Ралли Вятка и другие: каким получилось начало зимнего гоночного сезона в российских регионах?
С кировским ралли Вятка я знаком уже — мама дорогая! — двадцать лет. Началось все еще с «кандидатских» соревнований в 1996-м, когда эта гонка была возрождена после долгого перерыва. Те состязания собрали на старте всего шесть экипажей, но стали-таки пропуском для декабрьской гонки в программу Кубка России. Не стерлась в памяти и победа 15-летнего Евгения Новикова на Вятке 2005 года — первая в череде будущих успехов юного москвича. И провальная следующая гонка, приведшая к исключению кировских соревнований из кубковой серии. И, наконец, ренессанс ралли Вятка с новыми организаторами, который случился уже в нынешнем десятилетии.
По доброй традиции, ралли Вятка стартует в самом центре Кирова — на Театральной площади
Однако на всех этих кировских соревнованиях я бывал только в роли стороннего наблюдателя — судьи или журналиста. И только в декабре 2016-го мне впервые выпала возможность прочувствовать Вятку «изнутри» — из правого кресла раллийных Жигулей Клима Байкова, с которым мы в этом сезоне стали бронзовыми призерами чемпионата Эстонии.
В этом году соревнования начались с ночного спецучастка Лесная сказка. На фото — кировский экипаж Игоря Татаринова и Андрея Смертина на полноприводном Кольте
Как ни странно, но для Клима, который живет в Кирове, это тоже был дебют на домашней гонке! Да, он пару раз ездил ее штурманом, но в роли пилота выступал впервые. А поехали мы Вятку для того, чтобы получше подготовиться к январскому ралли Алуксне, которое откроет новый сезон в чемпионате Эстонии. Ведь за прошедшие пару месяцев Клим внедрил в свою «пятерку» широкий задний мост от Volvo 740, а заодно перелопатил всю подвеску — и свежие технические решения (подробнее о них можно почитать здесь) нужно было проверить в «боевом» режиме.
Трасса Вятки образца 2016 года подошла для этого как нельзя лучше — ибо оказалась она весьма разноплановой. Были тут и километровые прямики (на них мы измерили «максималку» наших Жигулей на зимних колесах — всего-навсего 160 км/ч), и быстрые виражи на классическом кировском спецучастке Сидоровка, и узкие лесные тропы с трамплинами, и полевые дороги с разнокалиберными поворотами. В общем, гоняй — не хочу! И хотя некоторым участникам трасса показалась излишне неровной, у нас на сей счет никаких вопросов не было: новая подвеска отработала гонку без нареканий и добавила Жигулям стабильности при прохождении поворотов. В общем, мы с Климом получили от ралли в Кирове массу положительных эмоций. А заодно, немного неожиданно для самих себя — и призы за первое место в зачете 2000Н!
В классе 2000Н гонку закончили пять из девяти стартовавших экипажей. На фото — бронзовые призеры в нашем зачете, уральцы Андрей Сапегин и Дмитрий Петухов
Видно, не зря все-таки прошел для нас сезон в чемпионате Эстонии — те соперники, которым мы год назад проигрывали на пермском ралли Барда, теперь сами оказались позади. Первый день в двухлитровом классе, в который наши 1600-кубовые Жигули попали из-за нестандартной подвески и широкой колеи, мы закончили вторыми. Впереди — только куда более мощный Renault Clio свежеиспеченного обладателя Кубка России Данила Якушева. Однако наутро пермяк сошел из-за проблем с мотором — и первое место в классе 2000Н мы уже не отдали никому. Да и в тройку лучших в условном «моноприводе» Жигули могли пробиться — если бы не пара наших собственных ошибок и разворот на предпоследнем допе, где мы потеряли пару десятков секунд. Ну да не беда — ведь никаких турнирных задач в Кубке России у нас нет, зато теперь есть первая победа за все время совместных выступлений!
Последний раз Клим побеждал больше пяти лет назад — в «клубном» зачете на ралли Южный Урал 2011 года
А еще мы порадовались за наших «классических» коллег, Павла Девятых и Ирину Шульц, выступавших на вазовской «шестерке». Несмотря на то, что это был первый старт для экипажа на незнакомой гонке и в таком составе, уральцы стали четвертыми в классе 1600Н. Впереди — только быстрые екатеринбуржцы Сергей Анисимов с Александром Дуденковым и владимирский ветеран Алексей Клюев, с третьей попытки сумевший закончить кировскую гонку не на крыше, а на подиуме
Ну и, наконец, об «абсолюте». На Вятке стартовали все трио победителей этой гонки последних лет. Однако москвич Александр Васильев сумел проехать по трассе всего пару километров — и в первый, и во второй день его Subaru Impreza быстро оказывалась в сугробах. А после того, как на Mitsubishi петербуржца Александра Осипова один за другим вышли из строя сразу два привода, соперников у пермяка Григория Трегубова и вовсе не осталось. В итоге, несмотря на долгие беседы с кировскими гаишниками, почему-то ополчившимися именно на его Импрезу (на заглавном фото), Григорий стал двукратным победителем ралли Вятка и догнал по этому показателю Евгения Новикова.
В одно время с кировскими соревнованиями зимний сезон стартовал и во многих других регионах страны. Например, в Туапсинском районе Краснодарского края при вполне себе снежном антураже прошло мини-ралли Гунайка, победителем которого вышел кубанский экипаж Дмитрия Нихаева и Андрея Босых на Mitsubishi. На дорогах Лахденпохского района Карелии состоялся учебно-тренировочный сбор для питерских раллистов. Ну а на подмосковной трассе Кранкино стартовал многоэтапный турнир STi-Club Winter Cup, о котором мы уже рассказывали.
Серебро на ралли Ивановский край принесло москвичу Евгению Чукову титул чемпиона Центрального федерального округа
А вот ралли Ивановский край, с формальной точки зрения, не открывало новый сезон, а ставило точку в сезоне предыдущем — гонка в городке Шуя стала финальным этапом чемпионата Центрального федерального округа. Победителем этих соревнований вышел владимирский дуэт Ивана Лавриненко и Владимира Шаталова на Subaru. При этом чемпионами ЦФО в абсолютном зачете стали гонщики из разных экипажей — москвич Евгений Чуков отличился в состязании пилотов, а ивановец Вячеслав Харисов стал лучшим среди штурманов.
Ралли Вятка
Кубок России, 1-й этап
Киров, 16-17 декбря
Стартовало 24 экипажа, классифицировано 16
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | Г.Трегубов/Е.Василенко | Пермь | Subaru Impreza | Абс. | 44.06,1 |
2 | А.Осипов/А.Андреев | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | Абс. | +1.23,9 |
3 | С.Мясников/А.Демешкин | Екатеринбург | Subaru Impreza | Абс. | +1.54,1 |
4 | С.Анисимов/О.Заварницын | Екатеринбург | ВАЗ-11193 | 1600Н | +4.00,9 |
5 | А.Дуденков/Р.Габдуллин | Екатеринбург | ВАЗ-21083 | 1600Н | +6.14,5 |
6 | А.Клюев/М.Карелин | Владимир | ВАЗ-21083 | 1600Н | +6.46,1 |
7 | К.Байков/А.Клещев | Киров | ВАЗ-2105 | 2000Н | +6.51,4 |
8 | П.Девятых/И.Шульц | Березовский | ВАЗ-2106 | 1600Н | +7.42,8 |
9 | И.Калинин/М.Зеленин | Пермь | Honda Civic | 2000Н | +8.33,7 |
10 | Е.Ротенберг/А.Кузьмин | Пермь | ВАЗ-21083 | 1600Н | +8.55,1 |
Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет):
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Григорий Трегубов | Пермь | Subaru Impreza | 60 | |
2 | Александр Осипов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 48 | |
3 | Сергей Мясников | Екатеринбург | Subaru Impreza | 40 | |
4 | Сергей Анисимов | Екатеринбург | ВАЗ-11193 | 34 | |
5 | Александр Дуденков | Екатеринбург | ВАЗ-21083 | 30 | |
6 | Алексей Клюев | Владимир | ВАЗ-21083 | 27 |