Из Азии в Европу и обратно: каково мчать на Жигулях по трассе ралли Малахит?
Этой гонки не было в первоначальных планах нашего жигулевского экипажа: после январского ралли Алуксне мы с Климом Байковым должны были стартовать только в апреле, на московском Rally Masters Show. Однако, не встретив соперников на первом этапе чемпионата Эстонии, и я, и мой кировский пилот одновременно пришли к выводу: зимой мы так и не накатались! Что же делать? Сомнений в этом вопросе тоже не было: ехать на февральские праздники на уральское ралли Малахит!
Интересные спецучастки челябинского этапа Кубка России я знал с момента его появления на свет в 2005 году под названием Южный Урал по судейской линии. Да и у Клима впечатления о городке Кыштым были исключительно приятные: три раза он стартовал здесь на Жигулях — и трижды с хорошим настроением добирался до финиша. Ну а с февральской гонкой 2012 года у моего пилота связаны исключительно трепетные воспоминания: тогда Байков попал на ралли Малахит в статусе молодожена, причем в это своеобразное свадебное путешествие Клим с Анютой отправились прямиком из-за праздничного стола!
В этот раз наш боевой ВАЗ-2105 по пути из Кирова в Кыштым сделал небольшой крюк, дабы заехать на озеро Балтым под Екатеринбургом. Там Клима ждала долгожданная встреча с вице-чемпионом Европы по ралли Алексеем Лукьянюком, который согласился оценить гоночные кондиции как пилота, так и автомобиля. Подготовкой 180-сильных Жигулей в целом Лукьянюк остался доволен — петербуржцу не понравился разве что слишком тяжелый руль, у которого пока нет усилителя. Ну а подстроенная Алексеем в сторону «размягчения» подвеска не вызвала у нас во время гонки ничего, кроме восторга! Спасибо, Лукас!
Алексей Лукьянюк правильные Жигули одобряет!
А еще Алексей выдал Климу несколько ценных советов по пилотированию. Два из них — торможение левой ногой и переключение передач «вниз» без выжима сцепления — как раз и было решено отточить на ралли Малахит. И если с последним проблем не было (венгерская кулачковая КПП на «классике» позволяет и не такое), то первое нас пока притормозило. Стоило Климу хотя бы чуть-чуть «перекрестить» педали, как Жигули тут же ехали «плугом»! Да, это вам не передний привод, где одновременное нажатие газа и тормоза в поворотах для загрузки передней оси не вызывает у раллистов ни малейших проблем. В Жигулях все куда тоньше! Но я уверен — как только Клим освоит этот прием, мы поедем быстрее: торможение левой ногой добавляет автомобилю стабильности и в конечном итоге позволяет «заносить» больше скорости в поворот.
Ну а пока Кыштым встретил нас непривычно теплой погодой (в дни гонки столбик термометра колебался около нулевой отметки) и ожидаемо теплым приемом организаторов. И хотя я уже несколько лет не бывал на Малахите, главное качество этого ралли — душевность — осталось на прежнем уровне. Посмотрев на челябинскую гонку со стороны участника, могу сказать смело: это одно из тех редких соревнований в России, которое сделано с большой любовью к спортсменам. Маленький штришок: по ходу гонки у экипажей было сразу два больших перерыва в «чистом поле». И оба раза нас ждал горячий самовар с печеньками!
А вот сама трасса Малахита, по сравнению с прежними гонками, изменилась довольно сильно. Из маршрута исчезли не только техничные Вишневые горы и сверхскоростной Аракуль, но и все классные спецучастки на льду озер. Но последнее, увы, общероссийская проблема: чтобы согласовать сегодня выезд спортивных автомобилей на замерзшую гладь водоемов, нужно пройти девять кругов ада…
Выбывшие спецучастки заменил разноплановый доп Акакуль близ Кыштыма, не применявшийся на кубковых гонках почти десять лет. Ну а главной изюминкой осталась «трехмерная» 20-километровая дорога Косой Мост — Куватал, которая сначала уводила караван участников из азиатской части страны в европейскую, а затем (уже в темное время суток) возвращала обратно из Европы в Азию. На этом спецучастке есть все, что так мило сердцу российского раллиста! Не верите? Тогда смотрите наш с Климом онборд! Кстати, пересечение границ двух частей суши происходит на отметке 5:27 видеозаписи — справа там видна небольшая стела. Ну а наша максимальная скорость на этом допе стала наивысшей за всю гонку — 168,2 км/ч.
Путешествие из Азии в Европу и обратно выдало примерный расклад сил в ралли. В классе 2000Н, куда наши 1600-кубовые Жигули попадают из-за расширенной колеи, схватку за лидерство повели ижевчанин Константин Тарасов на «восьмерке» и екатеринбуржец Сергей Анисимов на Калине — после сорока километров боевой дистанции их разделяло всего 1,4 секунды! А мы с Климом — четвертые из восьми экипажей в своем зачете, в двадцати секундах позади челябинца Игоря Цуканова на фордовской Фиесте.
В абсолютной классификации в отсутствие привычных уральских фаворитов лидерство захватил субарист Павел Соколов из «ядерного» городка Озерск. А в классе 1600Н, как и ожидалось, не было равных Денису Ростилову на 159-сильном хэтчбеке Лада Калина NFR. Мало того, несмотря на простуду, быстрый екатеринбуржец сумел опередить два «полноприводных» экипажа и расположился на втором месте в «абсолюте»! Правда, пилот Mitsubishi Игорь Смирнов мог легко объяснить свой проигрыш гонщику на Калине — нет, не двухлетним отсутствием на раллийных трассах, а разворотом на СУ1, который стоил уральцу драгоценных секунд.
На второй день Смирнов бросился отыгрываться: Игорь показал лучшее время на всех четырех спецучастках! Но до победы в ралли Малахит ему не хватило самой малости — 2,1 секунды, которые принесли кубковое золото Павлу Соколову и его штурману Игорю Сурнину. Смирнов и его напарник Василий Герасимчук довольствовались серебром, а бронзу «абсолюта» завоевали Денис Ростилов и Александр Рыбников, отставшие от «полноприводных» лидеров гонки всего на полминуты.
В зачете 1600Н статус-кво сохранился: на втором и третьем местах финишировали экипажи молодых пилотов екатеринбуржской команды Racing Technology Александра Дуденкова и Данила Балашкова. А вот в нашем «двухлитровом» классе случилось-таки одно изменение: лидер пятницы Константин Тарасов сошел из-за поломки двигателя, и все его «последователи» поднялись на строчку выше. В итоге екатеринбуржцы Сергей Анисимов и Олег Заварницын первые, а челябинцы Игорь Цуканов с Константином Никитиным вторые. Да и мы с Климом получили свою порцию аплодисментов на подиуме — вкупе с нетривиальными призами за третье место в зачете 2000Н.
К слову, это у нас уже третья «медальная» гонка подряд в нынешнем сезоне. Постараемся продлить полосу удач 22 апреля на Rally Masters Show, которое, между прочим, грозит стать рекордным по числу гоночных Жигулей на старте. До встречи в Крылатском!
Ралли Малахит
Кубок России, 6-й этап
Кыштым (Челябинская область), 24-25 февраля
Стартовало 23 экипажа, классифицировано 20
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | П.Соколов/И.Сурнин | Озерск | Subaru Impreza | Абс. | 41.39,5 |
2 | И.Смирнов/В.Герасимчук | Екатеринбург | Mitsubishi Lancer Evo VIII | Абс. | +2,1 |
3 | Д.Ростилов/А.Рыбников | Екатеринбург | ВАЗ-1119 | 1600Н | +33,0 |
4 | С.Мясников/А.Демешкин | Екатеринбург | Subaru Impreza | Абс. | +1.17,9 |
5 | А.Дуденков/Р.Габдуллин | Екатеринбург | ВАЗ-21083 | 1600Н | +1.43,8 |
6 | Д.Балашков/А.Алексеев | Екатеринбург | ВАЗ-11193 | 1600Н | +2.00,2 |
7 | С.Анисимов/О.Заварницын | Екатеринбург | ВАЗ-11193 | 2000Н | +2.20,0 |
8 | И.Цуканов/К.Никитин | Челябинск | Ford Fiesta R2 | 2000Н | +2.59,5 |
9 | Е.Ротенберг/А.Кузьмин | Пермь | ВАЗ-21083 | 1600Н | +3.35,3 |
10 | А.Иващенко/Л.Рыбалко | Сургут | ВАЗ-11193 | 1600Н | +3.36,4 |
11 | Д.Тополев/С.Гапонов | Ижевск | Citroen C2 VTS | 1600Н | +3.55,3 |
12 | К.Байков/А.Клещев | Киров | ВАЗ-2105 | 2000Н | +4.15,2 |
Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет):
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Александр Осипов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 156 | |
2 | Александр Дуденков | Екатеринбург | ВАЗ-21083 | 128 | |
2 | Денис Ростилов | Екатеринбург | Лада Калина NFR | 128 | |
4 | Григорий Трегубов | Пермь | Subaru Impreza | 120 | |
5 | Павел Соколов | Озерск | Subaru Impreza | 108 | |
6 | Сергей Мясников | Екатеринбург | Subaru Impreza | 86 |