, коллеги из Словакии!), электроусилитель руля и адаптированная для асфальта подвеска буквально преобразили наши Жигули. А главное — машина ощутимо прибавила в динамике! Так что поехали мы куда быстрее: наше время на мокрой трассе оказалось лишь чуть хуже, чем прошлогодний результат «по-сухому». Дождь, конечно, только добавил остроты ощущениям — Клим не даст соврать. Ну а чтоб нам жизнь на велодороге медом не казалась, судьи выпустили прямо перед Жигулями на «карусельную» гонку Ford Escort Mk1 британца Эндрю Холланда!
Клим Байков против Эндрю Холланда
Тем не менее на первом проходе велодороги, с одним разворотом, обгоном и гонкой преследования за Холландом мы показали 11-е время из четырех десятков экипажей! Видеоотчет о проделанной работе — перед вами.
После первой секции мы неожиданно обнаружили себя на первой строчке в 1600-кубовом зачете. Но чем же занимались наши главные конкуренты? Финн Паси Тиайнен, увы, зачехлил ракетку уже после тестового участка: на его Тойоте Starlet вышел из строя двигатель. Прошлогодний победитель Rally Masters Show Янар Тянак (двоюродный брат Отта, выступающего в WRC) мучился из-за запотевавших стекол на его супер-Жигулях и в итоге закончил гонку на обочине. Ну а еще один наш старый знакомый по чемпионату Эстонии, Райнер Меус, проехал по закольцованной части велодороги два круга вместо трех — и, получив за это худший результат в классе, тоже выпал из борьбы за призы. Хотя по чистым временам Райнер на своих Жигулях был быстрее нас!
Янар Тянак и Янно Ыунпуу оказались в дождь не в своей тарелке
Тем не менее расслабляться было нельзя: в каких-то десяти секундах позади маячили привычные к асфальту венгры Габор и Александра Кирали на «классических» Жигулях и эстонцы Алари Силласте и Арво Лииман на серьезно доработанном Москвиче. Таким соперникам палец в рот не клади: мигом откусят всю руку! Поэтому упирались мы с Климом на велодороге до конца — и выдохнули только после того, как увидели результаты конкурентов. Ура! Есть первая победа на Rally Masters Show! И третье место в общем зачете для «исторических» машин!
«Исторический» пьедестал почета. В центре — литовцы Довилас Чутеле и Юстас Барысас, слева — эстонцы Лембит Сое и Калле Аху, справа — Клим Байков и ваш покорный слуга
На последнем допе Силласте все-таки «додавил» Кирали, опередив венгра по итогам гонки на мизерные 0,3 секунды. И хотя до нас Алари не дотянулся, результаты в классе Р10 оказались самыми плотными: первую тройку разделили всего 16 секунд. Вот это, я понимаю, борьба!
Надеюсь, что такой же яркой получится она и на этапах чемпионата Эстонии, где мы с Климом будем стартовать в летнем сезоне. Rally Masters Show показало, что обновленные Жигули к новым сражениям на трассах в Прибалтике полностью готовы. Дело теперь — только за нами!
7-е традиционное Rally Masters Show
Москва, 22 апреля
Стартовало 44 экипажа, финишировало 34
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | П.Бородин/В.Лемехов | Казахстан | Subaru Impreza N12 | Абс. | 22.08,9 |
2 | А.Васильев/С.Дроздова | Россия | Subaru Impreza N14 | N4 | +1.03,6 |
3 | И.Лавриненко/В.Шаталов | Россия | Subaru Impreza | N4 | +2.08,3 |
4 | Д.Громов/С.Герасименко | Россия | Subaru Impreza N14 | N4 | +2.13,7 |
5 | Д.Чутеле/Ю.Барысас | Литва | ВАЗ-2105 | Р11 | +2.16,8 |
6 | Т.Воробьев/Д.Сапегин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VII | N4 | +2.30,6 |
7 | Л.Сое/К.Аху | Эстония | Toyota Starlet | Р11 | +2.31,0 |
8 | А.Русанов/А.Селиванов | Россия | Subaru Impreza | N4 | +2.34,0 |
9 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | Р10 | +2.41,0 |
10 | А.Савенко/А.Кузьмин | Россия | Subaru Impreza N12 | N4 | +2.47,0 |
11 | А.Силласте/А.Лииман | Эстония | АЗЛК-2140 | Р10 | +2.56,3 |
12 | Г.Кирали/А.Кирали-Молнар | Венгрия | ВАЗ-2105 | Р10 | +2.56,6 |
13 | С.Пиджаков/Е.Кузнецова | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | Абс. | +3.09,2 |
14 | И.Велме/А.Велме | Латвия | Audi Quattro A2 | Р12 | +3.13,5 |
15 | Р.Беляев/Н.Гончарова | Россия | ВАЗ-21107 | Р12 | +3.16,0 |