Ралли Курземе: тринадцать лет спустя
Как быстро бежит время! Кажется, еще совсем недавно я вместе с жителями латвийского городка Лиепая аплодировал москвичам Станиславу Грязину и Георгию Трошкину, ставшими первыми российскими победителями этапа чемпионата Европы на здешнем ралли Курземе. Но календарь неумолим: дружище, эта победа случилась еще в 2003-м и в Лиепае ты не был уже целых 13 лет! Об этом я думал, когда ехал в Латвию уже не как журналист, а как непосредственный участник соревнований – штурманом в экипаже Клима Байкова из Кирова.
Что занесло нас на побережье Балтийского моря? Раллийный турнир Lada Classic Cup, который взлелеял в Прибалтике латвийский энтузиаст Дзинтрас Каулакалнс при участии легендарного Стасиса Брундзы. В 2015 году три этапа жигулевской серии, в которой мы с Климом вняли «бронзу», прошли на литовских трассах. Ну а в этом сезоне участники Lada Classic Cup впервые собрались на ралли Курземе. Приятно, что полутора десяткам машин из жигулевского зачета в Лиепае предстояло стартовать не в хвосте пелотона, а отправляться на трассу первыми. И даже открывающие дистанцию «нулевые» машины у нас были свои, оригинальные – грузовик ГАЗ-53 и Лада Нива!
За годы моего отсутствия старейшее ралли в Латвии сильно изменилось. Организаторы из Лиепаи давно умерили свои европейские амбиции, зато умудрились превратить соревнования в настоящий праздник технических видов спорта. Помимо собственно ралли, местные жители могли понаблюдать в центре города и за соревнованиями водномоторников, и даже за ралли-кроссом на… Жигулях! Да-да, на зависть россиянам, в независимой Латвии специально для владельцев нашей «классики» сегодня проводится целая куча соревнований. Ну а ралли-кроссовые ВАЗы даже делятся на два класса – серийный (где можно колдовать только над амортизаторами и пружинами в подвеске) и свободный, в котором под капот Жигулей можно запихнуть хоть двигатель от Subaru!
Увидели жители Лиепаи в деле и нас, раллистов – два спецучастка, проложенных прямо по центральной части города, завершали спортивную программу. В 2003-м таких классных асфальтовых супер-СУ не было – да и вообще, нынешнюю дистанцию гонки было не узнать. Из программы 13-летней давности в маршруте ралли осталась разве что пара быстрых и очень хитрых спецучастков, где и в 2003-м, и в 2016-м было разбито немало машин. Все остальные дороги для меня (и тем паче – для Клима) оказались новыми! Особенно впечатлили закрученные спецучастки финальной секции со скользким крупным гравием и глубокими канавами. Как оказалось, это подарок раллистам от латвийских… лесников – прокладывая путь к новым делянкам, они обязаны обустраивать полноценные дороги общего пользования, со знаками и даже металлическими отбойниками!
Любопытно, что именно на этих узких спецучастках решилась судьба наград в «серийном» полноприводном классе N4: после того, как лидировавший почти всю гонку латыш Мартиньш Свилис угодил со своей Mitsubishi в канаву, первая четверка в этом зачете оказалась полностью российской! Победу в Лиепае отпраздновал экипаж москвичей Игоря Буланцева и Марины Даниловой, а дополнили пьедестал еще два дуэта на Evo X – столичные гонщики Александр Горелов с Игорем Скуридиным и екатеринбуржцы Серей Ременник с Марком Розиным. Да и обладатели двух последующих мест имели непосредственное отношение к нашей стране: «немец» Лазарь Кан родился в Ленинграде, а «израильтянин» Сергей Угер до сих пор живет на два дома – в Москве и Тель-Авиве.
Еще один российский экипаж, Денис Ростилов и Алексей Игнатов, отлично начал гонку в «моноприводе». Несмотря на то, что уральцы впервые выступали на хэтчбеке Peugeot 208 R2 и только перед этой гонкой перешли на весьма сложную стенограмму Станислава Грязина (да-да, того самого!), после первого дня они отставали от лидера своего класса лишь 0,11 секунды! Правда, сразу за этим последовала пилотская ошибка и «крыша» – которая, впрочем, не помешала Ростилову с Игнатовым добраться до финиша 19-ми в «абсолюте» и пятыми в 1600-кубовом зачете LRC3.
Не обошелся без помарок и лидер импровизированной российской сборной Радик Шаймиев – во второй день казанец вылетел с трассы и немного повредил свой хэтчбек Ford Fiesta R5 на коротеньком зрительском спецучастке в карьере. Не случись этого, экс-чемпион Европы по автокроссу мог бы финишировать и повыше итоговой шестой позиции в «абсолюте».
Впрочем, до двух лидеров гонки и Шаймиеву, и всем остальным обладателям полноприводной техники было в любом случае далеко. Ну а пикировались за победу в Курземе 15-летний финн Калле Рованпера и многопытный латыш Янис Воробьевс – тот самый, что еще палки в колеса Лансера Стаса Грязина когда-то вставлял. Техника у дуэлянтов была совершенно разная. У юниора из Суоми, выступающего в ралли по специальному разрешению Латвийской автомобильной федерации и уже выигравшего зимой ралли Сарма – атмосферный хэтчбек Skoda Fabia S2000. У хозяина трассы – свежепостроенный Mitsubishi Mirage с двухлитровым турбомотором и полноприводной трансмиссией от Эволюшена. Несмотря на то, что латвийская машина была явно мощнее, Рованпера выиграл больше спецучастков – семь против шести у оппонента. Однако сумма времен оказалась все же в пользу Воробьевса – на финише Янис опередил Калле на 14 секунд.
А еще очень жаль, что зрители не увидели толком в деле еще один прибалтийский «прототип» – полноприводный BMW M3X Мартинаса Самсонаса. Литовский пилот (и инженер в одном лице) показал лучшее время на тестовом участке, но так и не стартовал в гонке из-за поломки 400-сильного шестицилиндрового «атмосферника»…
Ну а что же Жигули? О, тут были свои Кулибины! Наша с Климом 180-сильная «пятерка» с 16-клапанником от Приоры смотрелась в Лиепае сущим агнцем на фоне таких чудищ, как ВАЗ-2101 литовца Тадаса Каушакиса с двухлитровым Опелем C20XE под капотом или ВАЗ-2105 эстонца Янара Тянака: тот сделал ставку «классический» двигатель с четырехдроссельным впрыском, способный раскручиваться до чудовищных 13 тысяч оборотов в минуту! Именно на этих Жигулях двоюродный брат выступающего в чемпионате мира Отта Тянака выиграл в апреле московское Rally Masters Show. А вот в Лиепае Янар, увы, сошел из-за обрыва клапана, после чего ходил по сервисному парку мрачнее своей черной «пятерки» – ждать запчастей на уникальный мотор ему придется не одну неделю…
Однако и в отсутствие Тянака у прошлогоднего победителя турнира Lada Classic Cup Довиласа Чутеле, выступающего на ВАЗ-2105 с 1,9-литровым восьмиклапанным двигателем, нашелся достойный спарринг-партнер. Литовскому гонщику бросил перчатку латыш Иво Килпис, начинавший гонять на Жигулях, а в последнее время стартовавший на другом заднеприводном болиде – трехдверке Toyota Corolla AE86. Несмотря на большой перерыв в выступлениях, хозяин трассы всю гонку держал в тонусе Чутеле – и хотя Довилас все же удержал соперника за спиной, по сумме 120 «боевых» километров их разделили всего 35 секунд.
Ну а наш экипаж, увы, отстал от лидирующей жигулевской группы на шесть минут с гаком. Правда, четыре из них были подарены соперникам еще в конце первого дня, когда мотор нашей машины резко перестал тянуть – как выяснилось позже, из-за засорившегося топливного фильтра. Увы, его прочистка помогала ненадолго – симптомы бензинового «голодания» досаждали нам до самого финиша, и теперь «пятерке» предстоит в Кирове замена бака и топливных насосов…
Впрочем, без призов в Лиепае мы все равно не остались, поскольку все участники Кубка были разбиты на два подзачета – Lada Classic (для Жигулей с 1600-кубовыми «классическими» моторами) и Lada Open, где можно было ехать и на Москвиче, и даже на «восьмерке»! Вот в «открытом» классе мы и взяли «бронзу» – после переворота Каушакиса впереди финишировал только экипаж реактивного Чутеле и дуэт под предводительством россиянина Андрея Самотея. К слову, перед гонщиком из Анапы каждый раз хочется снять шляпу: на первое ралли в Литву в 2014-м южанин приехал на «пятерке» своим ходом, а сейчас он умудрялся показывать весьма приличные времена, выступая с «необстрелянным» штурманом и на простенькой подвеске!
Праздник под названием ралли Курземе завершен, а других столь представительных встреч «жигулистов» этим летом больше не предвидится. Ну а нас с Климом ждет новый вызов – старты в чемпионате Эстонии, где есть и национальный 1600-кубовый класс, и сильные соперники. До скорой встречи, Янар Тянак!
Ралли Курземе
Чемпионат Латвии, 2-й этап
Baltic Rally Trophy, 1-й этап
Лиепая (Латвия), 6-7 мая
Стартовало 68 экипажей, классифицирован 41
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Я.Воробьевс/А.Малниекс | Латвия | Mitsubishi Mirage 4WD | 1:02.09,07 |
2 | К.Рованпера/Р.Пиетилайнен | Финляндия | Skoda Fabia S2000 | +14,43 |
3 | Р.Кисиелс/А.Ронис | Латвия | Skoda Fabia R5 | +1.28,65 |
4 | Г.Ноткус/Д.Стрижанас | Литва | Mitsubishi Lancer Evo IX | +2.05,03 |
5 | Э.Бергманис/М.Кульшс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +2.47,70 |
6 | Р.Шаймиев/М.Цветков | Россия | Ford Fiesta R5 | +2.52,81 |
7 | Г.Лиелкайис/И.Грошус | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +3.14,07 |
8 | И.Буланцев/М.Данилова | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +3.25,30 |
9 | А.Горелов/И.Скуридин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.08,12 |
10 | С.Ременник/М.Розин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.29,86 |
11 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.53,11 |
… | ||||
19 | Д.Ростилов/А.Игнатов | Россия | Peugeot 208 R2 | +9.45,03 |
25 | C.Угер/М.Угер | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +11.53,31 |
29 | А.Самотей/А.Чеботарев | Россия | ВАЗ-2105 | +14.34,12 |
30 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +17.16,09 |
39 | А.Мурадян/П.Челебаев | Россия | Renault Clio R3 | +33.23,00 |