Шведский рок, или Как вазовская «классика» стала гвоздем программы на родине IKEA

Фото: jcrallypics.com | jsmp.se | Андрей Клещев

В 1958 году маленький городок Эльмхульт, что на юге Швеции, в один день стал знаменитым — именно здесь Ингвар Кампрад открыл первый магазин будущей сети IKEA. Успех его детища оказался настоль велик, что уже вскоре по соседству с торговым центром пришлось строить гостиницу: желающие купить дешевую и качественную мебель съезжались в Эльмхульт со всех уголков страны! И магазин, и отель благополучно существуют и поныне. В первом сейчас размещен фирменный музей IKEA, а второй ежегодно становится эпицентром гоночной жизни «викингов» — именно в этой гостинице располагается штаб-квартира ралли Южная Швеция, которое нам с Климом Байковым посчастливилось проехать на Жигулях.

Вот такая клумба с дорожными знаками встречает гостей на въезде в Эльмхульт

Как кировская «классика» оказалась в Скандинавии? Проездом с латвийского ралли Лиепая, где мы за неделю до этого стартовали в одном канале с участниками чемпионата Европы. А если серьезно, то все решил случай. Прошлой осенью на немецком ралли Лаузиц Клим познакомился со шведом Стефаном Хелином, который выступал на «историческом» Опеле. Организаторы ралли Южная Швеция оказались давними друзьями Стефана, и в итоге еще зимой мы получили приглашение выступить в Эльмхульте без стартового взноса и с бесплатным проживанием в том самом отеле IKEA! От таких заманчивых предложений расширить свои гоночные горизонты, как вы сами понимаете, мы не отказываемся. Так что после финиша ралли Лиепая наши Жигули, пройдя плановое обслуживание в дружественной латвийской команде Prospeed, погрузились на паром, отправляющийся из Вентспилса в шведский порт Нюнесхамн…

А еще Хелин, у которого в юниорском зачете ралли Южная Швеция выступал сын Лукас, взял над нашей маленькой командой неформальное шефство. Благодаря Стефану все бумажные вопросы (а в Швеции гоночная бюрократия еще та) решались как по мановению волшебной палочки, техкомиссия была пройдена за пять минут, а у нашего механика Андрея Чупракова появился не только переводчик, но и помощник во всех «железных» делах. А уж когда Хелин схватил российский флаг и отправился на трассу супер-СУ, чтобы поддержать самых дальних (3000 км в одну сторону!) гостей гонки, уважение к нашему шведскому знакомому выросло еще на порядок. Спасибо, Стефан! Ты настоящий друг!

Ралли Южная Швеция проводится с 1976 года и когда-то даже входило в программу чемпионата Европы. В списке его победителей значатся такие известные личности, как Стиг Бломквист, Бьорн Вальдегаард, Мадс Остберг и Хеннинг Сольберг. Да и нашим пилотам в начале 90-х здесь не удивлялись: на ралли Южная Швеция стартовали москвичи Евгений Васин, Сергей Успенский, Михаил Нарышкин, петербуржцы Борис Федотов и Александр Денисов. Правда, все они выступали уже на вазовских «восьмерках», так что Жигулей с российским триколором на борту местные зрители не видели никогда. Да и вообще, в отличие от соседней Финляндии, вазовская техника на дорогах Швеции сегодня большая редкость: в последнее время здесь продавались только «классические» Нивы, да и те в микроскопических количествах.

Может быть, именно поэтому появление наших Жигулей в Эльмхульте произвело настоящий фурор? Такого количества улыбок и поднятых вверх пальцев наша «пятерка» до этого не удостаивалась ни в одной стране мира! А особенно растрогал один шведский дедушка, возвращавшийся восвояси с трассы супер-СУ. Увидев в очереди на старт Жигули, он принялся горячо жать нам руки и тут же заторопился обратно — «Хочу увидеть и услышать на трассе хоть что-нибудь, кроме Volvo!»

Что верно, то верно: Volvo давно стали шведскими Жигулями. И хотя сверхпопулярных в свое время «240-х» в ралли осталось уже совсем немного, их с успехом заменили машины серии 940. Трехсотсильные моторы 2.5 и секвентальные коробки передач придают этим «чемоданам» нехилую динамику — так что даже лишний, по сравнению с предшественниками, вес не мешает пилотам получать привычную порцию адреналина от езды на заднем приводе. Правда, удовольствие это не из дешевых: подготовить конкурентоспособный Volvo стоит сегодня 60—70 тысяч евро.

А знаете, какая машина в Швеции на втором месте по популярности в национальном классе? Переднеприводная Toyota Corolla родом из конца 90-х! В свое время местный дилер японской марки, будучи ярым фанатом ралли, предложил спортсменам двухлитровые машины с секвентальными коробками передач на очень выгодных условиях — и те разошлись по стране тиражом в несколько десятков экземпляров. При этом BMW, крайне популярные в соседних странах, в шведском пелотоне ныне редкость, равно как и прочие «немцы» с «французами»!

С первого взгляда переднеприводные шведские Короллы стоимостью около 80 тысяч евро не отличить от легендарных хэтчбеков Toyota Corolla WRC! На фото — экипаж Робина Сандберга, показавший лучшее время в нашем классе Т2WD

Интересно, что машины в чемпионате Швеции делятся всего на четыре класса. Это международный полный привод (читай — 280-сильная техника категории R5), национальный полный привод (WRC и разновозрастные Mitsubishi), международный монопривод с атмосферными и турбированными хэтчбеками группы R2 и вся остальная техника с колесной формулой 4х2. Вот в последний-то зачет T2WD и попали наши 1600-кубовые Жигули — при том что машин меньше чем с двухлитровыми двигателями тут попросту не было!

Победитель «международного» зачета OT2WD Виктор Хансен уступил сразу пятерым гонщикам, выступавшим на «национальных» Тойотах

Так что побороться за призы в сражении с почти в два раза превосходящими нашу «пятерку» по мощности автомобилями у нас с Климом не было никаких шансов. Но ведь мы ездим на гонки не столько за призами, сколько за удовольствием. А его на ралли Южная Швеция оказалось выше крыши!

R5 по-шведски — полноприводный Mitsubishi Mirage от компании Mpart AB, имеющий национальную омологацию

Кайфовать от местных спецучастков мы начали еще во время ознакомления с маршрутом. С таким типом дорог нам с Климом доселе встречаться не приходилось: вся трасса субботнего дня была проложена по узким, в одну машину, проселкам! При этом все они (хвала местным дорожникам!) были настолько плотными по покрытию, что без проблем выдержали два прохода сотни боевых машин. И пусть шведская трасса оказалась не столь «трехмерной», как в Финляндии или на юге Эстонии, количество поворотов на спецучастках в окрестностях Эльмхульта просто не поддавалось исчислению! Никогда в жизни мне не доводилось диктовать стенограмму так быстро и так часто: «Левый один на правый один — правее — трамплин на левый один — на правый один через трамплин — на левый два через зону — трамплин — двадцать левый два короткий…» И так далее и тому подобное. Шведский рэп, да и только!

Многие шведские экипажи не тратят время на ознакомление с трассой, а пользуются стандартной стенограммой, которую можно купить у организаторов

За один субботний день в Эльмхульте я надиктовал Климу столько позиций, сколько не наговорил за два дня на трассах чемпионатах Европы в Лиепае! Но и кайфа от езды в Швеции мы получили куда больше: Климу нравится езда по узким и «строгим» лесным дорожкам, да и наша стенограмма не подвела. Ну а на Жигули мы и вовсе не могли нарадоваться: за всю гонку «пятерка» ни разу не чихнула и не кашлянула! Словно сама машина получала удовольствие от возможности промчать по таким классным дорогам…

Правда, начиналось все в пятницу со зрительского допа, проложенного по «искусственной» трассе близ Эльмхульта. Тут были и ямы, и «отработка», и полуторачасовая задержка на старте: организаторы явно перемудрили со схемой движения на спецучастке, включив в нее сразу две «карусельные» гонки! Зато было время пообщаться и со зрителями, и с соперниками. Например, мы узнали, почему это ралли любит экипаж литовца Игнаса Талетавичуса, выступавший на «раздутом» хэтчбеке Renault Clio с двухлитровым двигателем и секвентальной коробкой передач от машины международной категории R3. Оказывается, из родной для прибалта Клайпеды ходит паром в шведскую в Карлскруну, от которой до Эльмхульта рукой подать!

Наши люди есть везде! Русская девушка Диана вот уже много лет работает механиком в одной из шведских команд и знает про раллийные Volvo все!

С Талетавичусом, к слову, мы пересекались еще в 2015 году, когда на этапах чемпионата Литвы разыгрывался раллийный монокубок для Жигулей. Тогда Игнас все на том же Clio привозил нам на спецучастках просто вечность, а по итогам гонок уезжал на восемь—десять минут. Однако за прошедшее время наш экипаж все же, похоже, кое-чему научился: на супер-СУ мы оказались быстрее, а по сумме спецучастков отстали от литовского коллеги лишь на минуту с хвостиком. Да и на общем фоне наши Жигули выглядели совсем не позорно: пятидесятый результат из семидесяти возможных в абсолюте и 22-е время из 32 финишировавших в зачете T2WD. Ну а как наша езда смотрелась со стороны, можно увидеть в этом видео:

На финишном подиуме Жигули держали едва ли не дольше всех: ведущая церемонии все пытала Клима о впечатлениях. И хотя призов в ралли Южная Швеция мы не заработали, эмоции от этой гонки можно охарактеризовать одним словом — восторг! Так что на финальный вопрос на подиуме, намерен ли жигулевский экипаж из России приехать в Эльмхульт через год, мой пилот без раздумий и политеса ответил, что нам бы очень этого хотелось.

Ну а пока — до свиданья, гостеприимная Швеция! Если мы снова и приедем с Жигулями в гости к скандинавам, то только в следующем сезоне. Ну а в этом нас еще ждет защита чемпионского титула в чемпионате Эстонии. Ближайшая гонка — ралли Viru в Раквере — стартует уже на следующей неделе.

Ралли Южная Швеция
Чемпионат Швеции, 3-й этап
Эльмхульт (Швеция), 31 мая — 1 июня
Стартовало 104 экипажа, классифицировано 70
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 П. Флодин/Г. Бергстен Швеция Skoda Fabia R5 1:01.40,7
2 М. Берглунд/Й. Геверт Швеция Skoda Fabia R5 +31,5
3 М. Монелиус/К. Лексе Швеция Skoda Fabia R5 +1.56,5
4 Й. Ольссон/К. Сундквист Швеция Mitsubishi Lancer Evo IX +2.17,3
5 А. Юнассон/Х. Хультерског Швеция Mitsubishi Lancer Evo IX +2.29,9
       
44 И.Талетавичус/Д. Аугунас Литва Renault Clio +8.45,6
50 К. Байков/А. Клещев Россия ВАЗ-2105 +9.57,6

Рекомендованные статьи