Жигули на ралли Харью: здесь чудеса, здесь Тянак бродит!

Фото: ewrc.cz | Андрей Клещев | Марк Алексеев

В российском гоночном мире любят эстонское ралли. И за былые советские заслуги – лучшие раллийные спецучастки СССР находились как раз в южной части этой маленькой, но гордой республики. И за дела недавние – ведь именно с Эстонии пятнадцать лет назад началась новая экспансия российских раллистов на прибалтийские трассы. Выру, Отепя, Сааремаа – названия мест, в которых проводятся самые известные здешние соревнования, у нас принято произносить с придыханием. Однако еще с середины 2000-х, когда в Эстонии выигрывали россияне Александр Доросинский и Андрей Жигунов, а ваш покорный слуга проехал почти все соседские гонки в роли журналиста, я знал, что не все здешние ралли одинаково хороши. А на минувшем ралли Харью в этом смог убедиться и мой кировский пилот Клим Байков, с которым мы стартовали на неизменных Жигулях.

Проблемы с подачей бензина, возникшие у нас в начале мая на ралли Курземе, к этой гонке были благополучно устранены – в диверсии оказался виновен топливный фильтр, забившийся мельчайшим сором

Оговорюсь сразу – дело это недешевое. Даже в нашем самом скромном классе Е9 стартовый взнос на гонку в Таллине составлял 400 евро, плюс иностранцам надо было заплатить еще 150 евро для получения очков в чемпионате Эстонии. Однако хорошая организация соревнований и высокая конкуренция в зачете, где стартует еще несколько экипажей на Жигулях, думалось нам, того стоят.

Грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-52 – неизменные атрибуты эстонских ралли еще с советских времен. В этот раз сильнейшими в споре восьми дуэтов на «газонах» стали Таави Ниинеметс и Эско Аллика, которые финишировали на 33-й позиции в общем зачете

По сравнению с южной Эстонией, где каждая гравийная дорога – готовый раллийный доп, со спецучастками в окрестностях эстонской столицы нынче большая напряженка. Какие-то дороги с советских времен заасфальтировали, какие-то спрямили – вот и приходилось каравану из семи десятков участников наматывать по 40-60 километров, чтобы добраться от Таллина до скоростных отрезков. Хотя сами они во время ознакомления с трассой выглядели вполне адекватно – в меру быстрые, в меру закрученные. Удивили разве что неровный супер-СУ в карьере да километровый прямик на одном из лесных допов – такой случился в нашей с Климом совместной двухлетней практике впервые.

Среди 74 стартовавших на ралли Харью экипажей были представители пяти стран. На фото – британцы Уильям Батлер и Росс Уайтток, выступающие в «молодежном» чемпионате Эстонии, преодолевают городской супер-СУ в Юлемисте

«Ну, как вам спецучастки? – спросил перед стартом многоопытный Андрес Таммель, «штурманивший» у нашего соперника Янара Тянака на московском Ралли-Мастерс-Шоу и латвийском ралли Курземе. «Во!», – показал ему большой палец мой пилот, который до того бывал в Эстонии только на абсолютно «плоской» трассе ралли Сааремаа. «Ну-ну», – не произнес даже, а покачал головой седовласый эстонец. Ведь, в отличие от нас, он знал, что ждет участников ралли Харью в ближайшие полтора дня…

В Эстонии немало гоночных династий. Например, занявший третье место в «абсолюте» Роланд Муракас – племянник многократного чемпиона страны Маргуса Муракаса

Первым делом нас поджидала отмена первого допа – шестикилометрового спецучастка, на котором мы намеревались размяться и войти в гоночный ритм. Но тут претензий к организаторам никаких – на трассу вышла «скорая», чтобы проверить самочувствие перевернувшегося перед нами эстонского экипажа на фордовской Фиесте. А вот на подъезде ко второму допу мы с Климом жадно сглатывали слюну – эти восемь километров по роскошной холмистой лесной грунтовке показались нам куда интересней, чем сам спецучасток! Но, увы, самый «вкусный» кусок был еще перед ознакомлением исключен из соревновательной программы – эстонские «зеленые» настояли на том, что шум спортивных машин может спугнуть какую-то редкую птицу, гнездящуюся в местных болотах…

28-летний Эгон Каур оправдал выданный ему первый стартовый номер – несмотря на то, что эстонец стартовал с новым штурманом, Сильвером Симмом, он захватил лидерство уже на втором спецучастке и не упускал его до самого финиша

Еще одна чудесная закрученная грунтовка встретилась нам во второй день… после финиша СУ Voose – только что построенная «лесниками» дорога (в Эстонии, как и в соседней Латвии, принято прокладывать подъезды для лесовозов к будущим вырубкам по всем правилам дорожного строительства) так и провоцировала, чтобы «втопить» в ее виражах. Но, увы, не в этот раз! Как объяснил руководитель гонки Айвар Партс, перед включением в маршрут ралли такая дорога должна сначала как следует «устояться», а на это уйдет еще год-другой…

Один из главных героев гонки, Мико-Ове Ниинемяэ: 23-летний эстонец не только выиграл на Peugeot 208 R2 в «моноприводе», но и финишировал пятым в общем зачете!
Эта Honda Civic привезла Майта Мадика и Тоомаса Таука к победе в двухлитровом зачете EMV4
0 / 0

А вот на что умудренный опытом Партс так и не смог мне ответить, так это зачем тот самый СУ Voose нужно было включать в гонку трижды? Сначала два раза в коротком четырехкилометровом варианте, а потом – как начальную часть 20-километрового допа, который носил приставку Power Stage – то есть, был спецучастком, за который тройке лучших в каждом классе начислялись бонусные очки. Уже на втором проезде по этой узкой лесной дороге мы встретили такую глубокую колею с камнями, что Климу живо привиделось наше ралли Южный Урал в самые лихие годы. Было понятно, что на третьем проходе здесь будет полная ж… То бишь, жесть. Однако организаторы так и не решились «обрезать» этот кусок спецучастка – и теперь он будет долго икаться всем участникам ралли Харью.

Зачет Е11, где стартуют заднеприводные BMW, Volvo и Тойоты с многолитровыми двигателями – один из самых популярных в Эстонии. На ралли Харью в нем было заявлено 13 экипажей, а победителями стали Мадис Ванаселья и Яанус Хыбемяги

Даже на нашем «танчике», который усилен во всех возможных местах с оглядкой на жесткие российские спецучастки (и потому на сотню килограммов тяжелее местных Жигулей), мчать по камням и колее приходилось с оглядкой. Что же говорить о нежных эстонских автомобилях, которые изначально строились в расчете на ровные и быстрые трассы? И вот вам итог: если на девяти первых допах нам на глаза попалась лишь пара-тройка сошедших, то начало СУ10 отправило в нокаут добрый десяток экипажей, чьи машины немым укором организаторам застыли на обочинах…

Серебряные призеры ралли Харью в абсолютном зачете, Райнер Аус и Симо Коскинен

И это я говорю только о выбывших из борьбы – а сколько тут случилось неожиданных перестановок! Даже наш самый маломощный 1600-кубовый класс перетряхнуло – будь здоров. На Жигулях у лидировавшего с огромным отрывом Янара Тянака что-то глюкнуло в электрике – и эстонец дополз до финиша только вторым. На наших глазах со старта не смог уехать Таури Пихлас на переднеприводном «малыше» Toyota Starlet – не выдержал издевательств привод. А чуть дальше потерял кучу времени Кермо Лаус, который был вынужден прямо на трассе менять на своем Ниссане пробитое колесо…

Лучшими из россиян в Таллине стали Алексей Семенов и Дмитрий Коломиец – петербуржцы закончили гонку на седьмой строчке «абсолюта»
Оба Лансера московской команды Шишкин лес до финиша на ралли Харью не добрались: Денис Левятов – из-за проблем с двигателем, а Сергей Угер (на фото) – из-за упавшего давления масла
0 / 0

Ну и мы с Климом тоже выступили: при заходе в правую «тройку» Жигули на «рыхляке» в мгновение ока поставило на бок! Пока благодарные зрители вернули машину на колеса, пока мы пристегнулись и выехали обратно на трассу, прошло почти две минуты. Плюс к тому же от удара (или еще до него?) «слизало» одну из гаек в креплении рулевой сошки – и Климу пришлось устраивать полевой ремонт, стоивший нам 30-секундного штрафа за опоздание на судейский пункт и путешествия на «доезд» на двух оставшихся допах. Хорошо еще, что вообще финишировали, заработав свои первые очки в эстонском первенстве – четвертое место ведь куда лучше никакого.

Янар Тянак и Янно Ыунпуу – представители двух известных гоночных фамилий с острова Сааремаа. Пилот – младший двоюродный брат Отта Тянака, выступающего в чемпионате мира, а штурман – внук знаменитого члена сборной СССР Велло Ыунпуу
Под капотом у Жигулей Тянака – «классический» мотор с многодроссельным впрыском и степенью сжатия почти что 13:1, а также секвентальная коробка передач Drenth
А вот и сам Янар – скачивает на ноутбук логи работы двигателя
0 / 0

Ну а на первых трех позициях в Е9 расположились прошлогодний чемпион Эстонии Герт-Каупо Кяхр (отдельный привет – его штурману, Яну Панталону!) на скромной с виду Хонде Civic, Янар Тянак с Янно Ыыунпуу на Жигулях и Алари Силласте с Арво Лиманном, которые выступали… на Москвиче! Вот такая получилась гремучая смесь советской техники с японской.

Эффектный Москвич Алари Силласте скрывает в себе мотор от Жигулей, задний мост от «японки» Toyota Hi-Ace и рулевое управление от BMW

Строго говоря, призы нам на этой гонке и не светили. В классе из 12 экипажей мы с Климом лишь однажды заехали в тройку быстрейших на спецучастках – случилось это еще в первый вечер на супер-СУ в таллинском районе Юлемисте. Но тем интересней будет сражаться с соперниками на оставшихся пяти этапах чемпионата Эстонии!

Семейный дуэт Дмитрия и Елены Никончук выиграл четыре из 12 спецучастков в своем классе. Однако поломка заднего редуктора в первый день, увы, так и не позволила петербуржцам подняться выше пятого места в «заднеприводном» зачете Е11

Следующая наша остановка – новое ралли Lääne Eesti в западной части страны, где класс Е9 должен пополнить еще один быстрый пилот на Жигулях, Тимму Кырге. Да-да, абсолютный чемпион Эстонии 2014 года решил вернуться к истокам и вновь сесть за руль вазовской классики. Интересно, кто кого, Тянак или Кырге? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже совсем скоро, 10-11 июня.

Ралли Харью
Таллин (Эстония), 27-28 мая
Чемпионат Эстонии, 2-й этап
Стартовало 74 экипажа, классифицировано 44
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Э.Каур/С.Симм Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX 55.57,5
2 Р.Аус/С.Коскинен Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +10,9
3 Р.Муракас/К.Адлер Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +11,3
4 А.Айгро/К.Кяртманн Эстония Mitsubishi Lancer Evo VI +3.35,2
5 М.Ниинемяэ/М.Вальтер Эстония Peugeot 208 R2 +4.26,1
6 А.Сакс/Р.Маасик Эстония Mitsubishi Lancer Evo VII +4.28,3
7 А.Семенов/Д.Коломиец Россия Mitsubishi Lancer Evo X +4.38,6
8 М.Мааренд/М.Капп Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +4.52,7
9 Г.Крууда/К.Ярвеойя Эстония Ford Fiesta R2 +5.08,7
10 Р.Убинхайн/К.Террас Эстония Subaru Impreza +5.50,4
       
24 Д.Никончук/Е.Никончук Россия BMW M3 +10.25,4
35 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +16.12,8
42 В.Кузнецов/Р.Капустин Россия Mitsubishi Lancer Evo VIII +21.11,4

Рекомендованные статьи