Попробуй догони, или Российские Жигули на эстонском высокогорье
Природа обделила Прибалтику настоящими горами — самая выдающаяся ее точка, холм Суур-Мунамяги (Большое Яйцо), возвышается в южной Эстонии над уровнем моря всего на 318 метров. Но гонщикам, приезжающим в окрестности городка Выру, эта местность напоминает настоящее высокогорье — других таких рельефных, закрученных и сложных дорог на всем постсоветском пространстве попросту нет! Члены сборной СССР по ралли не дадут соврать — именно в этом уголке Эстонии, граничащем с одной стороны с Латвией, а с другой с Россией, была когда-то их главная тренировочная база.
В Выру уважают автомобильное наследие прошлого
Мы с Климом Байковым, впервые попав на ралли Южная Эстония четыре года назад, при записи трассы впали в настоящий ступор — имевшихся в нашем распоряжении инструментов не хватало, чтобы точно описать все эти коварные повороты на бесчисленных складках местности! Пришлось, чтоб не упасть с эстонских гор, срочно вводить в стенограмму новые термины. Несмотря на все трудности, тот опыт 2015 года оказался весьма удачным: подготовленные в Кирове 180-сильные Жигули впервые привезли нас тогда на подиум в национальном 1600-кубовом классе. Ну а дальнейшее вы знаете: в этом сезоне Клим и ваш покорный слуга в третий раз подряд стали чемпионами Эстонии в самой младшей категории. И хотя никаких турнирных задач после июльской гонки в Тарту перед нами уже не стояло, мы поехали в Выру с большим удовольствием. Уже не за медалями, а за кайфом от отличных дорог — эта гонка, на наш взгляд, лучшая в Прибалтике, если оценивать соревнования с точки зрения чистого спорта.
Пример типичной южноэстонской стенограммы, где поворот на повороте и трамплином погоняет
Нынешнее ралли Южная Эстония стало уже 17-м по счету. А первыми его победителями в далеком 1991 году были знаете кто? Знаменитые «братаны», москвичи Николай и Игорь Больших, которые выступали тогда на BMW M3. С тех пор эстонцы никому не уступали золото на домашних трассах. Однако в этом году их безраздельное господство на ралли Южная Эстония оказалось под угрозой: в Выру приехал не только норвежский вундеркинд Оливер Сольберг, который практикуется в Прибалтике перед октябрьским дебютом в WRC, но и четырехкратный вице-чемпион мира Микко Хирвонен! Примечательно, что знаменитый финн стартовал на том же хэтчбеке Ford Fiesta R5, на котором до недавнего времени выступал на балтийских берегах россиянин Радик Шаймиев. А сам казанский спортсмен опробовал на ралли Южная Эстония свое новое оружие — более мощную Фиесту второго поколения.
Увы, получив от организаторов почетный стартовый номер «1», Хирвонен коварно обманул надежды болельщиков. С одной стороны, все понятно : Микко не имеет постоянной гоночной практики с 2014 года, когда он покинул WRC. C другой — машина, подготовленная эстонской командой MM Motorsport, с самого старта озадачила финна массой технических проблем (или он — ее, доподлинно неизвестно). В итоге Хирвонен оба дня гонки прозябал где-то в глубине пелотона, а под занавес и вовсе сошел…
Ну а Сольберг тем временем отдувался в Выру за себя и за того парня. Несмотря на то, что у норвежца был хэтчбек Volkswagen Polo GTi R5, а лидер эстонской сборной Георг Гросс располагал куда более мощной Фиестой WRC, они всю гонку «разговаривали» на равных! Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону: Гросс выиграл шесть спецучастков, Сольберг — пять. И хотя итоговое преимущество (в размере 3,9 секунды) все же оказалось на стороне хозяина трассы, победителями гонки при таком раскладе хочется назвать обоих — и Георга, и Оливера!
Главные герои ралли Южная Эстония — Оливер Сольберг (справа) и Георг Гросс
А ведь выиграй Сольберг в Выру, то он досрочно стал бы не только чемпионом Латвии, но и чемпионом Эстонии. А теперь команде норвежца предстоит решать непростую логистическую задачу — как за несколько дней успеть с этапа чемпионата мира в Уэльсе (который станет первым для Оливера и последним для его легендарного отца Петтера) на остров Сааремаа, где пройдет финал эстонского первенства?
Плотная борьба вообще стала лейтмотивом этой гонки. Например, в переднеприводном зачете EMV3 победителя и второго призера разделили каких-то 0,3 секунды! Причем оказались они не в пользу признанного фаворита Кена Торна, выигравшего в этом году три этапа юниорского чемпионата Европы. Триумфатором ралли Южная Эстония стал другой уроженец острова Сааремаа, выступающий на литровой турбированной Фиесте, — 19-летний Роберт Вирвес, который буквально выцарапал победу у титулованного соперника на заключительном спецучастке.
Роберт Вирвес и Сандер Пруул
Точно такой же отрыв — три десятых секунды — был зафиксирован и в споре за золото в «серийном» полноприводном классе LRC2 латвийского первенства, очки которого также разыгрывались в Выру. И тут тоже все решил финальный спецучасток, на котором латыш Эмилс Блумс сумел-таки опередить другого пилота на Mitsubishi, уральца Дениса Ростилова.
В борьбе с Эмилсом Блумсом Денис Ростилов использовал всю ширину трассы. И даже немножко больше!
Да и у нас с Климом была своя «война». Нет, не в двухлитровом зачете чемпионата Латвии, где мы имели теоретические шансы на призовое место по итогам сезона, — гонщики на куда более мощных Хондах и Фордах укатили от нас в точку, заслуженно оттеснив жигулевский экипаж на четвертую позицию в финальном протоколе турнира. Побороться довелось в «родном» 1600-кубовом зачете EMV5, где мы только что стали чемпионами Эстонии. Вы только не подумайте, что мы приехали в Выру на «расслабоне». Нет, темп Клима вне зависимости от количества и качества соперников меняется не сильно, поскольку медленная езда провоцирует потерю концентрации и сулит неприятности. Просто, наверное, в первый раз за этот летний сезон наши основные конкуренты смогли преодолеть всю дистанцию без поломок и ошибок. И это, друзья, было здорово!
Третьим в абсолюте финишировал эстонец Эгон Каур, пилотировавший прототип Ford Fiesta с «начинкой» от Mitsubishi
Перед поездкой в Выру мы радостно потирали руки, предвкушая сражение с двукратным чемпионом Эстонии среди юниоров Мико-Ове Ниинемяе, который после двухлетнего простоя вновь заявился на гонку — но уже не на фордовской Фиесте, а на вазовской «восьмерке». Однако, увы, намерения молодого эстонца не превратились в реальное дело: на старт Мико так и не вышел. Зато впервые в сезоне на «ринге» появился Кермо Лаус: уроженец острова Сааремаа вновь выкатил на старт свой Nissan Sunny, который нашим Жигулям до этого никак не удавалось обогнать. Да и молодого Патрика Юхе нельзя было сбрасывать со счетов: юный выходец из «народного ралли» (так в Эстонии именуются соревнования на серийных машинах) уже успел показать прыть своей легкой Хонды на предыдущих гонках.
Дебютную гонку на полноприводном прототипе Ford Fiesta петербуржцы Дмитрий Воронов и Виктор Позерн завершили с восьмым результатом в общем зачете
«Хуже некуда» — таков был вердикт Байкова после проезда по первому городскому спецучастку в Выру. После того как на Жигулях ослабили преднатяг блокировки заднего моста (а он у нас, напомню, вольвовский) для большей стабильности на торможениях, на асфальте машина просто отказались ездить в привычном заносе! Второй проезд по городу получился чуть получше — но до Кена Блока нам все равно было очень далеко. И только на единственном в этот день гравийном допе мы получили удовольствие. Причем не только от езды, но и от того, что организаторы развернули в пятницу гоночный канал задом наперед. В результате мы со своим 55-м стартовым номером успели проскочить по трассе еще по-светлому, а вот лидеры абсолюта дружно угодили не только в темень, но и в густой туман!
Александр Зайцев запомнился зрителям отчаянной ездой, но до финиша петербуржец не добрался, повредив Peugeot 208 R2 после вылета с трассы
Так или иначе, но закончили мы пятницу на третьем месте в классе, уступив почти десять секунд и Юхе, и Лаусу. «Ничего — дружно подумали мы с Климом, — во второй день асфальта не будет, там и попробуем отыграться». И действительно, к финишу СУ5, который был украшен необычным слаломом на площадке, где в роли ограничителей трассы выступали сломанные автомобили (!), мы отгрызли у соперников половину отставания. Но эстонцы тоже оказались не лыком шиты — в свою очередь, ускорившись, они отыгрались на следующей секции. Гонка шла своим чередом — а мы, несмотря на, казалось бы, езду на пределе, так и оставались третьими!
Пришедшего в ралли всего год назад Патрика Юхе, уверен, ждет блестящее будущее
Понятное дело, что передний привод на закрученной трассе предпочтительнее заднего, а центнер лишнего веса у Жигулей, по сравнению с иномарками, тоже не добавляет нам козырей. Но, черт возьми, обидно! И перед последней секцией, состоявшей из двух самых сложных и накрученных спецучастков, мы с Климом — впервые за все время наших выступлений в Прибалтике — решили пойти ва-банк.
Клим настраивается на борьбу
Наш верный механик Андрей Чупраков установил на Жигули новый комплект шин Pirelli, а из машины были без сомнений выкинуты запаска и домкрат: рисковать — так рисковать! Концентрация в экипаже перед стартом последней связки допов была просто запредельной. А тут еще и пыль, и низкое вечернее солнце стало играть против нас — Юхе и Лаус стартовали раньше и оказались в чуть более выгодных условиях. Но Клим все равно решил ехать еще смелее, проходя повороты на передачу выше обычного. Как это выглядело, лучше всяких слов расскажет видео из салона наших Жигулей:
Предпоследний доп мы выиграли, отобрав у Лауса второе место. А вот на финальном спецучастке, несмотря на все старания, быстрее всех в EMV5 оказался экипаж Патрика Юхе на Хонде. Так что пришлось нам с Климом в этот раз довольствоваться малым — серебром и радостью от первой трудовой победы в схватке с Кермо Лаусом, который еще год назад казался нам недостижимым. Спасибо за борьбу, горячие эстонские парни! Благодаря вам, уверен, мы и сами смогли заметно прибавить.
Второе место стало для нас наивысшим достижением на ралли Южная Эстония — до этого мы дважды финишировали в Выру третьими
Через месяц с небольшим нас ждет финал чемпионата Эстонии на острове Сааремаа. Туда мы снова поедем не за очками — а за новым опытом, удовольствием от хорошей гонки и, конечно же, борьбой.
South Estonian Rally
Чемпионат Эстонии, 5-й этап
Чемпионат Латвии, 6-й этап
Выру (Эстония), 30—31 августа
Стартовало 74 экипажа, классифицировано 53
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Г. Гросс/Р. Мыльдер | Эстония | Ford Fiesta WRC | 55.04,5 |
2 | О. Сольберг/А. Джонстон | Норвегия/Великобритания | Volkswagen Polo GTI R5 | +3,9 |
3 | Э. Каур/С. Симм | Эстония | Ford Fiesta Proto | +1.12,2 |
4 | В. Горбань/С. Ларенс | Украина/Эстония | Mini John Cooper Works WRC | +3.05,9 |
5 | П. Койк/А.-У. Хелдна | Эстония | Ford Fiesta R5 | +3.46,0 |
6 | Э. Блумс/Д. Эглитис | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +4.32,2 |
7 | Д. Ростилов/Г. Трошкин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +4.32,5 |
8 | Д. Воронов/В. Позерн | Россия | Ford Fiesta Proto | +5.07,1 |
9 | А. Ржевкин/А. Курносов | Россия | Ford Fiesta R5 | +5.49,9 |
10 | Р. Вирвес/С. Пруул | Эстония | Ford Fiesta R2T | +5.54,3 |
… | ||||
13 | Р. Шаймиев/М. Цветков | Россия | Ford Fiesta R5 Mk2 | +6.17,7 |
15 | А. Мурадян/П. Челебаев | Россия | Ford Fiesta R5 | +6.32,2 |
31 | К. Байков/А. Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +11.01,9 |
41 | В. Кузнецов/А. Коноваленко | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +14.48,2 |
Положение в абсолютном зачете чемпионата Эстонии среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Оливер Сольберг | Норвегия | Volkswagen Polo R5 | 358 |
2 | Валерий Горбань | Украина | Mini John Cooper Works WRC | 298 |
3 | Георг Гросс | Эстония | Ford Fiesta WRC | 279 |
4 | Эдийс Бергманис | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | 209 |
5 | Кен Торн | Эстония | Ford Fiesta R2T | 209 |
Положение в зачете EMV5 чемпионата Эстонии среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Клим Байков | Россия | ВАЗ-2105 | 130 |
2 | Кристо Лаадре | Эстония | Toyota Starlet RWD | 62 |
3 | Патрик Юхе | Эстония | Honda Civic | 46 |
4 | Лаури Пеегель | Эстония | Honda Civic | 33 |
5 | Тимму Кырге | Эстония | ВАЗ-2105 | 29 |
Положение в зачете LRC5 чемпионата Латвии среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Карел Толп | Эстония | Honda Civic Type-R | 85,5 |
2 | Кристо Суби | Эстония | Honda Civic Type-R | 68 |
3 | Улдис Лепиксонс | Латвия | Ford Puma | 59 |
4 | Клим Байков | Россия | ВАЗ-2105 | 51 |
5 | Агрис Упитис | Латвия | Renault Clio | 37 |