Что общего между Сольбергом, Рованперой и Жигулями? Все они отличились на латвийском ралли Алуксне!
Маленький латвийский городок Алуксне, затерянный в лесах на северо-востоке страны, уже давно привлекает внимание туристов. Ведь тут есть и живописное озеро с островами, и развалины древнего ливонского замка Мариенбург, и усадьба священника Эрнста Глюка, в семье которого воспитывалась будущая российская императрица Екатерина I, и коллекция светящихся минералов, и единственная в Прибалтике пассажирская узкоколейка, по которой дважды в день отправляется поезд в соседний райцентр Гулбене. А еще Алуксне считается латвийским полюсом холода — зимы здесь самые снежные, а весна приходит в среднем на две недели позже, чем в столицу страны, Ригу.
Шесть лет назад ко всем этим достопримечательностям добавилась еще одна — ралли Алуксне. Благо, что дороги здесь почти такие же закрученные, как в соседней Южной Эстонии, а их количество позволяет менять трассу год от года, не выезжая за пределы одного района. В последние годы январская гонка традиционно открывала зимний сезон в Прибалтике, а в 2017-м она доросла до статусов чемпионата Латвии и Эстонии. Как раз последний и позволил мне впервые поучаствовать в ралли Алуксне в качестве штурмана — ведь в этом сезоне мы с вятичем Климом Байковым на неизменных Жигулях продолжаем борьбу за призы в эстонском первенстве.
Всего в Алуксне стартовало 83 дуэта из девяти стран. На фото — поляк Миколай Кемпа догоняет перевернувшегося перед ним литовца Нериюса Малашевичуса
Впрочем, за межсезонье кое-что в нашей «пятерке» все же изменилось: на декабрьском ралли Вятка мы уже опробовали новый широкий задний мост от Volvo 740 и капитально переработанную подвеску. Ну а в Алуксне настал черед для следующих улучшений: Жигули впервые щеголяли на старте 16-дюймовыми колесами вместо привычных «пятнашек». Да и сами шины с 4,5-миллиметровыми шипами изрядно помолодели — на замену покрышкам Pirelli 15-летней давности с ассиметричным рисунком протектора Клим приобрел достаточно свежую «елку», на которой обычно гоняют полноприводные машины.
Уже на предстартовых тестах стало понятно, что прогресс в области гоночных шин не стоит на месте: наша «пятерка» ощутимо прибавила в динамике! Исчезла пробуксовка на первых передачах, да и тормозить по прямой Жигули стали увереннее — так что осаживать машину перед поворотами можно было позже привычного. Впрочем, никакого секрета здесь нет: «елка» традиционно лучше работает в продольном направлении, чем «ассиметрия». Однако в поворотах новые шины сделали реакции машины резче и острее. О плавных скольжениях пришлось тут же забыть, а Климу потребовалось корректировать стиль пилотирования: «елка» совершенно не приемлет спокойной езды, и чтобы она работала в виражах по-настоящему, надо дубасить!
В первый день гонки задачу всем участникам осложнил мощный снегопад: из-за плохой видимости произошло немало аварий. Но экипаж многократного чемпиона Латвии Яниса Воробьевса сойдет позже — и не из-за ошибки, а из-за поломки трансмиссии
Дубасить мы с Байковым только рады. Но, увы, соревноваться в Алуксне в 1600-кубовом национальном зачете ЕMV9 нам, по большому счету, было не с кем. Эстонец Вайдо Тали на Жигулях проигрывал нам целую вечность, победитель латвийских ралли-спринтов Каспарс Колс быстро сошел из-за проблем с двигателем на его хэтчбеке Volkswagen Golf. А других оппонентов в Алуксне у нас просто не было! Эстонские братья Стевен и Якко Вилло, с которыми мы в прошлом году до последнего сражались за серебро чемпионата, пересели с заднеприводной Тойоты на полноприводную Mitsubishi. Алари Силласте устал бороться на Москвиче с Жигулями и, построив 1700-кубовый мотор, перешел в двухлитровый класс, где конкуренция по ходу сезона ожидается пониже. Реактивный Янар Тянак с острова Сааремаа затеял глобальную ревизию подвески и к латвийской гонке не успел ее закончить. Ну а остальные наши вчерашние эстонские конкуренты в Алуксне просто не приехали: далеко и дорого! Далеко в данном случае — это триста с небольшим километров от Таллина, а дорого — необходимость потратить тысячу евро на комплект зимних шин…
И все же в Алуксне мы попали в приятную компанию — ведь когда еще погоняешь на Жигулях в одном пелотоне с такими гонщиками, как Сольберг и Рованпера! Не с великими Петтером и Харри, конечно (хотя они тоже были тут), а с их сыновьями Оливером и Калле, которым также прочат звездное раллийное будущее. Что же привлекло их в Алуксне? Все очень просто: в маленькой Латвии сегодня созданы отличные условия для воспитания юных гоночных талантов. Если в большинстве европейских стран за руль раллийного снаряда можно сесть только после получения водительских прав (то есть в 18 лет), то тут к старту допускаются и более юные спортсмены. Сначала они практикуются в соревнованиях по ралли-спринту, а начиная с 15 лет, выходят и на трассы «больших» ралли — в сопровождении опытных штурманов, конечно.
Дуэт москвича Дмитрия Феофанова и рижанина Нормундса Кокинса выиграл первый этап чемпионата Эстонии в «серийной» полноприводной группе N4
Этот путь уже прошел Калле Рованпера, дебютировавший в латвийских гонках в 12-летнем возрасте, а спустя четыре года ставший чемпионом Латвии по ралли в абсолютном зачете. Ну а у 15-летнего Оскара Сольберга, который до прошлого года успешно гонял на карт-кроссе, все еще впереди — ралли Алуксне стало для норвежца первым стартом в раллийной дисциплине. И Петтер Сольберг уже может гордиться за сына: выступая на Peugeot 208 R2, тот стал вторым в зачете 2WD Open чемпионата Латвии по ралли-спринту! Впереди — только хозяин трассы Данс Лещс на куда более мощном BMW 325i, а на третьей ступени пьедестала в этом зачете расположился еще один норвежский юниор, Якоб Лисенг на фордовской Фиесте.
Раллийный дебют для Оскара Сольберга сложился как нельзя лучше
Ну а Калле Рованпера уже давно не робкий дебютант, а записной фаворит любой гонки в Прибалтике. В Алуксне 16-летний финн, выступавший на хэтчбеке Skoda Fabia R5, с легкостью подтвердил правильность выдачи ему стартового номера «1» — гонщик из Суоми оказался быстрейшим на всех десяти спецучастках. Справедливости ради отмечу, что в Латвию не прибыли привычные фавориты чемпионата Эстонии, да и хозяева трассы выступали далеко не сильнейшим составом. В итоге полноприводный пелотон смотрелся непривычно бледно, а на четвертом месте в «абсолюте» финишировал латыш Мартиньш Сескс на скромном 1600-кубовом Peugeot 208 R2!
Второе место в общем зачете и первое в классификации чемпионата Эстонии заработал еще один обладатель турбохэтчбека Skoda Fabia R5, Николай Грязин. Однако 19-летний москвич был ничуть не расстроен поражением от Рованперы — ведь эту гонку команда SRT рассматривала как тренировочную перед грядущими стартами в чемпионате Европы. К слову, у Грязина этой зимой будет еще несколько таких «боевых» тренировок — в том числе в Норвегии и Финляндии.
Николай Грязин и Ярослав Федоров
Ну а что же мы с Климом? Наш экипаж просто получал удовольствие от классной гонки, попутно проверяя новшества в езде и стенограмме. А заодно мы прихватили из Алуксне тридцать очков в зачет чемпионата Эстонии: 25 баллов за победу в классе и еще пять — за первое время на финальном спецучастке Power Stage (на видео внизу). Так что теперь наш экипаж будет возглавлять протокол соседского первенства, как минимум, до конца мая — когда в окрестностях Таллина пройдет его второй этап, ралли Харью.
Ралли Алуксне
Чемпионат Латвии, 1-й этап
Чемпионат Эстонии, 1-й этап
Алуксне (Латвия), 13-14 января
Стартовало 52 экипажа, классифицирован 41
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К.Рованпера/Р.Пиетилайнен | Финляндия | Skoda Fabia R5 | 49.56,48 |
2 | Н.Грязин/Я.Федоров | Россия | Skoda Fabia R5 | +1.38,03 |
3 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +3.12,28 |
4 | М.Сескс/А.Малниекс | Латвия | Peugeot 208 R2 | +3.51,45 |
5 | Р.Сирмацис/А.Штраусс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +3.55,37 |
6 | Э.Бергманис/Э.Гринс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +4.36,67 |
7 | Г.Лиелкайис/И.Грошус | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +4.37,01 |
8 | Р.Балдиньш/И.Сакне | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +4.42,66 |
9 | Г.Вецвагарс/А.Жейбе | Латвия | Mitsubishi Mirage RS Proto | +4.47,54 |
10 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +4.47,61 |
… | ||||
14 | Д.Феофанов/Н.Кокинc | Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +6.07,26 |
24 | П.Туркин/В.Миркотан | Россия | Citroen DS3 R3T | +9.02,04 |
28 | С.Угер/М.Угер | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +9.41,73 |
33 | А.Кудрявцев/В.Корся | Россия | Peugeot 208 R2 | +11.35,29 |
34 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +11.37,91 |
35 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +12.58,28 |