Из Азии в Европу и обратно: каково мчать на Жигулях по трассе ралли Малахит?

Из Азии в Европу и обратно: каково мчать на Жигулях по трассе ралли Малахит?
Автоспорт | 2 марта 2017
Фото: Андрей Клещев | Антон Басанаев | Василий Николаев | Клим Байков | Марат Афлятунов

Этой гонки не было в первоначальных планах нашего жигулевского экипажа: после январского ралли Алуксне мы с Климом Байковым должны были стартовать только в апреле, на московском Rally Masters Show. Однако, не встретив соперников на первом этапе чемпионата Эстонии, и я, и мой кировский пилот одновременно пришли к выводу: зимой мы так и не накатались! Что же делать? Сомнений в этом вопросе тоже не было: ехать на февральские праздники на уральское ралли Малахит!

Отличительная особенность ралли Малахит — спецучастки здесь проводятся и днем, и ночью
Суровые уральские болельщики на фоне сурового уральского пейзажа
0 / 0

Интересные спецучастки челябинского этапа Кубка России я знал с момента его появления на свет в 2005 году под названием Южный Урал по судейской линии. Да и у Клима впечатления о городке Кыштым были исключительно приятные: три раза он стартовал здесь на Жигулях — и трижды с хорошим настроением добирался до финиша. Ну а с февральской гонкой 2012 года у моего пилота связаны исключительно трепетные воспоминания: тогда Байков попал на ралли Малахит в статусе молодожена, причем в это своеобразное свадебное путешествие Клим с Анютой отправились прямиком из-за праздничного стола!

В отличие от других уральских гонок, трасса ралли Малахит полностью проложена по естественным дорогам. Причем временами дороги эти трехмерные!
В отличие от других уральских гонок, трасса ралли Малахит полностью проложена по естественным дорогам. Причем временами дороги эти трехмерные!
0 / 0

В этот раз наш боевой ВАЗ-2105 по пути из Кирова в Кыштым сделал небольшой крюк, дабы заехать на озеро Балтым под Екатеринбургом. Там Клима ждала долгожданная встреча с вице-чемпионом Европы по ралли Алексеем Лукьянюком, который согласился оценить гоночные кондиции как пилота, так и автомобиля. Подготовкой 180-сильных Жигулей в целом Лукьянюк остался доволен — петербуржцу не понравился разве что слишком тяжелый руль, у которого пока нет усилителя. Ну а подстроенная Алексеем в сторону «размягчения» подвеска не вызвала у нас во время гонки ничего, кроме восторга! Спасибо, Лукас!

Алексей Лукьянюк правильные Жигули одобряет!

А еще Алексей выдал Климу несколько ценных советов по пилотированию. Два из них — торможение левой ногой и переключение передач «вниз» без выжима сцепления — как раз и было решено отточить на ралли Малахит. И если с последним проблем не было (венгерская кулачковая КПП на «классике» позволяет и не такое), то первое нас пока притормозило. Стоило Климу хотя бы чуть-чуть «перекрестить» педали, как Жигули тут же ехали «плугом»! Да, это вам не передний привод, где одновременное нажатие газа и тормоза в поворотах для загрузки передней оси не вызывает у раллистов ни малейших проблем. В Жигулях все куда тоньше! Но я уверен — как только Клим освоит этот прием, мы поедем быстрее: торможение левой ногой добавляет автомобилю стабильности и в конечном итоге позволяет «заносить» больше скорости в поворот.

Ну а пока Кыштым встретил нас непривычно теплой погодой (в дни гонки столбик термометра колебался около нулевой отметки) и ожидаемо теплым приемом организаторов. И хотя я уже несколько лет не бывал на Малахите, главное качество этого ралли — душевность — осталось на прежнем уровне. Посмотрев на челябинскую гонку со стороны участника, могу сказать смело: это одно из тех редких соревнований в России, которое сделано с большой любовью к спортсменам. Маленький штришок: по ходу гонки у экипажей было сразу два больших перерыва в «чистом поле». И оба раза нас ждал горячий самовар с печеньками!

0 / 0

А вот сама трасса Малахита, по сравнению с прежними гонками, изменилась довольно сильно. Из маршрута исчезли не только техничные Вишневые горы и сверхскоростной Аракуль, но и все классные спецучастки на льду озер. Но последнее, увы, общероссийская проблема: чтобы согласовать сегодня выезд спортивных автомобилей на замерзшую гладь водоемов, нужно пройти девять кругов ада…

Погода в Кыштыме баловала разнообразием: от солнца в первый день до мощнейшего снегопада на финише!
Аварий в кубковом пелотоне не было, а вот в «канале» чемпионата Челябинской области без вылетов с трассы не обошлось. На фото — Андрей Волков из курганского Катайска и его раллийный седан ВАЗ-11183
0 / 0

Выбывшие спецучастки заменил разноплановый доп Акакуль близ Кыштыма, не применявшийся на кубковых гонках почти десять лет. Ну а главной изюминкой осталась «трехмерная» 20-километровая дорога Косой Мост — Куватал, которая сначала уводила караван участников из азиатской части страны в европейскую, а затем (уже в темное время суток) возвращала обратно из Европы в Азию. На этом спецучастке есть все, что так мило сердцу российского раллиста! Не верите? Тогда смотрите наш с Климом онборд! Кстати, пересечение границ двух частей суши происходит на отметке 5:27 видеозаписи — справа там видна небольшая стела. Ну а наша максимальная скорость на этом допе стала наивысшей за всю гонку — 168,2 км/ч.

Путешествие из Азии в Европу и обратно выдало примерный расклад сил в ралли. В классе 2000Н, куда наши 1600-кубовые Жигули попадают из-за расширенной колеи, схватку за лидерство повели ижевчанин Константин Тарасов на «восьмерке» и екатеринбуржец Сергей Анисимов на Калине — после сорока километров боевой дистанции их разделяло всего 1,4 секунды! А мы с Климом — четвертые из восьми экипажей в своем зачете, в двадцати секундах позади челябинца Игоря Цуканова на фордовской Фиесте.

Быстрейший уральский экипаж на Жигулях, Павел Девятых и Ирина Шульц, отстал от нашего дуэта по итогам гонки всего на 26 секунд
Под капотом у 1600-кубовой «шестерки» Павла Девятых тоже все нарядно, да и вазовский 16-клапанник не уступает нашему по числу скрытых в нем «лошадок»
0 / 0

В абсолютной классификации в отсутствие привычных уральских фаворитов лидерство захватил субарист Павел Соколов из «ядерного» городка Озерск. А в классе 1600Н, как и ожидалось, не было равных Денису Ростилову на 159-сильном хэтчбеке Лада Калина NFR. Мало того, несмотря на простуду, быстрый екатеринбуржец сумел опередить два «полноприводных» экипажа и расположился на втором месте в «абсолюте»! Правда, пилот Mitsubishi Игорь Смирнов мог легко объяснить свой проигрыш гонщику на Калине — нет, не двухлетним отсутствием на раллийных трассах, а разворотом на СУ1, который стоил уральцу драгоценных секунд.

Сергей Мясников и Андрей Демешкин могли бы выступить лучше, но на их Subaru никак не хотела работать как положено турбина
Главного фаворита кубковой серии Григория Трегубова в сервисном парке, увы, не дождались: боевую Импрезу пермяка так и не успели доставить в Кыштым до старта
0 / 0

На второй день Смирнов бросился отыгрываться: Игорь показал лучшее время на всех четырех спецучастках! Но до победы в ралли Малахит ему не хватило самой малости — 2,1 секунды, которые принесли кубковое золото Павлу Соколову и его штурману Игорю Сурнину. Смирнов и его напарник Василий Герасимчук довольствовались серебром, а бронзу «абсолюта» завоевали Денис Ростилов и Александр Рыбников, отставшие от «полноприводных» лидеров гонки всего на полминуты.

Игорь Смирнов: прикрой, я атакую!
Павел Соколов и Игорь Сурнин на пути к своей первую победу на этапах Кубка России
Денис Ростилов и Александр Рыбников выиграли в этом сезоне в «моноприводе» все три кубковые гонки, в которых они принимали участие
0 / 0

В зачете 1600Н статус-кво сохранился: на втором и третьем местах финишировали экипажи молодых пилотов екатеринбуржской команды Racing Technology Александра Дуденкова и Данила Балашкова. А вот в нашем «двухлитровом» классе случилось-таки одно изменение: лидер пятницы Константин Тарасов сошел из-за поломки двигателя, и все его «последователи» поднялись на строчку выше. В итоге екатеринбуржцы Сергей Анисимов и Олег Заварницын первые, а челябинцы Игорь Цуканов с Константином Никитиным вторые. Да и мы с Климом получили свою порцию аплодисментов на подиуме — вкупе с нетривиальными призами за третье место в зачете 2000Н.

Главным открытием зимнего сезона стал Данил Балашков, с ходу ворвавшийся в группу лидеров класса 1600Н. А ведь Малахит был для екатеринбуржца всего третьим кубковым ралли в жизни!
Благодаря призовым финишам на ралли Вятка, Барда, Ураласбест и Малахит Александр Дуденков и Ренат Габдуллин возглавляют кубковый протокол в 1600-кубовом зачете
0 / 0

К слову, это у нас уже третья «медальная» гонка подряд в нынешнем сезоне. Постараемся продлить полосу удач 22 апреля на Rally Masters Show, которое, между прочим, грозит стать рекордным по числу гоночных Жигулей на старте. До встречи в Крылатском!

Ралли Малахит
Кубок России, 6-й этап
Кыштым (Челябинская область), 24-25 февраля
Стартовало 23 экипажа, классифицировано 20
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 П.Соколов/И.Сурнин Озерск Subaru Impreza Абс. 41.39,5
2 И.Смирнов/В.Герасимчук Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. +2,1
3 Д.Ростилов/А.Рыбников Екатеринбург ВАЗ-1119 1600Н +33,0
4 С.Мясников/А.Демешкин Екатеринбург Subaru Impreza Абс. +1.17,9
5 А.Дуденков/Р.Габдуллин Екатеринбург ВАЗ-21083 1600Н +1.43,8
6 Д.Балашков/А.Алексеев Екатеринбург ВАЗ-11193 1600Н +2.00,2
7 С.Анисимов/О.Заварницын Екатеринбург ВАЗ-11193 2000Н +2.20,0
8 И.Цуканов/К.Никитин Челябинск Ford Fiesta R2 2000Н +2.59,5
9 Е.Ротенберг/А.Кузьмин Пермь ВАЗ-21083 1600Н +3.35,3
10 А.Иващенко/Л.Рыбалко Сургут ВАЗ-11193 1600Н +3.36,4
11 Д.Тополев/С.Гапонов Ижевск Citroen C2 VTS 1600Н +3.55,3
12 К.Байков/А.Клещев Киров ВАЗ-2105 2000Н +4.15,2

Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет):

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Александр Осипов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 156
2 Александр Дуденков Екатеринбург ВАЗ-21083 128
2 Денис Ростилов Екатеринбург Лада Калина NFR 128
4 Григорий Трегубов Пермь Subaru Impreza 120
5 Павел Соколов Озерск Subaru Impreza 108
6 Сергей Мясников Екатеринбург Subaru Impreza 86

Рекомендованные статьи