О кубковом ралли Барда – из правого кресла спортивного автомобиля
О ралли Барда, которое вот уже третий год проходит в Пермском крае, до этого я слышал от коллег-спортсменов только хорошие отзывы. И когда представилась возможность промчать эту кубковую гонку в роли штурмана, сомнений у меня не было – надо ехать! Благо, что и пилот был проверенный, кировчанин Клим Байков, и автомобиль у него интересный – заднеприводный ВАЗ-2105, на котором мы уже не раз выступали на гонках в Прибалтике. К новому сезону 180-сильный болид приобрел укороченную пару в заднем мосту и новую переднюю подвеску на оригинальных рычагах, позволившую увеличить колею и обуздать недостаточную поворачиваемость Жигулей. Для того, чтобы проверить свежие технические решения в «боевых» условиях перед стартами в чемпионате Эстонии, мы с Климом и отправились на ралли Барда.
И ничуть не пожалели об этом! Для тех, кто не знает: Барда – крупнейшее село Пермского края с населением около десяти тысяч жителей. Причем, подавляющее большинство из них – башкиры и татары, так что татарское «Яна ел белэн!» тут слышится куда чаще, чем русское «С новым годом!». По меркам российской глубинки, Барда – село вполне себе благополучное: тут действуют и несколько промышленных предприятий, и филиал Казанского университета, и детская школа искусств, и даже станция юных техников с секцией картинга. Ну а бардымский ипподром известен далеко за пределами Пермского края – в 2013 году на его территории принимали всероссийский сельский Сабантуй, а после этого каждое лето проводят музыкальный фестиваль.
Про то, что такое ралли, в Барде до 2014 года и слыхом не слыхивали. Однако пермские гонщики Валерий Слепов и Андрей Романченко, обнаружив в окрестностях райцентра несколько интересных дорог, заразили энтузиазмом местную администрацию – и за каких-то пару лет совместными усилиями превратили ралли Барда в один из самых ярких этапов Кубка России. Видели бы вы, сколько зрителей приветствовали гонщиков в центре села на открытии соревнований, сопровождавшемся праздничным салютом. А на следующий день радостные люди встречали нас по всей дистанции ралли! Особенно запомнились настоящие Дед Мороз со Снегурочкой, которые подбадривали проезжающие экипажи под транспарантом «Привет участникам соревнований!» Честно говоря, до этого столь теплое отношение со стороны местного населения мне доводилось встречать на ралли только за границей. Да и Клим на радостях чуть «бибикалку» не сжег, приветствуя многочисленных зрителей на перегонах.
Не подвела и спортивная сторона мероприятия – бардымская трасса оказалась очень интересной и разноплановой. Были тут и «закрученные» участки в поле, проложенные с помощью бульдозера, и быстрые естественные дорожки с «разгрузами» и трамплинами, и даже почти полный круг по ипподрому. Порадовала частая смена темпа, ширины дороги и покрытия: короче, для наших задач – в самый раз! И потому немного обидно, что удалось нам вкусить бардымских прелестей лишь наполовину – после двух 20-километровых спецучастков в передней балке Жигулей обнаружилась опасная трещина в месте крепления опоры двигателя, заварить которую за время сервиса не было никакой возможности… С другой стороны, ведь за тем мы с Климом и ехали в Барду, чтобы выявить слабые места в конструкции!
Хватало драм и у других экипажей. Взять хотя бы семейный дуэт пермяков Григория Трегубова и Елены Василенко, которые стартовали в ранге главных фаворитов. На первом же спецучастке на Subaru Трегубова расслоился протектор одного из задних колес, и уралец потерял из-за этого почти полминуты. И хотя уже на СУ2 Григорий сумел вернуть себе лидерство, праздник на его улице длился совсем недолго – в начале третьего допа ярко-желтая машина под стартовым номером «1» замерла на обочине со сломанной кулисой коробки передач.
Зато другой неудачник первого этапа Кубка России, Александр Рогозин, реабилитировался на все 100 процентов. Если на кировской Вятке Mitsubishi Lancer Evo VIII не довез своего хозяина даже до стартовой арки, то гонку в Пермском крае «проштрафившийся» автомобиль отработал, как часы – и Рогозин второй год подряд увез из Барды 60 очков за кубковую победу.
Второй на финишный подиум прибыла немного помятая Subaru Impreza Александра Васильева, представлявшего уральский Озерск. Победителю декабрьского ралли Вятка пришлось изрядно поволноваться накануне вечером – по дороге со стартового подиума его машину протаранил ВАЗ-2112 местного жителя, выезжавшего со второстепенной дороги! Однако стараниями механиков команды RRC-GT синяя Subaru была оперативно восстановлена – и Васильев благополучно закончил соревнования, сохранив за собой лидерство в кубковой серии.
После того, как на СУ2 из-за взорвавшегося двигателя и пожара под капотом Импрезы гонку покинул Иван Смельцов из Чебоксар, в пелотоне осталось всего два автомобиля с колесной формулой 4х4. Так что 40 очков за третье место в абсолютном зачете вновь, как и на Вятке, достались лучшему представителю «монопривода» – в Барде им стал екатеринбуржец Денис Ростилов, впервые стартовавший на хэтчбеке Citroen C2 R2. Правда, быстрые соперники по классу 2000Н, выступавшие на Калинах, максимально упростили уральцу задачу – Андрей Сапегин из Первоуральска сошел уже на первых километрах дистанции из-за отказа двигателя, пермяк Данил Якушев накрепко усадил свою машину в сугроб на СУ2, а ижевчанин Александр Гаврилов покинул гонку на финальном допе из-за отказа трансмиссии.
Окончательно тройка призеров в двухлитровом зачете сформировалась уже после финиша – после того, как представителя Удмуртии Константина Тарасова, показавшего второе время, исключили за слишком большое опоздание на пункт контроля времени (его ВАЗ-2108 «забастовал» на последнем перегоне). В результате компанию Ростилову на подиуме составили два пилота, потерявших по ходу гонки немало времени в снежном плену, – ижевчанин Руслан Валеев (Citroen C2 R2) и уже упоминавшийся Данил Якушев.
В классе 1600Н пермская гонка закончилась по вятскому сценарию: вторую победу в кубковом сезоне отпраздновал Андрей Иващенко из сибирского Сургута на «заряженной» Калине, а второе серебро прибрал к рукам пермяк Илья Калинин, выступавший на почти что стандартном ВАЗ-2113. И только обладатель третьего места в Барде оказался другим – после схода екатеринбуржца Александра Дуденкова, на «восьмерке» которого вышла из строя подвеска, бронзу прибрал к рукам еще один представитель Пермского края, Андрей Фадеев на Калине.
Следующим в календаре 17-этапного Кубка России значилось ралли Золотые купола в Ярославской области. Однако хозяева одного из карьеров, по которым проложены его спецучастки, увы, так и не дали «добро» на проведение этой гонки. Так что кубковый сериал продолжится в последние дни января на ралли Ураласбест в Свердловской области. Ну а за неделю до этого в городке с финским названием Лахденпохья стартует чемпионат России – его первым этапом, как и в прошлом сезоне, станет ралли Карелия.
Ралли Барда
Кубок России, 2-й этап
Барда (Пермский край), 9-10 января
Стартовало 20 экипажей, классифицировано 10
Абсолютный зачет:
Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время | |
---|---|---|---|---|---|
1 | А.Рогозин/Д.Тополев | Ижевск | Mitsubishi Lancer E8 | Абс. | 51.20,6 |
2 | А.Васильев/М.Гендельман | Озерск | Subaru Impreza | Абс. | +1.50,3 |
3 | Д.Ростилов/Е.Елисеев | Екатеринбург | Citroen C2 R2 | 2000Н | +3.25,4 |
4 | А.Иващенко/Л.Рыбалко | Сургут | ВАЗ-11193 | 1600Н | +4.31,2 |
5 | И.Калинин/А.Бардин | Пермь | ВАЗ-2113 | 1600Н | +6.32,2 |
6 | А.Фадеев/Н.Минц | Пермь | ВАЗ-11193 | 1600Н | +7.35,8 |
7 | В.Казаков/И.Максимов | Москва | ВАЗ-2192 | 1600Н | +8.23,5 |
8 | С.Лопатин/С.Казаков | Киров | ВАЗ-21083 | 1600Н | +14.13,4 |
9 | Р.Валеев/Ю.Комаров | Ижевск | Citroen C2 R2 | 2000Н | +17.27,1 |
10 | Д.Якушев/Д.Медведев | Пермь | ВАЗ-1119 | 2000Н | +30.00,0 |
Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет):
Пилот | Город | Автомобиль | Очки | ||
---|---|---|---|---|---|
1 | Александр Васильев | Озерск | Subaru Impreza | 108 | |
2 | Андрей Иващенко | Сургут | ВАЗ-1119 | 68 | |
3 | Илья Калинин | Пермь | ВАЗ-2113 | 60 | |
3 | Александр Рогозин | Ижевск | Mitsubishi Lancer E8 | 60 | |
5 | Данил Якушев | Пермь | ВАЗ-1119 | 57 | |
6 | Владислав Казаков | Москва | ВАЗ-2192 | 51 |