Как не упасть с эстонских гор? Андрей Клещев проехал самое крутое ралли в Прибалтике
Ровно два года назад я проехал свое первую гонку в Прибалтике — литовское ралли 300 озер, штурманом в экипаже с кировчанином Климом Байковым. С тех пор за нашими плечами — уже больше десятка стартов на неизменных Жигулях с 16-клапанным 180-сильным двигателем. Было у нас и несколько призовых мест, и несколько сходов — куда ж в автоспорте без этого. И только выбирать между двумя гонками пришлось впервые: во вторые выходные августа мы могли снова поехать в Литву, на хорошо знакомое классное ралли 300 озер, или наведаться в Эстонию на неизведанные дороги ралли Lõuna Eesti. «Если вам нужен антураж, вертолеты и красивые девочки, езжайте в Зарасай» — безапелляционно заявил наш добрый латвийский знакомый, знающий о гонках в Прибалтике все. — А если хотите узнать, чего вы стоите как спортсмены — то в Выру!». Впрочем, мы и без того не долго раздумывали — ведь наш экипаж полноценно участвует в чемпионате Эстонии, и на прошлой гонке мы вышли на третью строчку в 1600-кубовом классе Е9. Да и когда еще представится возможность промчать по трехмерным спецучасткам южной Эстонии, которые считались лучшими в стране еще при Советском Союзе?
Трамплины и трехмерные повороты — основные прелести трассы ралли Южная Эстония
Местность южнее городка Выру, которая простирается до латвийской и российской границ — очень живописная и холмистая. Здесь расположена самая высокая точка Прибалтики, гора Суур-Мунамяги (высотой аж 318 метров!), а естественные складки рельефа позволили проложить дороги так замысловато, что даже некоторые финские строители раллийных трасс могут позавидовать. Что ни поворот, так через перегиб местности! При этом роскошных гравиек тут — десятки, а поворотов на них — тысячи. Можно вслепую ткнуть пальцем в любую точку на карте южной Эстонии — не сомневайтесь, попадете в роскошный спецучасток. Так что участники июльского этапа чемпионата Европы, который проходил севернее, на самом деле так и не увидели лучших дорог Прибалтики. Да, допы в районе Тарту и Отепя тоже трехмерные, но они все же куда быстрее, чем спецучастки в регионе Вырумаа.
Вход для зрителей на спецучастки платный: один доп — четыре евро, единый билет на все — восемь. Но недостатка в болельщиках нет — в Эстонии очень любят ралли
А вот мы — увидели. И весьма озадачились после ознакомления с трассой, которую организаторы из-за ее сложности разрешили всем проехать не два раза, как обычно, а трижды. Как правильно прописать заходы на все эти трамплины до поворотов, в поворотах и после поворотов? Как потом быстро и без ошибок проехать по предельно плотной стенограмме? Да что там проехать — как просто не упасть с этих эстонских горок? В общем, перед стартом мы с Климом были крепко озадачены — ведь по таким сложным дорогам нам ездить еще не приходилось…
Мимо скольких природных красот караван участников проезжал в южной Эстонии — не сосчитать!
А вот наши привычные соперники были хорошо знакомы с местными хитростями. Ведь летнее ралли Lõuna Eesti (или Южная Эстония) проводилось уже в 14-й раз, да и зимой спецучастки в Выру используются в соревнованиях регулярно. Примечательно, что самую первую гонку под этим названием в 1991 году выиграл легендарный российский экипаж Николая и Игоря Больших на BMW M3. С той поры на Lõuna Eesti побеждали только эстонцы, а летнее ралли в Выру не раз становилась тренировочным полигоном для европейских команд в преддверии финского этапа чемпионата мира. Например, в 2008-м здесь стартовали «придворные» коллективы Ситроена и Suzuki, а всего в той гонке принимало участие 123 экипажа!
Нынче в Выру все скромнее. Экономическая ситуация (как для гонщиков, так и для организаторов) оставляет желать лучшего, и потому устроитель ралли Южная Эстония Габриэль Муурсепп, сам в прошлом штурман, сделал упор на спортивную часть. Минимум пафоса и рекламы, скромное открытие соревнований в тихом уголке Выру, не менее скромный финиш там же — в общем, действительно, никаких вертолетов и девочек. Зато адреналина на спецучастках — выше крыши! И потому я совсем не понимаю российских раллистов из Питера и Пскова — до Выру даже от Москвы меньше 800 километров. Так почему же так мало наших спортсменов пользуется возможностью погонять на таких классных дорогах?
На юге Эстонии все пропитано гоночным духом, и даже на хуторах можно встретить кучу спортивной техники — начиная от раллийных болидов и заканчивая кроссовыми грузовиками. Однако на старт в Выру вышло всего 54 экипажа, что по прибалтийским меркам совсем немного. Зато стартовый номер «1» получил главный герой эстонского раллийного эпоса, Маркко Мяртин. Победитель пяти этапов чемпионата мира впервые вывел свой Ford Focus RS WRC’03 на трассы после выступления на московском Rally Masters Show в 2014-м. Но нужный ритм главному фавориту, впервые выигравшему в Выру еще в 1997 году, удалось найти далеко не сразу: поначалу Мяртина сумел опередить лидер нынешнего чемпионата Эстонии Эгон Каур, выступавший на «серийной» Mitsubishi!
«И звезда с звездою говорит…». Маркко Мяртин (справа) и Эгон Каур
И только во второй день все в гонке встало на свои места — 40-летний Маркко точно «попал» в покрышки как посуху, так и под дождем, и вновь обрел уверенность в своих силах. Как результат — восемь выигранных подряд допов и уверенная победа в гонке. «В большинстве своем спецучастки были мне знакомы, однако тут все же был доп, который я никогда до этого не ездил», — заметил Мяртин после финиша. — А главным сюрпризом стало то, что я уже подзабыл, что дороги в Вырумаа достаточно сложные и прямых отрезков здесь практически нет!»
Что верно, то верно – прямиков длиной больше двухсот метров и в нашей с Климом стенограмме было не больше десятка. Зато получилась она, быть может, и не быстрой, зато безопасной — стремных моментов в гонке у нас практически не было. Да и Жигули в этот раз отработали, как часы — за исключением небольших проблем с датчиком коленвала на одном из допов, и рассказать-то не о чем. А еще мой пилот остался весьма доволен новой «короткой» рулевой рейкой от Фольксвагена. Да, она потребовала времени на привыкание из-за своей «остроты», зато позволила избежать в сложных местах руления с перехватом, чего невозможно было представить со старым механизмом от ижевской Оды.
В Выру наши Жигули выглядели, как новенькие. А ведь всего за две недели до этого, проверяя новые технические решения, Клим «крышанулся» на домашней гонке в Кирове!
А вот у наших соперников по 1600-кубовому классу проблем было — хоть отбавляй! Главный фаворит, 17-летний Карл-Мартин Вольвер, в оба дня сходил из-за технических проблем со своей «навороченной» Ладой Калиной. Другой молодой эстонец, Янар Тянак (двоюродный брат Отта, выступающего в WRC), провалил уже третью гонку подряд из-за неполадок в топливной системе своей мощнейшей «пятерки» с секвентальной коробкой передач. Победителя предыдущего этапа в классе Е9, Тимму Кырге, подвело сцепление его Жигулей. Ну а чемпион Эстонии 2014 года Райнер Меус и вовсе, похоже, завершил сезон в Выру — не попав в финишный поворот на первом утреннем допе в субботу, он разбил свою «пятерку» под списание…
К слову, это коварное место на СУ5 (невидимый и «закручивающийся» левый поворот сразу после финишного створа) стало камнем преткновения сразу для трех пилотов, включая ветерана Лембита Сое на заднеприводном купе Toyota Starlet. Да и вообще, такого «сталинграда», как в Выру, мне не доводилось встречать доселе ни на одной из эстонских гонок: по самым скромным подсчетам, здесь было разбито не меньше десятка машин! Включая, увы, и Mitsubishi Lancer Evo IX одного из лидеров национального чемпионата, Райнера Ауса – единственного, кто мог бы помешать Эгону Кауру победить в «серийном» полноприводном классе.
Поляна разбитых надежд на СУ5: тут закончили гонку эстонцы Лембит Сое (Toyota Starlet), Райнер Меус (ВАЗ-2105) и Пеетер Кайбальд (BMW M3)
Ну а в нашем зачете Е9, который, к слову оказался самым многочисленным на этой гонке, из 12 машин уцелело лишь шесть. Мы с Байковым финишировали третьими, пропустив вперед экипажи прошлогоднего чемпиона Герта-Каупо Кяхра на Хонде Civic и Стевена Виило на заднеприводной Тойоте Starlet. Кто позади? Знакомые все лица — Алари Силласте, обладатель единственного в Прибалтике раллийного Москвича, Лаури Пеегель на Сивике и Таури Пихлас на Старлете, но уже переднеприводном. Поразительный набор техники для одного класса, не находите?
Собственно, из-за этого нам и нравятся здешние гонки — шансы на призы в 1600-кубовом зачете есть не только у владельцев переднеприводной техники, но и у таких же, как мы, «жигулистов». Ну а после ралли в Выру наш кировско-московский экипаж полюбил Эстонию еще больше — пройдя испытание самой крутой трассой в Прибалтике, мы, надеюсь, стали сильнее, как спортсмены. Кто бывал здесь, тот поймет.
А еще мы поднялись с третьего на второе место в зачете Е9 чемпионата Эстонии. Удастся ли удержать эту позицию на следующем этапе, ралли Таллин? Узнаем уже совсем скоро — до «столичной» гонки остаются считанные дни.
Ралли Lõuna Eesti
Выру (Эстония), 12-13 августа
Чемпионат Эстонии, 4-й этап
Стартовало 54 экипажа, классифицировано 33
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | М.Мяртин/К.Крааг | Эстония | Ford Focus WRC | 1:01.21,9 |
2 | Э.Каур/С.Симм | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +1.04,7 |
3 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +5.05,9 |
4 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +5.12,3 |
5 | М.Ниинемяэ/М.Вальтер | Эстония | Peugeot 208 R2 | +5.23,2 |
6 | Г.Крууда/К.Ярвеойя | Эстония | Ford Fiesta R2 | +5.59,1 |
7 | К.Торн/Р.Месила | Эстония | Ford Fiesta R2 | +6.02,2 |
8 | М.Рингенберг/А.Хейна | Эстония | BMW M3 | +6.10,8 |
9 | М.Ванаселья/Я.Хыбемяги | Эстония | BMW M3 | +6.43,5 |
10 | М.Юримяэ/Р.Рохметс | Эстония | BMW M3 | +6.46,9 |
… | ||||
20 | А.Кудрявцев/С.Ларенс | Россия | Peugeot 208 R2 | +10.23,1 |
23 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +11.11,2 |
26 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +13.23,5 |