Ралли в Тарту: Газоны летают, Жигули побеждают!
Таких трюков мне за многолетнюю «карьеру» раллийного штурмана выделывать еще не приходилось! Выпрыгивать из машины на ходу перед судейским пунктом, отмечать на нем контрольную карту, а затем догонять продолжающий ехать на первой передаче автомобиль, чтобы вновь забраться в него на бегу! А все почему? Потому, что Жигули, на которых мы с Климом Байковым выступаем в чемпионате Эстонии, на ралли Тарту выкинули очередной фортель…
Ралли в Эстонии чувствует себя получше, чем в соседних Латвии или Литве: семь десятков экипажей на старте здесь — норма!
Трасса на RR Estonia Tartu Rally, по сравнению с предыдущими гонками в Таллине и Хаапсалу, была на загляденье — ровная, трехмерная и техничная. Не трасса, а 126 километров сплошного раллийного удовольствия! Почти половина «боевой» дистанции приходилась на два проезда по непривычному для здешних мест 31-километровому допу-гиганту. Помимо лесных спецучастков, которые еще в прошлом году радовали гостей эстонских этапов чемпионата Европы, организаторы молодой гонки включили в маршрут и два асфальтовых супер-СУ в городках Пылва и Элва. Ну а старт и финиш были в самом сердце древнего Тарту — второго по величине города страны, в котором живут аж 93 тысячи жителей. И многие из них были не только на Ратушной площади, но и на спецучастках — ралли в Эстонии любят независимо от их статуса!
Гонщики ответили тартусцам взаимностью: на старт вышло 77 экипажей, что стало рекордом для нынешнего эстонского сезона. Причем в рядах спортсменов обнаружились представители аж шести стран, в том числе таких далеких от Прибалтики, как Италия и Великобритания. А знаете, в каком классе собралось больше всего участников? В зачете грузовиков! Через стартовую арку проехало 12 весьма бодрых старичков ГАЗ-51, большинство которых было экипировано моторами V8 от более поздних «полста-третьих».
В нашем с Климом 1600-кубовом национальном классе EMV9 народу было поменьше — девять экипажей, в том числе трое «жигулевских». Однако до финиша первого дня, состоявшего из четырех спецучастков, добралось только шесть дуэтов — и мы с Байковым показали второе время! Лучше всего нам удался повторный проход по роскошному городскому допу в Пылве, где были не только быстрые и «дрифтовые» секции, но даже естественный трамплин — тут нам не хватило до победы всего 0,6 секунды.
А вот некоторым из наших конкурентов не повезло в пятницу от слова «совсем». Эпичнее всего выглядел сход Прийта Гуляева, чей Nissan Sunny погиб смертью храбрых, исполнив пять оборотов через крышу. Эстонский экипаж, к счастью, не пострадал, а вот кузов японской машины теперь годится разве что на металлолом…
Все, что осталось от Ниссана Прийта Гуляева и Янека Ойялы после переворота на СУ1
От лидировавшего в классе EMV9 Таури Пихласа на переднеприводной «малышке» Toyota Starlet нас перед стартом второго дня отделяло всего восемь секунд. Разумеется, мы готовились дать бой — благо, что и мотор после переборки в Тольятти, и подвеска после ребилда в Питере (вы же помните про наш июньский «сталинград» на ралли Западная Эстония?) работали на отлично. Но раллист предполагает, а его машина располагает…
Наши бывшие одноклассники Алари Силласте и Арво Лииманн в этом сезоне пытают счастья в двухлитровом зачете EMV8. До финиша в Тарту эстонцы не добрались — но не из-за этой «крыши», а из-за поломки кардана
Когда посередине первого утреннего спецучастка на кузов Жигулей вдруг стала передаваться неприятная вибрация, Клим газ не сбросил: на трамплинах мы сигали, как «взрослые»! Но на следующем допе «болезнь» стала прогрессировать, а в преддверии 31-километрового спецучастка Байков обнаружил ее причину — лопнул колокол коробки передач, замененный аккурат перед гонкой в Тарту! И, увы, эта беда не пришла одна — в самом начале тартуского «марафона» пропало сцепление. В результате доезжали мы доп-гигант в дорожном режиме, пропустив вперед всех конкурентов. А на финише мне пришлось заниматься описанной в начале статьи акробатикой, чтобы не дать машине заглохнуть — ведь без сцепления на подъеме ее можно было и не завести…
Трамплин на СУ5. До начала наших проблем остаются считанные километры
На наше счастье, после длинного допа был большой 60-минутный сервис. Чемпион Эстонии 2014 года и житель Тарту Райнер Меус, также выступающий на Жигулях, выручил нас колоколом для КПП — для этого его отцу пришлось всего-навсего съездить... на дачу за запасной коробкой передач! Попутно заменили цилиндр сцепления, на котором из-за жуткой вибрации оказался обломлен оригинальный шток. А вот для того, чтобы восстановить работоспособность механизма в целом, потребовалось сходить на поклон к… Газонам — только в грузовом хозяйстве нашелся подходящий по размерам и крепежу гидравлический шланг!
Во время часового сервиса Климу пришлось переквалифицироваться в механика — наш штатный помощник Андрей Чупраков с таким объемом работ в одиночку не справился бы
В общем, хоть и с 14-минутным опозданием от расчетного времени, но из сервиса мы все же уехали на полностью исправных Жигулях. Лишь за тем, чтобы на следующем допе, городском спецучастке в Элве, вновь перейти в дорожный режим — на табло тревожно замигали сигналы о недостаточном напряжении в бортовой сети. И хотя под капотом с виду все было в полном порядке, стало ясно — захандрил отечественный генератор. Опять-таки, превентивно замененный прямо перед этой гонкой!
Перед стартом на финском этапе чемпионата мира в Тарту заглянул лидер зачета WRC Trophy Валерий Горбань. Однако гонка для украинца не заладилась — еще перед стартом первого допа на Mini вышло из строя сцепления. Этот кадр — с субботних допов, где стартовавший по системе Rally 2 Горбань ехал уже в тренировочном режиме
Впереди было два спецучастка и больше сорока «боевых» километров. И чем дальше мы ехали, тем картина становилась все печальнее: 11 вольт, десять, девять… Неужели второй подряд сход? Но когда мы с Климом уже почти отчаялись добраться до финиша, гоночные боги все же услышали наши молитвы — и в начале 31-километрового допа напряжение падать перестало! Да, мы опять «протошнили» всю секцию, пропуская всех и вся, но даже последнее, пятое место в своем классе — это тоже хлеб! И пусть мы потеряли лидерство в чемпионате Эстонии, 11 очков, заработанных в Тарту, могут пригодиться нам в концовке сезона.
Быстрейшими во всем «моноприводе» в Тарту стали Мартиньш Сескс и Андрис Малниекс — латыши финишировали на своем Peugeot 208 R2 седьмыми в «абсолюте»!
Кто впереди? Снова Жигули! А вернее — экипаж Янара Тянака с острова Сааремаа, который выиграл в EMV9 вторую гонку подряд. В начале ралли Тарту двоюродный брат выступающего в WRC Отта Тянака потерял время из-за проблем с давлением топлива на новом 170-сильном «классическом» моторе с чудовищной степенью сжатия, близкой к цифре 14. Но наутро команда сумела устранить неполадки с бензонасосом, и после этого Янар был просто неудержим. Ну а на второе место — как в гонке, так и в чемпионате — переместился Таури Пихлас, про которого я уже упоминал выше.
Помимо нас с Климом, на призы в чемпионате Эстонии претендует еще один российский экипаж — Дмитрий и Елена Никончук, выступающие на BMW M3 в самом мощном моноприводном зачете EMV7. И хотя машина петербуржцев уступает технике конкурентов, в Тарту ребята выжали из нее максимум, завоевав серебро и получив пять бонусных очков за победу на спецучастке Power Stage. Теперь семейный дуэт занимает второе место в своем классе, а впереди Димы и Лены — лишь экипаж быстрого эстонца Марио Юримяэ, чья BMW M3 на 60 «лошадок» резвее.
Еще один петербуржец, Алексей Крылов, помогает бороться за призы в «серийном» полноприводном классе EMV3 Аллану Попову из Таллина. На спецучастках в Тарту интернациональный дуэт, выступающий на седане Mitsubishi Lancer Evo IX показал второе время в своем зачете. Однако в итоговой классификации Попов с Крыловым оказались только пятыми. Всему виной — поломка шаровой опоры, которая произошла уже после финиша заключительного спецучастка, но еще до отметки на пункте судейского контроля. И хотя экипаж сумел своими силами отремонтировать обездвиженный автомобиль, спортивные комиссары «наградили» Аллана с Алексеем пятиминутным штрафом — с формальной точки зрения, остановка между финишем и «стопом» запрещена…
Если в моноприводных зачетах эстонского первенства вся борьба еще впереди, то в полном приводе имена чемпионов можно называть уже сейчас, за две гонки до окончания сезона. Ведь тройка призеров «абсолюта» в Тарту оказалась точно такой же, как и в Хаапсалу! Первым с огромным отрывом стал Георг Гросс, пилотировавший единственный в Эстонии «уорлд-ралли-кар» — хэтчбек Ford Fiesta RS WRC. Второй на финишный подиум заехала Mitsubishi победителя гонки в «серийном» полноприводном зачете Сиима Планги. Ну а замкнул трио быстрейших еще один пилот команды ALKO1000 Motorsport Ранно Бундсен, который на Лансере восьмой «эволюции» лидирует в национальном классе EMV4.
К слову, не остались без призов в Тарту и мы, а вернее — Клим. Еще перед стартом Байков принял участие в гонках на радиоуправляемых моделях — и оказался быстрейшим среди всех спортсменов! Так что на память о ралли Тарту у него теперь есть почти что настоящий полноприводный хэтчбек Ford Fiesta в раскраске от Кена Блока. Ну а с неурядицами в электрике и трансмиссии Жигулей мы обязательно разберемся — до старта следующего ралли Южная Эстония еще больше месяца.
RR Estonia Tartu Rally
Тарту (Эстония), 14-15 июля
Чемпионат Эстонии, 4-й этап
Стартовало 77 экипажей, классифицировано 52
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Г.Гросс/Р.Мыльдер | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | 1:02.28,0 |
2 | С.Планги/У.Роосимаа | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo X | +2.09,5 |
3 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +3.29,3 |
4 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +4.41,2 |
5 | С.Виеримаа/Д.МакНивен | Финляндия/Великобритания | Citroen DS3 R5 | +5.17,8 |
6 | Г.Лиелкайис/В.Микелсонс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +5.50,4 |
7 | М.Сескс/А.Малниекс | Латвия | Peugeot 208 R2 | +6.56,0 |
8 | М.Юримяэ/Р.Рохметс | Эстония | BMW M3 | +7.21,3 |
9 | С.Виило/Я.Виило | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo IX | +7.38,6 |
10 | Р.Поом/К.Ярвеойя | Эстония | Ford Fiesta R2 | +7.56,7 |
… | ||||
12 | Д.Никончук/Е.Никончук | Россия | BMW M3 | +8.07,1 |
14 | А.Тамразов/Н.Арена | Украина/Италия | Ford Fiesta S2000 | +8.27,2 |
15 | Д.Феофанов/Н.Кокинс | Россия/Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +8.43,3 |
20 | А.Попов/А.Крылов | Эстония/Россия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +11.14,8 |
22 | А.Кудрявцев/В.Корся | Россия/Украина | Peugeot 208 R2 | +11.30,6 |
28 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +13.15,7 |
36 | В.Горбань/С.Ларенс | Украина/Эстония | Mini JCW WRC | +17.43,2 |
49 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +33.17,0 |