Большие гонки в маленькой Латвии, или Жигули на трассе чемпионата Европы
Снимаю шляпу перед руководством Латвийской автомобильной федерации — в самой бедной стране Прибалтики, где живет меньше двух миллионов человек, сегодня проводятся сразу три гоночных события вселенского масштаба! А именно — этапы чемпионата Европы по автокроссу, мирового первенства по ралли-кроссу и чемпионата Европы по ралли. На первом из них, в городке Бауска, я бывал как журналист еще в далеком 1992 году, второй, что проходит в Риге, надеюсь посетить в обозримом будущем, а на третьем, в Лиепае, мне посчастливилось выступить прямо сейчас — в экипаже с Климом Байковым на вазовской «пятерке».
Добро пожаловать в раллийный город Лиепая!
Как российские Жигули, не имеющие никакой омологации, попали на чемпионат Европы? Все очень просто: масштабная гонка в регионе Курземе, помимо старосветской серии, включала в себя сразу два этапа латвийского первенства — с отдельным зачетом в субботу и воскресенье. В итоге за уик-энд нам предстояло промчать больше двухсот «боевых» километров — столько мы с Климом за один присест еще никогда не проезжали!
В этом году организаторы соревнований из лучших побуждений решили расширить географию гонки — и к привычным быстрым спецучасткам в районе Лиепаи они добавили интересные дороги, которые раньше входили в программу ралли Талси. Все бы ничего, но находились они в 150 километрах от штаб-квартиры гонки! В результате ознакомление с трассой превратилось в непростое испытание даже для участников чемпионата Европы — за два неполных дня, отведенных на запись спецучастков, пришлось проехать больше тысячи километров. Да и во время гонки нас с Климом особенно «вымораживали» огромные перегоны — к концу ралли мы больше всего устали именно от них.
Началось же все еще вечером в пятницу с торжественного проезда каравана из восьми десятков машин по улочкам 70-тысячной Лиепаи, которая когда-то была одним из центров латвийской промышленности, а ныне превратилась в тихий курортный городок на берегу Балтийского моря. К слову, наш экипаж оказался единственным в «канале» на Жигулях — и потому нам было обеспечено повышенное внимание со стороны публики и механиков из европейских команд. Еще три латвийских дуэта на вазовской «классике» выступали в историческом зачете, но они вместе с участниками ралли-спринта соревновались только в субботу и за пределы Талсинского района не выезжали.
На латвийской гонке не было городских спецучастков, однако во время пятничного парада по Лиепае пилотам было дозволено немного пошалить на круговой развязке
Ну а открывали процессию пять десятков участников чемпионата Европы. В Лиепаю съехался весь бомонд старосветской серии, выступающий на 280-сильной полноприводной технике категории R5. А чтобы привычным лидерам — поляку Лукашу Хабаю, британцу Крису Ингрэму и нашему Алексею Лукьянюку — жизнь медом не казалась, на гонку заявился сын чемпиона мира по ралли 2003 года Петтера Сольберга, Оливер. 17-летний норвежец в этом году крушит соперников в чемпионатах Латвии и США, и для него соревнования в Лиепае стали европейским дебютом.
Переворот Сергея Ременника в субботу лишил уральца последних надежд на успешное выступление в зачете ERC2 чемпионата Европы
Два предыдущих этапа старосветского первенства — на Азорских и Канарских островах — проходили по примерно одинаковому сценарию. Действующий чемпион Европы Алексей Лукьянюк уезжал от соперников в первый день гонки, после чего крушил технику во второй, доверяя снятие сливок конкурентам. К счастью, в Латвии все было по-другому. Во-первых, Лукас вновь был на голову быстрее привычных соперников, однако не сошел. А во-вторых, наконец-то нашелся пилот, который смог бросить вызов россиянину. И его имя, как вы, наверное, уже догадались, Оливер Сольберг! Как признался потом юный норвежец, перед стартом в Лиепае он пересмотрел все онборды Лукьянюка с гонок в Прибалтике и никак не мог взять в толк — как можно ехать так отчаянно быстро. Каково же было удивление Оливера, когда на первом же спецучастке он «привез» Алексею сразу восемь секунд! Да и после Сольберг уверенно контролировал ход гонки, выиграв за два дня десять допов из тринадцати.
Понятное дело, норвежец и россиянин находились немного в неравных условиях: Сольберг пилотировал новейший Volkswagen Polo GTI R5, а Лукьянюк — Citroen C3 R5, который явно не назовешь самым быстрым автомобилем в этом классе. Да, на Лукаса сильно давил груз ответственности: после двух подряд сходов у чемпиона Европы уже не было права на ошибку — и команда настоятельно рекомендовала ему не лезть в драку, а спокойно добраться до финиша, благо что своих прямых конкурентов по чемпионату Европы Алексей все равно легко опережал. Однако это вовсе не умаляет достоинств Сольберга: для 17-летнего парня он продемонстрировал не по годам быструю и зрелую езду. И как знать — может быть, со временем из Оливера вырастет новый норвежский чемпион мира?
Так или иначе, Алексей Лукьянюк довольствовался в Лиепае серебром, сократив свое отставание от лидеров чемпионата Европы. Однако петербуржец мог и вовсе остаться в Латвии без очков — когда выяснилось, что утром воскресного дня после остановки для прокачки тормозов Лукас «дубасил» по перегонам, превышая разрешенную скорость на 60 и более километров в час. Попадись он в этот момент дорожной полиции — россиянин тут же лишился бы прав. Ну а судьи, изумившись данным от GPS-мониторинга, вызвали Лукьяюка после финиша на серьезный разговор. После того как Алексей повинился, они ограничились условной дисквалификацией с испытательным сроком до конца года, штрафом пять тысяч евро и десятью днями общественно полезных работ по линии FIA…
Третьим в абсолюте, к удовольствию местной публики, финишировал экипаж уроженца Лиепаи Мартиьша Сескса. К слову, для 19-летнего латыша, который в прошлом году выиграл юниорский чемпионат Европы, эта гонка стала полноприводным дебютом!
В отличие от зимних гонок, двухлитровый национальный класс LRC5, в который в Латвии попадают наши 1600-кубовые Жигули, на майской гонке насчитывал всего шесть машин. Дорого! Одни только стартовые взносы в Лиепае тянут почти на тысячу евро. Да и прочие расходы получаются немалыми — например, за два дня соревнований даже наши скромные 180-сильные Жигули «скушали» около 300 литров высокооктанового топлива. А вот других непредвиденных затрат у нас, к счастью, не оказалось: за двести с лишним километров спецучастков с «пятеркой» не случилось ровным счетом ни-че-го!
По скорости в LRC5 мы в этот раз оказались третьими, оставив позади латвийских парней на двухлитровых хэтчбеках Renault Clio и Honda Civic. И только два экипажа укатили вперед. Эстонец Карел Толп, выступающий на «прокачанной» Хонде, оторвал колесо в субботу, но в воскресенье убедительно доказал, почему именно он лидирует в чемпионате Латвии. Ну а непосредственно перед нами оба дня финишировал латыш Улдис Лепиксонс, который не так давно построил могучий хэтчбек Ford Puma c двухлитровым двигателем и секвентальной коробкой передач. Согласитесь, что жигулистам быть в такой компании на подиуме совсем не зазорно! Тем более что быстрая трасса ралли Лиепая нашей машине не подходила: на допах мы то и дело упирались в скромную максималку — 155 км/ч…
Зато опыта мы приобрели выше крыши: две сотни «боевых» километров в одном пелотоне с участниками чемпионата Европы дорогого стоят. А еще ралли Лиепая выявило некоторые проблемы в нашей стенограмме — есть над чем работать на будущее. Так что спасибо латвийским организаторам — и за гонку, и за науку!
Фото на память после финиша: семейство Сольбергов, штурман Оливера Аарон Джонстон, Клим Байков и ваш покорный слуга
К слову, последние строки этой статьи я писал на пароме, который шел из латвийского Вентспилса в скандинавский Нюнесхамн. Приключения Жигулей на берегах Балтийского моря продолжаются — в ближайшие дни нам впервые предстоит распробовать, что такое ралли в Швеции. Вернусь — обязательно расскажу!
Rally Liepaja
Чемпионат Европы, 3-й этап
Лиепая (Латвия), 24—26 мая
Стартовало 50 экипажей, классифицировано 43
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | О. Сольберг/А. Джонстон | Норвегия/Великобритания | Volkswagen Polo GTI R5 | 1:40.31,9 |
2 | А. Лукьянюк/А. Арнаутов | Россия | Citroen C3 R5 | +22,7 |
3 | М. Сескс/К. Цауне | Латвия | Skoda Fabia R5 | +57,4 |
4 | К. Ингрэм/Р. Уайтток | Великобритания | Skoda Fabia R5 | +1.16,8 |
5 | Л. Хабай/Д. Дымурски | Польша | Skoda Fabia R5 | +2.17,7 |
6 | Ф. Мареш/Я. Глоушек | Чехия | Skoda Fabia R5 | +3.02,4 |
7 | М. Грибель/С. Копчик | Германия | Skoda Fabia R5 | +3.32,0 |
8 | Х. Араи/И. Майнор | Япония/Австрия | Citroen C3 R5 | +3.36,5 |
9 | Э. Бринильдсен/К. Менкеруд | Норвегия | Skoda Fabia R5 | +3.46,2 |
10 | М. Адиэльссон/А. Юханссон | Швеция | Citroen C3 R5 | +4.12,6 |
Положение в абсолютном зачете чемпионата Европы среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Лукаш Хабай | Польша | Skoda Fabia R5 | 71 |
2 | Крис Ингрэм | Великобритания | Skoda Fabia R5 | 70 |
3 | Алексей Лукьянюк | Россия | Citroen C3 R5 | 44 |
4 | Оливер Сольберг | Норвегия | Volkswagen Polo GTI R5 | 39 |
5 | Хосе-Мария Лопес | Испания | Citroen C3 R5 | 35 |
Положение в зачете LRC5 чемпионата Латвии среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Карел Толп | Эстония | Honda Civic Type-R | 51 |
2 | Улдис Лепиксонс | Латвия | Ford Puma | 43 |
3 | Клим Байков | Россия | ВАЗ-2105 | 33 |
4 | Кристо Суби | Эстония | Honda Civic Type-R | 23 |
5 | Александр Яковлев | Латвия | Honda Civic Type-R | 19 |