Жигули на ралли Харью: здесь чудеса, здесь Тянак бродит!
В российском гоночном мире любят эстонское ралли. И за былые советские заслуги – лучшие раллийные спецучастки СССР находились как раз в южной части этой маленькой, но гордой республики. И за дела недавние – ведь именно с Эстонии пятнадцать лет назад началась новая экспансия российских раллистов на прибалтийские трассы. Выру, Отепя, Сааремаа – названия мест, в которых проводятся самые известные здешние соревнования, у нас принято произносить с придыханием. Однако еще с середины 2000-х, когда в Эстонии выигрывали россияне Александр Доросинский и Андрей Жигунов, а ваш покорный слуга проехал почти все соседские гонки в роли журналиста, я знал, что не все здешние ралли одинаково хороши. А на минувшем ралли Харью в этом смог убедиться и мой кировский пилот Клим Байков, с которым мы стартовали на неизменных Жигулях.
Оговорюсь сразу – дело это недешевое. Даже в нашем самом скромном классе Е9 стартовый взнос на гонку в Таллине составлял 400 евро, плюс иностранцам надо было заплатить еще 150 евро для получения очков в чемпионате Эстонии. Однако хорошая организация соревнований и высокая конкуренция в зачете, где стартует еще несколько экипажей на Жигулях, думалось нам, того стоят.
По сравнению с южной Эстонией, где каждая гравийная дорога – готовый раллийный доп, со спецучастками в окрестностях эстонской столицы нынче большая напряженка. Какие-то дороги с советских времен заасфальтировали, какие-то спрямили – вот и приходилось каравану из семи десятков участников наматывать по 40-60 километров, чтобы добраться от Таллина до скоростных отрезков. Хотя сами они во время ознакомления с трассой выглядели вполне адекватно – в меру быстрые, в меру закрученные. Удивили разве что неровный супер-СУ в карьере да километровый прямик на одном из лесных допов – такой случился в нашей с Климом совместной двухлетней практике впервые.
«Ну, как вам спецучастки? – спросил перед стартом многоопытный Андрес Таммель, «штурманивший» у нашего соперника Янара Тянака на московском Ралли-Мастерс-Шоу и латвийском ралли Курземе. «Во!», – показал ему большой палец мой пилот, который до того бывал в Эстонии только на абсолютно «плоской» трассе ралли Сааремаа. «Ну-ну», – не произнес даже, а покачал головой седовласый эстонец. Ведь, в отличие от нас, он знал, что ждет участников ралли Харью в ближайшие полтора дня…
Первым делом нас поджидала отмена первого допа – шестикилометрового спецучастка, на котором мы намеревались размяться и войти в гоночный ритм. Но тут претензий к организаторам никаких – на трассу вышла «скорая», чтобы проверить самочувствие перевернувшегося перед нами эстонского экипажа на фордовской Фиесте. А вот на подъезде ко второму допу мы с Климом жадно сглатывали слюну – эти восемь километров по роскошной холмистой лесной грунтовке показались нам куда интересней, чем сам спецучасток! Но, увы, самый «вкусный» кусок был еще перед ознакомлением исключен из соревновательной программы – эстонские «зеленые» настояли на том, что шум спортивных машин может спугнуть какую-то редкую птицу, гнездящуюся в местных болотах…
Еще одна чудесная закрученная грунтовка встретилась нам во второй день… после финиша СУ Voose – только что построенная «лесниками» дорога (в Эстонии, как и в соседней Латвии, принято прокладывать подъезды для лесовозов к будущим вырубкам по всем правилам дорожного строительства) так и провоцировала, чтобы «втопить» в ее виражах. Но, увы, не в этот раз! Как объяснил руководитель гонки Айвар Партс, перед включением в маршрут ралли такая дорога должна сначала как следует «устояться», а на это уйдет еще год-другой…
А вот на что умудренный опытом Партс так и не смог мне ответить, так это зачем тот самый СУ Voose нужно было включать в гонку трижды? Сначала два раза в коротком четырехкилометровом варианте, а потом – как начальную часть 20-километрового допа, который носил приставку Power Stage – то есть, был спецучастком, за который тройке лучших в каждом классе начислялись бонусные очки. Уже на втором проезде по этой узкой лесной дороге мы встретили такую глубокую колею с камнями, что Климу живо привиделось наше ралли Южный Урал в самые лихие годы. Было понятно, что на третьем проходе здесь будет полная ж… То бишь, жесть. Однако организаторы так и не решились «обрезать» этот кусок спецучастка – и теперь он будет долго икаться всем участникам ралли Харью.
Даже на нашем «танчике», который усилен во всех возможных местах с оглядкой на жесткие российские спецучастки (и потому на сотню килограммов тяжелее местных Жигулей), мчать по камням и колее приходилось с оглядкой. Что же говорить о нежных эстонских автомобилях, которые изначально строились в расчете на ровные и быстрые трассы? И вот вам итог: если на девяти первых допах нам на глаза попалась лишь пара-тройка сошедших, то начало СУ10 отправило в нокаут добрый десяток экипажей, чьи машины немым укором организаторам застыли на обочинах…
И это я говорю только о выбывших из борьбы – а сколько тут случилось неожиданных перестановок! Даже наш самый маломощный 1600-кубовый класс перетряхнуло – будь здоров. На Жигулях у лидировавшего с огромным отрывом Янара Тянака что-то глюкнуло в электрике – и эстонец дополз до финиша только вторым. На наших глазах со старта не смог уехать Таури Пихлас на переднеприводном «малыше» Toyota Starlet – не выдержал издевательств привод. А чуть дальше потерял кучу времени Кермо Лаус, который был вынужден прямо на трассе менять на своем Ниссане пробитое колесо…
Ну и мы с Климом тоже выступили: при заходе в правую «тройку» Жигули на «рыхляке» в мгновение ока поставило на бок! Пока благодарные зрители вернули машину на колеса, пока мы пристегнулись и выехали обратно на трассу, прошло почти две минуты. Плюс к тому же от удара (или еще до него?) «слизало» одну из гаек в креплении рулевой сошки – и Климу пришлось устраивать полевой ремонт, стоивший нам 30-секундного штрафа за опоздание на судейский пункт и путешествия на «доезд» на двух оставшихся допах. Хорошо еще, что вообще финишировали, заработав свои первые очки в эстонском первенстве – четвертое место ведь куда лучше никакого.
Ну а на первых трех позициях в Е9 расположились прошлогодний чемпион Эстонии Герт-Каупо Кяхр (отдельный привет – его штурману, Яну Панталону!) на скромной с виду Хонде Civic, Янар Тянак с Янно Ыыунпуу на Жигулях и Алари Силласте с Арво Лиманном, которые выступали… на Москвиче! Вот такая получилась гремучая смесь советской техники с японской.
Строго говоря, призы нам на этой гонке и не светили. В классе из 12 экипажей мы с Климом лишь однажды заехали в тройку быстрейших на спецучастках – случилось это еще в первый вечер на супер-СУ в таллинском районе Юлемисте. Но тем интересней будет сражаться с соперниками на оставшихся пяти этапах чемпионата Эстонии!
Следующая наша остановка – новое ралли Lääne Eesti в западной части страны, где класс Е9 должен пополнить еще один быстрый пилот на Жигулях, Тимму Кырге. Да-да, абсолютный чемпион Эстонии 2014 года решил вернуться к истокам и вновь сесть за руль вазовской классики. Интересно, кто кого, Тянак или Кырге? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже совсем скоро, 10-11 июня.
Ралли Харью
Таллин (Эстония), 27-28 мая
Чемпионат Эстонии, 2-й этап
Стартовало 74 экипажа, классифицировано 44
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Э.Каур/С.Симм | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | 55.57,5 |
2 | Р.Аус/С.Коскинен | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +10,9 |
3 | Р.Муракас/К.Адлер | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo X | +11,3 |
4 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +3.35,2 |
5 | М.Ниинемяэ/М.Вальтер | Эстония | Peugeot 208 R2 | +4.26,1 |
6 | А.Сакс/Р.Маасик | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VII | +4.28,3 |
7 | А.Семенов/Д.Коломиец | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.38,6 |
8 | М.Мааренд/М.Капп | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.52,7 |
9 | Г.Крууда/К.Ярвеойя | Эстония | Ford Fiesta R2 | +5.08,7 |
10 | Р.Убинхайн/К.Террас | Эстония | Subaru Impreza | +5.50,4 |
… | ||||
24 | Д.Никончук/Е.Никончук | Россия | BMW M3 | +10.25,4 |
35 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +16.12,8 |
42 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +21.11,4 |