Жигули и народное финское ралли: каково ехать в гонке из 252 машин?
Спросите у любого раллиста, по каким дорогам он мечтал бы промчать, и вы почти наверняка получите ответ — по финским. Что неудивительно: других таких быстрых и в то же время трехмерных спецучастков, как в Суоми, нет ни в одной другой стране мира. Вот и мы с моим пилотом Климом Байковым, побеждая в Прибалтике на Жигулях, нет-нет да и поглядывали в сторону Финляндии — а ну как получится выступить на родине легендарных Ари Ватанена и Юхи Канккунена? Поначалу эта мечта казалась несбыточной: как выяснилось, в Суоми весьма жесткие требования к оригинальности кузовных деталей раллийных машин, в которые наша «пятерка» с дверями, крышкой багажника и другими элементами из композитных материалов ну никак не укладывалась. Но не было бы счастья, да несчастье помогло.
Финляндия стала для наших Жигулей уже шестой страной, где они выступали, — после России, Латвии, Эстонии, Литвы и Германии
Организаторы ралли Таллин, где мы изначально планировали выступать 10—11 мая, чтобы защищать свой титул в чемпионате Эстонии, в начале весны объявили об отмене гонки. И почти одновременно мы получили приглашение от знакомого финского фотографа Яри Нурминена выступить в те же выходные на местечковом ралли в Суоми! Как оказалось, в любительских соревнованиях у соседей техтребования менее жесткие, чем в чемпионате Финляндии и других гонках, проходящих под эгидой организации AKK Motorsport. Более того, в Ikaalisten Kylpylaralli (что в вольном переводе означает «ралли курорта Икаалинен») есть отдельный зачет для Жигулей, которые стартуют впереди всех! А когда мы узнали о других персональных бонусах для нашего экипажа — отсутствии стартовых взносов (минус 250 евро) и бесплатном размещении на том самом курорте, — все было решено в пять секунд. Едем! И плывем!
Привычная для Клима дорога от родного Кирова до Эстонии в этот раз удлинилась еще на полсуток и триста километров — чтобы пересечь Балтику на пароме и добраться до маленького курортного городка Икаалинен, что в центральной части Суоми. Главный организатор соревнований, Рику Айнасвуори, несмотря на подготовку сразу двух мероприятий (вечером накануне гравийного ралли тут же проводился асфальтовый ралли-спринт), нашел время, чтобы лично встретить гоночных гостей из России, явно нечастных в этих краях. Мало того, Клима тут же зазвали на пресс-конференцию, а наши Жигули заняли почетное место на мини-выставке спортивной техники в местном супермаркете!
На следующий день нас ждало самое интересное — знакомство с финскими спецучастками. Ikaalisten Kylpylaralli входит в новую финскую серию R-Rallicup, этапы которой проходят в формате гонок выходного дня, а ознакомление с трассой не проводится — на допах экипажи ориентируются только по выданной организаторами дорожной книге. Да, это сильно экономит время и деньги местным участникам (на гонку с 80 «боевыми» километрами можно потратить всего один день и обойтись без гостиницы), но мы-то привыкли совсем к другому! К счастью, в этом соревновании было несколько зачетов и для тех, кто привык к написанию своей стенограммы. В том числе — для машин с рабочим объемом двигателя до 1650 см³, куда отлично вписались наши Жигули. Так что легенду с картой в руки — и вперед, на трассу!
До этого я много раз бывал на финском этапе чемпионата мира, и — признаюсь честно — для меня дороги в окрестностях Икаалинена большим откровением не стали. Да, в меру рельефно, закручено и трехмерно, но ничего из ряда вон выдающегося — плюс-минус южная Эстония. В Ювяскюля трассы, безусловно, посложнее — там больше трамплинов и смен направления движения на переломах дорожного профиля. Но для нашего дебюта в Финляндии дорожки в окрестностях Икаалинена, пожалуй, самое то. Интересно, как сложится для нас этот своеобразный экзамен на зрелость после трех лет «обучения» премудростям раллийной науки на гонках в Прибалтике?
Написание стенограммы далось нам достаточно легко. А вот ее объем оказался непривычным: записывать пришлось не 50—60 «боевых» километров, как это обычно бывает в Прибалтике, а все 82 — на этом ралли спецучастки не повторялись, за исключением короткого отрезка на финише СУ1 и СУ7. Но больше всего нас поразила не трасса, а четкость организации этих по большому счету клубных соревнований. Еще до выезда в Финляндию мы с Климом с трепетом взирали на растущий до небес список желающих принять участие в Ikaalisten Kylpylaralli: в один прекрасный момент он насчитывал 303 экипажа! И хотя до старта в Икаалинене добралось «всего» 252 дуэта, меня тревожили смутные сомнения: как организаторы справятся с таким потоком людей и машин?
Отлично справились! В отличие от гонок в России и Прибалтике, финны исповедуют другой подход к организации административных и технических проверок. Условно говоря, его можно назвать конвейером: первая машина не ждет, пока 250-я пройдет все предусмотренные процедуры, а просто стартует в назначенное заранее время. «Административка» заняла у нас с Климом ровно две минуты, которые потребовались на демонстрацию водительских прав и получение номеров с наклейками. А техинспекция, которая была грамотно разделена на три потока, уложилась в четыре минуты: судьи проверили крепление сидений, состояние ремней, уровень шума (99 дБ при разрешенных 103) и наличие местной спортивной страховки автомобиля на время соревнований (она стоит 25 евро). Всё — можно гнать!
Помимо нас, иностранными участниками этой гонки были лишь четыре шведских экипажа
Хотя нет, не можно — сначала нужно проинструктировать нашего механика Андрея Чупракова об особенностях финского сервисного обслуживания. Единого парка сервиса и отдельных заправочных зон, как на больших гонках, на этом ралли нет. Заливать бензин можно только на попутных АЗС, так как своим топливом в Финляндии пользуются лишь единицы из «гонщиков выходного дня». Сервис разрешен прямо на дороге после СУ2 и на городских улицах после четвертого и шестого спецучастков. Жесткого норматива на обслуживание техники нет — оно входит в норму времени на очередной перегон. А еще на Ikaalisten Kylpylaralli совсем не было пунктов контроля времени — судей мы видели только на стартах и финишах спецучастков! Так что можно было ремонтироваться на перегонах сколько вздумается — хоть до закрытия очередного судейского пункта. Ну а на допах главное — уложиться в 20-минутный норматив: если ты его превысил, то можешь продолжать гонку только уже вне зачета.
За прошедшее с февральского ралли Сарма время наши Жигули пережили очередную модернизацию. Под капотом прописалось гоночное сцепление Tilton и спортивный маховик, чтобы лучше справляться с крутящим моментом от почти 180-сильного мотора. Изменился диаметр тормозных цилиндров — согласно рекомендациям, полученным на совместных зимних тестах с дружественной командой SRT. Другие тренировки, уже весенние и в Кирове, подвели Клима к еще одному техническому усовершенствованию: после того, как от Жигулей в повороте отвалилось заднее колесо, 12-миллиметровые в диаметре шпильки от Subaru уступили место 14-миллиметровым. Ну а внешний вид нашей «пятерки» освежили пластиковый капот от компании Clubturbo и надписи «Лукойл» вместо привычных наклеек Total. В общем, мы тоже включились в процесс импортозамещения!
Тонкая настройка карбюраторных Жигулей, которых в Финляндии осталось с советских времен еще немало
Но довольно о правилах и технике — давайте все же о гонках. На старт в Икаалинене вышло восемь Жигулей — семь финских и одни российские. Мы получили номер «3», а прямо за нами на простенькой (как и все местные вазики) «пятерке» с классическим двигателем стартовал Сеппо Ханнукайнен, который гоняет на Жигулях аж с 1979 года! Жаль только, что финский дедушка продержался в гонке недолго: вылетел с трассы и повредил свою машину. Но и другие пилоты из Суоми оказались довольно «зубастыми»: несмотря на наше преимущество в технике и наличие хорошей стенограммы, Юусо Карукка на «копейке» постоянно держался где-то рядом и даже смог выиграть у нас один спецучасток. Правда, под занавес гонки он что-то натворил, потеряв разом полторы минуты и откатившись на третье место в жигулевском зачете…
Ну а у нас больших проблем по ходу гонки не было. Да, я пару-тройку раз чуть запоздал с чтением стенограммы в сложных местах, а Клим на одной развилке уехал не направо, как ему было сказано, а налево (к счастью, без последствий, за исключением нескольких потерянных секунд) — вот и все наши приключения за 82 «боевых» километра! Жигули в Суоми отработали как швейцарские часы, словно они сами получали такой же кайф от езды по классным финским дорожкам, как и мы. Ну а то, что стартовавшим в начале канала приходилось чуть сложнее из-за «расчистки» траекторий от мелкого гравия, — к этому мы были готовы. Уж лучше так, чем плестись в хвосте, собирая все ямы и камни от впередиидущих автомобилей!
По этой причине мы с некоторым опасением ожидали старта на финальном СУ7 — ведь его последние четыре километра повторяли первый доп, по которому уже проехало две с лишним сотни машин. Но надо отдать должное качеству подготовки финских дорог: повторяющийся отрезок оказался не худшим, а лучшим для нас за все время гонки. Ожидавшихся ям и камней тут не было от слова «совсем», а на чистой траектории оказался такой отменный зацеп, что мы умудрились показать на Жигулях 15-е время в абсолюте! Правда, в этом нам помог и дождь, начавшийся аккурат через пять минут после финиша, но (тсс!) кто об этом узнает, кроме читателей Авторевю?
Итак, мы стали лучшими среди жигулевских экипажей — что неудивительно, учитывая серьезное преимущество в технике и «прописи» трассы. Поэтому правильнее оценивать результаты Ikaalisten Kylpylaralli с другой точки зрения: а где бы мы оказались в рамках 1650-кубового «стенограммного» зачета? Тут наше место — четвертое, позади местных экипажей на легких заднеприводных Тойотах и переднеприводной Фиесте и впереди еще двух шведских и финских дуэтов на Старлетах. Почти золотая середина. Впрочем, мы ведь ехали в Финляндию не за призами, а за удовольствием! Которого, как вы сами понимаете, мы получили на этой гонке выше крыши.
К слову, удовольствие это вскоре будет доступнее и для других наших раллистов — особенно для тех, которые живут в Питере или приграничной Карелии. Организаторы клубной серии R-Rallicup обещают сделать в следующем году отдельные зачеты для Жигулей и экипажей, привыкших к собственноручной записи стенограммы. Так что, дорогие соотечественники, добро пожаловать на гонки не только в Прибалтику, но и в Финляндию. Это кайфово и не так уж дорого: проверено на себе!
Ну а мы с Климом уже собираемся в самое длинное путешествие в нашей совместной раллийной жизни. 25—26 мая нас ждет латвийское ралли Лиепая, а через неделю — этап чемпионата Швеции, где тоже, как оказывается, рады российским Жигулям!
Ikaalisten Kylpylaralli
R-Rallicup, 4-й этап
Икаалинен (Финляндия), 11 июня
Стартовало 252 экипажа, классифицирован 151
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К. Кивиниеми/Э. Малконен | Финляндия | Mitsubishi Lancer Evo Х | 41.19,6 |
2 | В. Хаутамяки/М. Юнтунен | Финляндия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +26,9 |
3 | А. Валконен/Я. Похто | Финляндия | BMW M3 | +2.16,0 |
4 | Я. Олликала/М. Хейккиля | Финляндия | Toyota Corolla GT | +2.27,9 |
5 | Я. Куйкка/Т. Иконен | Финляндия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +2.30,9 |
… | ||||
38 | К. Байков/А. Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +5.53,5 |
55 | М. Турунен/К. Турунен | Финляндия | ВАЗ-2105 | +7.45,2 |
59 | Ю. Карукка/Й. Карукка | Финляндия | ВАЗ-2101 | +8.05,5 |
112 | М. Китоля/Х. Пелтола | Финляндия | ВАЗ-2105 | +11.18,6 |
123 | Ю.-П. Похьянкиви/Й. Вильяранта | Финляндия | ВАЗ-2110 | +12.18,2 |